Смекни!
smekni.com

История Горбуновского торфяника (стр. 2 из 5)

Но примитивное мотыжное земледелие не могло обеспечить население продуктами питания, поэтому скотоводство стало ведущей отраслью хозяйства.

Вскоре осуществился переход от оседлого скотоводческо-земледельческого хозяйства к отгонному, так как вода в реках начала подниматься. Люди от рек переселялись в степи. Изменяется состав стада: сокращение доли крупного рогатого скота, увеличение количества лошадей, которые лучше других животных умеет добывать себе корм из-под снега и расчищать землю пастбища для других животных.

Появляется пастушное скотоводство. Наличие большого количества крупного рогатого скота и свиней предполагало оседлость населения. Эти народы занимались в основном земледелием, собирательством, а главная роль принадлежала охоте и рыболовству.

Бронзовый век

Появляется имущественное неравенство. Люди живут городищами, они плавят металлы из местных руд (обработка меди). Местные мастера изготавливали топоры, серпы-струги, ножи с перехватом, копья, оригинальные украшения.

Развитие металлургии. Металл плавили в специальных чашах, сосудах, ямах и плавильных печах. Изготовление орудий производилось ковкой и литьем.

Железный век

Вплоть до железного века в каждой семье древнего человека существовал матриархат, потому что женщина играла важнейшую роль в домашнем хозяйстве. В ее обязанности входило изготовление посуды, изготовление впрок пищевых продуктов, топлива и много другого.

Люди всегда жили вместе, то есть одной общиной, потому что все ее члены были связаны семейно-брачными отношениями.

С каждой эпохой численность населения поселков постоянно увеличивалась. Кроме жилищ существовали (на поселениях) хозяйственные ямы, для хранения запасов продуктов, и загоны для скота.

Но вскоре начали создаваться патриархальные семьи, так как от мужчины больше зависела семья, чем от женщины.

"Еще начинают формироваться новые виды культур, которые были у каждой общины свои: Анакульская, Абашевская и другие."2.

Святилища древних пещер

Река Чусовая - левый приток Камы пересекает Уральские горы с востока на запад. Она богата различными археологическими памятниками от эпохи неолита до средневековья.

В среднем течении Чусовой расположено уникальное пещерное святилище. Оно находится на отвесной скале в 20 м от ее подножия и в 40 м от вершины. Особенность данного святилища заключается в том, что если смотреть на скалу с противоположного берега, то можно разглядеть "лицо идола", схожего с Шигирским, Горбунвским и другими идолами. Между двух расселин хорошо просматриваются глаза в виде углубленных участков скалы и нос в виде скального выступа. Пещера представляет собой открытый рот, в котором зубами являются полуразрушенные колонны. Это святилище ученые относят к эпохе мезолита и средневековья.

Пещерные находки

В пещерном святилище обнаружено свыше 21 тыс. находок, из которых 18 тыс. составляют наконечники стрел. Они представлены костяными, железными, бронзовыми и каменными.

Железных наконечников насчитывается 219 экземпляров. Основную часть находок составляют черешковые, обычно плоские наконечники.

Очень интересны разнообразные наконечники бронебойного типа, которые имеют утяжеленные боевые головки разной формы и сечения - квадратные, треугольные, ромбические, круглые.

Коллекция бронзовых наконечников представлена 406 экземплярами, 399 из которых втульчатые, трехлопастные. Найден один втульчатый наконечник (скорее медный), который выкован из тонкого листа металла.

Обнаружено довольно большое количество орнаментированных наконечников. Орнамент представлен одной или двумя поперечными полосами, нанесенными по всем граням наконечника.

Число костяных наконечников составило 858 экземпляров. Редко встречаются наконечники, близкие по форме к игловидным.

Изучение наконечников стрел и других изделий из кости позволяет сделать вывод, что кость обрабатывалась в размягченном состоянии. У всех наконечников стрел заметны длинные и ровные следы обработки, которые остаются при работе металлическим орудием.

По мнению некоторых исследователей, смягчение кости происходило путем ее вымачивания и дальнейшего распаривания. Можно предположить, что в древности был известен другой способ, который позволял обрабатывать кость без особого труда. Исследователи предполагают, что кость складывалась в обмазанную глиной яму и заливалась водой, содержащей щавелевую кислоту. При таком замачивании кость за 4 месяца настолько размягчалась, что ее можно было резать ножом.

Находки наконечников под пещерой свидетельствуют о том, что площадка и склон берега здесь были свободны от какой-либо растительности, но сейчас они заросли лесом. Археологи выяснили, что наконечники стрел у подножия скалы залегали в разных позициях. Возможно, у ее подножия стоял один или несколько идолов, которые служили мишенями для стрельбы. Можно предположить, что они приходили, чтобы пустить стрелу в пещеру или чтобы преподнести дары духу пещеры для благополучия племени.

