Правовым является «поведение субъектов права в сфере юридического воздействия, урегулированное правом и им соответствующим образом оцениваемое» [8]
Таким образом, возникла обусловленная необходимость характеристики поведения личности как юридически значимого.
Отношение индивида к правовой стороне жизни общества и определяет его место в исторически заданном обществе. Государство, закрепив в юридических нормах оценку правовым действиям личности, наделило специально на то уполномоченные государственные органы в целях поддержания установленной власти оценивать поведение как правомерное, так и противоправное со всеми вытекающими последствиями (в частности, юридической ответственности личности за свои поступки).
Непосредственное обращение к исследованию общественно полезного поведения в сфере права наиболее актуально в период активного становления демократизма в России в настоящее время. Динамические процессы в становлении современной юриспруденции постсоветской эпохи умаляют традиционно догматические трактовки правовых категорий. Правовое поведение выступает «необходимым инструментальным компонентом многих понятий современной теории права, таких как законность и правопорядок, правовая культура и правовой статус личности, социальный механизм обеспечения прав человека и гражданина…»[9]
Нельзя не согласиться с мнением о том, что юриспруденция должна становиться наукой о социальном поведении человека в правовой сфере, а поведение, соответственно, должно рассматриваться в качестве конечного осуществляемого или осуществленного права.
Отдельно следует говорить о том, что в современном правоведении выделяют злоупотребление правом как разновидность правового поведения. Остановимся подробнее на данном вопросе.
«Подобное осуществление прав с целью причинить другому вред носит название злоупотребление правом или шикана (chikane) и изречение «злоупотребление непростительно» находим у римских юристов. И только со временем, в процессе совершенствования законодательства некоторые злоупотребления начинают приобретать юридические признаки…Со времени буржуазных революций, когда права и свободы человека и гражданина были провозглашены и законодательно оформлены, проблема злоупотреблений правами со стороны граждан стала не менее актуальна…
Сущность злоупотребления правом – осуществление субъективного права, которое причиняет зло. В юриспруденции под злом в зависимости от правовой системы страны и конкретной отрасли права понимается вред (ущерб) и убытки.
Вред – уничтожение материальных и нематериальных благ. Убытки- реальный ущерб, а также упущенная выгода. В совокупности они составляют один из основных признаков злоупотребления правом.
2-й признак – осуществление субъективного права в противоречии с его назначением. В итоге дефиниция: злоупотребление правом – есть такая форма осуществления права в противоречии с его назначением, посредством которой субъект причиняет вред другим участникам общественных отношений…Причинение вреда при осуществлении права в соответствии с его назначением – не злоупотребление правом. Более того, некоторые права невозможно реализовать без причинения вреда (необходимая самооборона)
Правомерное злоупотребление – аморальное, нецелесообразное осуществление субъектом своих прав в виде использования правовых предписаний, если в результате этого был причинен вред другим участникам общественных отношений… К противоправным относятся только такие злоупотребления, которые совершаются субъектами, реализующими свои права и свободы и властные полномочия… Противоправное злоупотребление отличается от правонарушения: субъект совершает противоправное деяние посредством реализации своего субъективного права (правомочия) и первоначальная стадия его деяния находится в рамках закона… Нередко оказывается на практике, что злоупотребление правом является способом совершения противоправных деяний…»[10]
Способом ограничения злоупотребления правом, по мнению А.А. Малиновского, в первую очередь является законодательное закрепление таких категорий, как «добросовестность», «разумность», «справедливость».
