Смекни!
smekni.com

Юридические права и обязанности (стр. 3 из 6)

Осуществление субъективных прав и исполнение обязанностей можно рассматривать в качестве нескольких значений: а) как деяния – определенное поведение субъекта (действия или бездействие) в конкретном и определенном состоянии общественных отношений, жизненных реалий, направленное на достижение желаемого юридического (формального) и фактического результата; б) как заложенный в праве (обязанности) итог деятельности, то есть достижение юридической (правовой) цели.

В литературе, на мой взгляд, иногда смешиваются значения рассматриваемых терминов. Т.И. Илларионова, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнев подчеркивают: «Чтобы удовлетворить конкретный интерес (потребность), как правило, недостаточно только приобрести субъективное право. Необходимо его осуществить, т.е. действовать определенным образом».[20]

Иногда под осуществлением права понимается свободный выбор субъектом конкретного варианта поведения из существующей у него в силу права меры (объема) возможностей.[21] Но это не выбор поведения (только часть возможностей, заложенных в субъективном праве), а уже само поведение субъекта, в результате которого реализуется данное право. Выбор своего поведения в рамках, выраженных в субъективном праве правомочий, представляет собой волевое решение субъекта. Это необходимое условие для осуществления права лица, квинтэссенция принципа диспозитивности.

Для того чтобы определить, каким образом происходит осуществление субъективного права и исполнение обязанности, достижение цели, заложенной в содержании права и обязанности, а также сущность данных правовых явлений, необходимо вывести и охарактеризовать механизм его осуществления и исполнения обязанности.

Слово «механизм» обозначает систему, внутреннее устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности, процесса.[22]

Механизм осуществления субъективных прав и исполнения обязанностей представляет собой последовательную, комплексную организацию правовых средств и обеспечение условий, направленных на достижение конечной цели, заложенной в содержании права и обязанности. Цель этого механизма должна быть направлена не только на достижение результата де-юре (официального), но и на действительную, фактическую реализацию тех возможностей (де-факто) для управомоченного лица, которые предоставляются правом. Аналогично цель механизма исполнения обязанностей в идеале должна выражать не исключительно юридическое (формальное) выполнение необходимых требований, но и фактический, социально-экономический результат действия (бездействия) обязанного лица. Поскольку именно при данном теоретическом, законодательном и правоприменительном подходе юридическая (правовая) цель – «как превращение объективной возможности в идеальную (до ее практической реализации) действительность»[23] – может считаться достигнутой.

Весьма показательным в этом отношении представляется дело, рассмотренное Уссурийским городским судом. 14-летний Антон Р. из-за поражения клеток головного мозга является пожизненным инвалидом, жизнь его во многом зависит от работы электроотсоса, самостоятельно он может лишь смотреть и дышать. 21 ноября 2000 г. возникла реальная угроза жизни Антона в связи с отключением ОАО «Дальэнерго» электроэнергии в жилом районе города, где проживает несовершеннолетний. Мать потерпевшего обратилась в суд с иском о компенсации морального вреда энергоснабжающей организацией в размере 50 тысяч рублей (столько необходимо было на покупку автономного электрогенератора). Уссурийским городским судом было установлено наличие реальной угрозы жизни сына истицы, нарушение его права на жизнь. Суд обязал ОАО «Дальэнерго» возместить моральный вред. Однако в каком размере? Суд посчитал, что «в целях разумности и справедливости» компенсацию морального вреда необходимо снизить до 4 тысяч рублей. Именно в такую сумму были оценены страдания матери, чуть не потерявшей своего сына, и физические (а также и нравственные) мучения самого потерпевшего.[24]

Можно ли считать в этом случае, что субъективное право гражданина реализовано и надлежащим образом защищено? Формально – да. Есть охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). Однако, по сути, имело место фиктивное осуществление субъективного права, фактически право лица осталось без защиты, оно не было реализовано.

Итак, понятия субъективного права и юридической обязанности раскрыты. Однако юридические обязанности неоднородны. Существуют частноправовые обязанности (обязанности граждан перед своими контрагентами в частноправовых (гражданских, семейных, наследственных и пр.) правоотношениях), а также публичные обязанности граждан (обязанности граждан перед государством) и публичные обязанности государства. Государство может выступать обязанным субъектом и в частноправовых отношениях, однако в таком случае его правовой статус приравнивается к статусу иных субъектов подобных отношений – юридических лиц.

Нас же, в контексте данной работы более интересуют именно публично-правовые обязанности граждан и государства. Их мы и рассмотрим в последующих главах.

2. Основные обязанности граждан РФ

2.1. Обязанность сохранять природу

Права и обязанности человека и гражданина неразрывно связаны между собой. Известно, что определенным правам не могут не соответствовать надлежащие обязанности, т.е. нет прав без обязанностей, а невыполнение последних не может не отражаться на степени и уровне соблюдения прав.

В ст. 58 Конституции РФ предусматривается обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Этой статье Конституции РФ корреспондируют ст. 42 – об экологических правах граждан – и ст. 36, где говорится о свободном владении, пользовании и распоряжении природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В Конституции РФ содержится также ряд норм, применение которых предполагает исполнение экологических обязанностей предпринимателями и должностными лицами:

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации (п. «е» ст. 71);

- обеспечение Правительством РФ проведения единой государственной политики в области экологии (п. «в» ст. 114);

- поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (п. 2 ст. 41).

Обязанности конкретизируются в Законе «Об охране окружающей среды». Согласно Закону граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом сберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологической культуры, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Все обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Природопользователи обеспечивают соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.

Экологические обязанности классифицируются Законом «Об охране окружающей среды» по стадиям и по видам хозяйственной деятельности.

А. По стадиям. Выделяются следующие узловые моменты хозяйственной деятельности: размещение, проектирование, строительство, реконструкция. Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов.

Б. По видам хозяйственной деятельности: в сельском хозяйстве, при мелиоративных работах, при эксплуатации энергетических объектов, в городах и иных населенных пунктах, при использовании радиоактивных материалов, химических веществ, при исполнении обязанностей по охране среды от вредного биологического воздействия, от шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, от производственных и бытовых отходов.

Должностные лица государственного экологического контроля, в частности, имеют право принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Этим правам соответствуют обязанности всех организаций и должностных лиц исполнять данные решения, а банковские учреждения обязаны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете.