Смекни!
smekni.com

Юридически значимое поведение (стр. 3 из 8)

«Вопросы правопорядка имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Потребности и интересы общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. Четкий и жесткий правовой порядок в России выступает единственно возможным путем дальнейшего движения. Без этого невозможно формирование правового государства и развитие цивилизованной демократии. Правопорядок – необходимое условие возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов…» [15] Продолжая мысль, следует сказать, что только массовое соблюдение норм правомерного поведения позволяет поддерживать в обществе правопорядок, в случае преобладание в обществе индивидов, придерживающихся неправомерных правил поведения, происходит преобразование социальных норм и устоев (например, пролетарский террор, анархия, воинствующий атеизм начала 20 века). Таким образом, следует характеризовать правомерное поведение как самое массовое общественное явление.

4. ВИДЫ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В основу классификация видов правомерного поведения современная юриспруденция полагают критерии, позволяющие представить весь массив практического проявления правомерности в деятельности индивида.

В целом же в современной юридической науке сложились определения следующих видов правового поведения, применительно к определенным социально-правовым отраслям:

- конституционное правомерное поведение (его рамки регулируются конституционным статусом личности);

- электорально-правомерное поведение (в сфере избирательного права оно характеризует активность при голосовании на выборах);

- уголовно-правомерное поведение (не подпадающее под действие или бездействие, предусмотренное УК РФ);

- уголовно-процессуальная активность (поведение в сфере действия УПК РФ);

- правомерное трудовое поведение (не противоречащее нормам трудового права).

По аналогии, при наличии мотивации правомерного поведения (т.е. системы побудительных факторов личности, ее убеждений, ценностных ориентаций и пр.) предположу перспективу появления социального правомерного поведения в сфере зарождающегося социального права. На эту тему Т.К. Миронова предлагает считать социальным правом самостоятельную отрасль, нормы которой регулируют (в рамках организационно-правовых форм социального страхования и социального обеспечения) отношения по предоставлению обществом своим членам материальных благ в случаях наступления социальных рисков, вызывающих в силу своей общественной значимости объективную потребность в обеспечении социальной защищенности человека…»[16]

Основная классификация правомерного поведения, предложенная профессором Оксамытным В.В., произведена в зависимости от мотивов, определяющих различные варианты, приемлемые для права, и степени интенсивности, качества деятельности личности в каждом из них, иными словами, по степени вовлечения личности в правовое регулирование.

1. Маргинальное поведение – следование праву людей, индивидуальное правосознание которых расходится с требованиями правовых норм («позднелат. marginalis – находящийся на краю, от лат. margo – край, граница.социологиче. понятие, обозначающее прмежуточность, пограничность положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику»[17]). Маргиналы в силу определенных психически и психологически сдерживающих обстоятельств не пересекают границу правового поля на сторону противоправного поведения. Т.о. маргинальное поведение является правомерным, т.к. правомерность поведения определяет реальное поведение, а не вербальное. Относясь негативно к правовым предписаниям государства, маргинал все же их соблюдает и придерживается. В теории права маргинализм впервые охарактеризовал В.В. Оксамытный, определив его переходным между правомерным и противоправным состоянием личности, поведение которой вызывается как собственной социально-психологической деформированностью, так и определенным провоцированием со стороны государства и общества.[18] В настоящее время в России маргинализм присущ значительной части общества. Огромный разрыв между бедными и богатыми, продолжающееся снижение материального достатка средних слоев населения, осознание несовершенства дееспособности государственной системы в сфере социальной поддержки и защиты населения вызывает ответную реакцию со стороны последнего в виде игнорирования, отторжения внедряемых реформ. Рост преступности на территории России в настоящее время также обусловлен массовой маргинализацией современного российского гражданского общества, которая, в свою очередь, была порождена либеральной моделью переходных преобразований в России с начала 1990-х г.г. «В условиях общей нищеты люди не способны сознавать себя свободными личностями. Материальное обнищание, профессиональная и социальная неустроенность, неясность жизненной перспективы понижают порог представления человека о собственной ценности… История государств и правовых систем свидетельствует, что маргинальные массы могут становиться движущими силами переходного общественного развития только на разрушительных этапах преобразований. Для немногочисленной части общества, алчущей скорой наживы либо иного удовлетворения узкогрупповых интересов, поддержание маргинализации общественного сознания, в частности правосознания, становится непременной задачей»».[19]