Одним из способов защиты государственных интересов в части, касающейся злоупотребления правом, является, например, введение правоограничений для государственных служащих. В п.п. 11 п. 1 ст. 11 ФЗ 1995 г. госслужащим РФ запрещено участие в забастовках без каких бы то ни было исключений в силу того, что госслужащий органично связан с государством, осуществляет свои полномочия от имени и по поручению государства. Поэтому необоснованный отказ от работы или согласованное уменьшение результативности труда … могут нарушить функционирование государственных органов и поставить под угрозу безопасность государства.[11]
В связи с затронутой проблемой хочется вспомнить и о том, что в настоящее время законодатели все чаще обращают внимание на участившиеся факты злоупотребление правом со стороны представителей судейского корпуса Российской Федерации. В связи с этим в 2004 году был принят Кодекс судейской этики (на смену Кодексу чести судьи РФ 1993 года) – документ, который для судей имеет силу закона. Дефекты нравственного свойства, не позволяют некоторым представителям судейского корпуса соответствовать предъявляемым высоким требованиям. Дефекты эти зачастую обусловлены как индивидуальным моральным воспитанием, корни которого исходят еще из семьи, так и несоответствующим уровнем образования и самообразования. Таким образом, проблема обусловленности решений судьи его моральными убеждениями в некоторой степени перерастает в проблему злоупотребления правом.
3. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Поведение – действие, поступок, в котором обязательно фиксируются отношения личности к интересам общества и отдельных людей. Традиционно действия и поступки людей, в первую очередь, нарушающие, порой разрушающие устоявшийся социальный порядок, являются предметом обсуждения, анализа обществоведов, ученых, обывателей. Это обусловлено необходимостью правового воздействия в связи с очевидным вредом, социальной опасностью противоправного поведения. Однако в современных условиях, когда формируется общество, где приоритетным является верховенство закона, особого подхода требует изучение понятия «положительного» правового поведения членов социума. В демократическом государстве право переориентируется на поддержание и поощрение положительной деятельности людей, приносящей определенную пользу, даже экономическую выгоду (в случае с налоговыми платежами) государству.
Характеризуя правомерное поведение, признаем что «в соответствии с общепринятым определением правомерное поведение признается единственно правильным, должным человеческим поведением, регулируемым правовыми нормами».[12] Иными словами, поведение личности, соответствующее предъявляемым требованиям, соответствующее правовым предписаниям, не противоречащее установленным правовым нормам, не запрещенное, либо требуемое, либо допускаемое правовыми нормами и является правомерным.
Примкну к мнению большинства авторов, определяющих правомерным поведение, не выходящее за пределы дозволенных правом границ действий (поступков). Традиционно воспринимая юридическую терминологию, предположу считать более приемлемым и традиционным понятие «правомерное поведение» как составную часть понятия «правовое», не отождествляя их по признакам семантического сходства.
Прогноз профессора В.В. Оксамытного о приобретении в ближайшем обозримом будущем российской правовой системой термина «законопослушное поведение» хотелось бы полностью поддержать. Несколько ранее вставшая на путь демократизации Латвия привила своим гражданам чувство самоуважения от осознания личного законопослушания. Однако, в России, где нацию составляет огромное количество потомков людей, прошедших «школу» тюремного заключения, ссылки и т.п., где сотрудники правоохранительных органов в ресторанах и машинах со слезами на глазах слушают «блатную» музыку, где ненормативное арго звучит уже в школе, и т.д. потребуется, на мой взгляд, огромный промежуток времени для формирования в широких слоях населения позитивного восприятия законопослушания как мерила собственного отношения к праву. На эту тему, только касательно правосознания, В.В. Сорокин пишет: «Ценностный вакуум в правовой сфере в условиях существования правовой системы невозможен. Однако при ослаблении идеологической функции государства правовые ценности могут быть замещены ценностями криминального мира либо иными клановыми установками…»[13]
Правовая ценность изложенных в нормативных документах канонов правомерного поведения определяется правосознанием членов общества. Правосознание же «представляет собой совокупность мысленных и чувственных оценок правовых явлений, правовых отношений…Правосознание и правовая культура народа обеспечивают непрерывность развития правовой традиции, гарантируют правовую преемственность…»[14]
Характеризуя правомерное поведение с точки зрения его ценностных качеств, будем придерживаться традиционных трактовок, как то: общественная полезность и массовость, добровольность и сознательность, убежденность и ответственность личности в своих поступках, ее активность в выполнении обусловленных правом действий.
Являясь связующим звеном между правовой нормой и тем социальным эффектом, на достижение которого она рассчитана, правомерное поведение в совокупности является воплощением правового порядка в обществе.