В коллекциях имеются даже наконечники индивидуальных форм. Это укороченные биконические наконечники поздних типов.

Таким образом, можно утверждать, что уже в древности были известны довольно сложные способы обработки кости. Изучая развитие технологии, можно выявить взаимосвязь между уровнем развития обрабатывающих орудий и качеством изготовленных изделий.

На нижних линиях раскопа зафиксировано много угля. Возможно, это остатки обгоревших древков стрел. Также найдены обожженные наконечники стрел и их обломки, что могло быть связано с определенным обрядом.

При раскопках найдены кости животных. Некоторые из них довольно крупные по размерам. Это эпифиз пястной кости северного оленя, зубы лося, волка, медведя, бобра, песца и очень старой лошади. Найден кусок черепа с сохранившимся основанием рога северного оленя. Возможно, кости животных попадали на святилище вместе со стрелами.

В результате промывки обнаружены также "мелок" - кусочек магнетита с затертой поверхностью, осколок камня, но не наконечника, галечка горного хрусталя и галечный отщеп. Наиболее интересной является находка "мелка". Подобные "мелки" были найдены на святилищах на вершине горы Голый Камень и на скалах Три Сестры.

Самой оригинальной находкой можно считать бронзовую бляху и бердыш. Бердыш - это оружие стрельца (топор с искривленным наподобие полумесяца лезвием) и оружие городской охраны, их насаживали на древко, для стрельцов - дополнительное холодное оружие, но и подставка - подсошка при стрельбе из тяжелого фитильного оружия. Им вооружались в 16-17 веках. Их ковали только в России в кузнецах и монастырях.

Бляха отлита в односторонней форме, после отливки дополнительно не обрабатывалась. Ю.Б. Сериков считает, что "бляха была послана вместе со стрелой, так как рядом с ней залегали три наконечника стрелы - два бронзовых и один железный. Вероятно, бляха являлась нагрудным украшением шаманского костюма."3.

После долгих и тщательных исследований археологов на скале Медведь-камень, они все-таки нашли там пещеру, которая представляла собой небольшой грот на очень крутом склоне на высоте почти четырех десятков метров над рекой. Обращенный входом прямо на юг, грот удобен для остановки охотников. Подобный шурф обнаружен на его дне, в вязком, желтом суглинке остатки древней фауны очень плохой сохранности. "Особенно многочисленны кости дикой лошади", по мнению В.И. Громова, "но почти все кости были разбиты. Объяснилось, что упомянутый суглинок относится к ледниковой эпохе."4.

Тагильские писанцы

Урал был очень рано освоен людьми, но многочисленные стоянки и орудия труда, найденные археологами, очень помогли историкам тщательно изучить быт, обычаи и занятия древних людей, живших на Урале.

Тагильские писанцы впервые обнаружены в 19 веке (по реке Тагил).

"В настоящее время обнаружено всего 19 скал с древними изображениями: Балабан 1 и 2, Соколий камень, Кваршинская и Новожиловская писаница, Кислый камень, Зенковская скала."5.

Все писания выполнены на фасадных частях скал, обращенных к реке. Многие рисунки напоминают алтарные части храмов. На скалах в основном изображали животных, людей, разные знаки (поздний неолит и бронзовый века). Изображение медведя считалось периодом железного века.

Люди строили святилища и памятники мемориального характера, напоминающие охотничьи затесы.

Шаманские посохи

В последнее время захоронения с необычным инвентарем и нестандартным положением костяка выделяют как шаманские погребения. Некоторые предметы из таких погребений относят к атрибутам шаманского культа. Сюда можно включить и так называемые посохи или жезлы шаманов. Существование таких посохов подтверждают и этнографические данные. У кетских шаманов, например, такой посох олицетворял мировое дерево, а у ненцев он использовался для проводов души умершего в загробный мир. Во всех случаях посох - это помощник шамана, средство передвижения в различные миры.

Шаманские посохи можно разделить на посохи с Г-образными навершиями из рога лося, с кинжаловидными навершиями, с киркообразными навершиями, с торцевидными или боковыми вставками и фигурные молоты с изображением головы лося или какого-либо другого животного.

По роду крепления выделяются посохи с простым креплением путем привязывания, с боковым креплением, с торцевым креплением, посохи с навершиями, имеющими сквозное отверстие. По размерам посохи подразделяются на группу длиной от 55 до 126 см (собственно посохи) и группу длиной до полуметра (жезлы).

"Р.К. Римантене возводит существование Г-образных посохов к палеолиту. Большая же часть посохов связана с эпохой мезолита."6.

Скульптура Древнего Урала

На территории Среднего Зауралья в период неолита очень хорошо развивалась скульптура. Тогда самой распространенной была скульптура с изображением лося. На разных стоянках были найдены разнообразные виды лося.