Сделав небольшое отступление от темы, полностью хотелось бы поддержать утверждение В.В. Сорокина о том, что для России более предпочтительна не либеральная, а социал-демократическая модель правового реформирования, как раз на том основании, что «к чертам российской самобытности индивидуализм и пренебрежение идеалами развития никогда не относились. Российскому обществу свойственны высокая духовность, стремление к высоким нравственным идеалам, общинность, коллективизм, высокий ценностный статус частной собственности...»[20]

В истории Российского государства есть факт, когда в 19 веке в целях улучшения материального положения в виде эксперимента по указу императора ряд крестьянских деревень был вывезен со скудных степных земель на территорию Сибири и расселен на плодородной земле хуторами. Спустя 10 лет оказалось, что крестьяне предпочли снова поселиться на компактной территории и жить впроголодь – это в пользу коллективизма. А вот целенаправленная программа государства, перенятая по образу США 50-60 г.г, по оболваниванию теперь уже современного российского общества при помощи сериалов, доступной водки и иных сомнительных элементов благополучия, вполне возможно, достигнет своих целей. Уже сейчас Россия перестала быль «самой читаемой» страной в мире, современная молодежь откровенно издевается над идеалами старшего поколения, не имея собственного представления о духовности. Эпикурейство становиться образом жизни молодых.

2. Конформистское правомерное поведение – пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих. «Конформизм (от позднелат. conformis – подобный, сообразный), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Означает отсутствие собственной позиции,

беспринципное и некритичное следование любому образцу, обладающему большей силой давления…»[21]

С точки зрения государственной власти это, в общем-то, выгодное поведение индивидов - согласное подчинение и безоговорочное повиновение толпы, состоящей из «серых мышей», основанное на пассивном отношении к правовому порядку. Конформизм, с одной стороны, признается общественно полезным явлением, т.к. индивид, подчиняясь мнению большинства, соблюдает нормы права, а с другой – в силу отсутствия собственных оценок полезности права, не является для него желаемым в силу отсутствия какой-либо инициативы. Для достижения максимальной результативности действия права (правопорядка) одного его исполнения (разрешено – не запрещено) явно не достаточно. Однако внушаемость и зависимость от примера большинства (толпы) делает конформистов легкой добычей «революционеров» во времена незаконной динамичной смены государственной власти.

3. Привычное правомерное поведение – привычный поведенческий акт - следование усвоенным правовым идеям и принципам, когда индивид не подвергает анализу правильность требований, предъявляемых ему обществом, государством, а следует им без раздумий. В отличие от стереотипа поведения, когда человек избавлен от необходимости какого либо анализа явления, перенимает его некритически, как образец для подражания, и назначением которого является необходимость стандартизировать и усреднять поведение членов общества, привычка является осознанным повторением действия. (стереотип – от греч. твердый отпечаток, схематический стандартизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью»).[22] Иными словами, человек убежденно и осознанно совершает привычно правомерные действия. Подтверждением наличия мыслительного процесса, т.е. осознания, а не слепого подражания, является то, что, не достигнув желаемого положительного результата, индивид сознательно отказывается от дальнейшего повторения действия. «Именно потому, характеризуя поступки людей, основанные на осознанном усвоении положительного поведения, сложившегося в процессе их правовой социализации, следует говорить о привычно-положительном правовом поведении, а не только о стереотипном.»[23]

4.Социально – активное (инициативное) правомерное поведение – проявляется в общественно – полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в области правоприменения. На современном этапе развития России вовлеченность в политико-правовую жизнь членов общества решит проблему инерции мышления и поведения людей, гражданско-правовой апатии, которая, в свою очередь, обусловливает неумение пользоваться своими правами и свободами, отстаивания их законными средствами. «Политический, интеллектуальный, нравственный облик человека, его желание, способность к переменам, гражданская позиция и активность все более очевидно становятся решающим условием формирования новой российской государственности, успешного хода преобразований в обществе. Эти качества должны подтверждаться активной деятельностью людей, проявляющих высокую культуру и черты цивилизованного поведения…»[24]