«Реальность существования кельтоскифов Посидония оказывается более чем вероятной: по-видимому, это та часть поздних скифов, которая была вовлечена в орбиту понтийской политики и подверглась сильному влиянию со стороны кельтских и кельтизированных членов союза, созданного под эгидой Митридата Евпа-тора… – то есть галатов Малой Азии, скордисков Подунавья и бастарнов».
Не стали ли впоследствии эти самые кельтоскифы одними из предков славян, в частности антов? К этой гипотезе мы еще вернемся. Сейчас нам важно понять, что, вступая в военные союзы с другими племенами, что само по себе событие достаточно рядовое в мировой истории, кельты, как правило, занимали главенствующее положение и оказывали колоссальное культурное влияние ц& другие народы.
В эти же времена произошло еще одно знаменательное событие – в 1 Ю г. до н.э. произошло первое столкновение римлян с полчищами кимвров и тевтонов. О масштабах этого нашествия писал Плутарх: «…вести о количестве и силе наступающих войск вызвали сначала недоверие, но впоследствии они оказались преуменьшенными сравнительно с действительностью. На самом деле двигалось 300 ООО вооруженных воинов и, по рассказам, толпы детей и женщин шли вместе с ними еще в большем числе – они нуждались в землях, чтобы было где прокормить такое множество…» Но что удивительно, несмотря на огромное численное превосходство эти войска не захватили Рим, а направили свое движение в Галлию, где впоследствии и были разбиты, так и не сумев там обосноваться.
«Совместными же усилиями лингвистов и археологов установлено, что на территории между Рейном и Дунаем на рубеже эр обитали группы населения, как ставшие впоследствии прямыми предками современных германцев, так и представители неких «третьих» народов «между кельтами и германцами», остатки прежнего индоевропейского населения… Кстати, парадоксальным образом в зону «третьих» народов попадают и германцы Посидония…» При этом оказывается, что эти племена выступают в сильно кельтизированном виде: их вожди носят кельтские имена – Бойорикс, Кезарикс, Лугиус; римский военачальник Серторий, служащий под началом консула Мария, собираясь в разведку во вражеский лагерь под Аквами Секстиевыми, учил кельтский язык и одевался по-кельтски… Кимвры и тевтоны, как и кельты, сражались полуобнаженными и были так же вооружены – шлемы, украшенные изображениями животных, тяжелые длинные мечи и большие щиты. Кимвры, переходя Альпы, «взбирались на вершины гор по глубокому снегу и льду, а оттуда, подложив под себя широкие щиты, стремительно неслись по скользкой крутизне»… Такими «санками» могли быть кельтские большие щиты типа «тюреос» с продольным ребром и почти плоским умбоном, а не германские, сравнительно небольшие щиты с выпуклым умбоном. Авторы данной статьи, проанализировав античные источники и данные археологии, обратили внимание, что именно в период появления кимвров, тевтонов и тавроскифов происходит так называемая «вторая кельтская революция», выраженная в самой структуре кельтского общества, где на смену военизированной организации и института царской власти приходят ранние олигархические и предгосударственные образования. В Кельтике повсеместно строятся протогородские центры – оппидумы, в материальной культуре получают распространение новые типы вещей: начинается изготовление расписной красно-бело-черной керамики, на мечах наряду с изогнутыми колоколовидными гардами появляются прямые перекрестья, круглые умбоны щитов сменяются прямоугольными, впервые начинают употребляться шпоры, фибулы становятся короче, с круче изогнутой спинкой. Эти типы вещей в разных пропорциях представлены как в самой латенской культуре, так и их северо-восточных соседей от Рейна до Скандинавии, западного Буга, Днестра и Днепра. А самое интересное – меняется погребальный обряд: старые кельтские традиции погребений с колесницами сохранились на среднем Рейне, в восточной Франции и Британии, а немногочисленные трупосожжения зафиксированы на Мозеле и в Тюрингии. Зато в значительной части кельтского мира, особенно в южной Германии, Швейцарии, Чехии, Моравии и частично во Франции, полностью исчезают погребальные памятники, вместо которых распространяются странные подквадратные сооружения в виде рвов со следами жертвоприношений.
Будет нелишне заметить здесь, что именно в этот период времени происходят наиболее тесные и кельтско-славянские связи, и более того – становление славянского этноса при слиянии праславян с частью кельтского населения Европы. «В культовом строительстве кельтов заметны хронологические изменения, связанные с развитием общества, религиозных представлений и организацией культа. В богослужении место князей и королей, курганы которых в Гальштате служили святилищами, занимают друиды. Наряду с жертвенными площадками и ямами, небольшими круглыми святилищами общинного характера распространяются большие четырехугольные города-святилища со священными колодцами и деревянными храмами, за оградой которых могло собираться большое количество народа. Появление храмов и квадратных святилищ знаменует коренное изменение взглядов на мир, на богов и установление их иерархии. Прямоугольные города-святилища свойственны только кельтам и не встречаются у других народов Европы». Эти интересные явления могут быть связаны как с наступлением римлян на Галлию, так и могут иметь сакральные причины, связанные с возвышением друидов.
«Практически повсеместно кельты переходят к погребальным обрядам, неуловимым археологически, поскольку совершались они, видимо, на поверхности. Покойников могли сжигать и развеивать пепел, помещать в деревянные «домики мертвых», оставлять на специальных платформах или просто на поверхности земли, подвешивать на деревьях и тому подобное. В этнографии такие случаи известны у разных народов мира.
В этой связи неожиданно новое звучание приобретает один из пассажей Плиния Старшего, на который обратил наше внимание Д.А. Мачинский: «В древности самым явным признаком победы считалась передача побежденным зеленого стебля. Она означала отказ от обладания землей, от пользования производящей и питающей силой почвы, даже от погребения в земле: этот обычай, как я знаю, до сих пор сохранялся у германцев». Эти сведения могут быть дополнены и данными археологии: «на оппидуме Манхинг, например, найдены стилизованные золотые ветви с листьями, имевшие культовое значение».
К сожалению, историки не всегда обращают внимание на религиозные и мистические причины движения народов, которые бывали значительно важнее экономических и природных факторов, хотя последние для древних народов имели так же мистическую роль. В последнем случае нельзя не согласиться с предположением авторов: «очень похоже на то, что значительная часть кельтов была вынуждена отказаться от права пользования производящей и питающей силой почвы, совершив, вероятно, определенные обряды и произнося перед богами соответствующие клятвы».
Так кто же были представителями этих самых «третьих» народов, которых можно принять за остатки праиндоевропейцев? Судя по территориям, с которых они готовы были обрушиться на Рим, – это скорее всего были те самые кельти-зированные праславяне и те германские племена, которые тоже подверглись кельтскому влиянию и влились впоследствии в уже славянскую общность. Надо сказать, что кельтское влияние на культуру народов Центральной Европы и Малой Азии до сих пор не оценено по достоинству, а оно, судя по всему, было огромным настолько, что формирование многих германских и славянских племен происходило при их непосредственном участии.