Уставом училищ девиц духовного звания предусматривалось преподавание в них Закона Божьего, чтения и письма на русском и славянском языках, русской и краткой славянской грамматики, арифметики, чистописания, рисования, русской истории, географии, всеобщей истории, всеобщей географии в кратком виде, рукоделия «в возможно обширном объеме», церковного пения, приучение к ведению хозяйства в огороде, саду, скотном и птичьем дворе [25, с. 132]. В старших классах воспитанницам сообщались понятия об уходе за детьми, их физическом и нравственном воспитании, об уходе за больными, об употреблении и свойствах лекарственных растений. При преподавании отечественной истории и географии особенное внимание обращалось на церковные события и места их происхождения. Распоряжением Святейшего Синода от 9 января 1867 г. в старших классах женских училищ духовного ведомства было введено преподавание начал педагогики. Преподавание этого предмета рекомендовалось вести не в строгой научной системе, а в «форме кратких советов и наставлений». Преподавание в женских училищах для девиц духовного звания, так же как и в женских гимназиях, велось на русском языке [9, с. 10].
20 сентября 1868 года императором Александром II был утвержден «Устав епархиальных женских училищ» [4, с. 157]. В училищах духовного ведомства началась работа по переходу на программы епархиальных женских училищ с тем, чтобы воспитанницам этих училищ было предоставлено право на звание домашних учительниц по тем предметам, в которых они показали хорошие успехи.
В Минском училище для девиц духовного звания предметы по программам епархиальных женских училищ начали преподаваться с начала 1872/3 учебного года, в Паричском - с 1873/4 учебного года, в Могилёвском - с 1874/5 учебного года. В ходе проведения реформы был расширен круг преподаваемых предметов. В Могилёвском училище девиц духовного звания начались преподаваться такие предметы, как словесность, история русской литературы, физика, геометрия [25, с. 137]. Первым же училищем на территории Беларуси, воспитанницы которого получили право на звание домашних учительниц по тем предметам, в которых они показали хорошие успехи, было Полоцкое. Большинство училищ добились этих прав для своих воспитанниц к концу XIX в. Училищные правления, епархиальное начальство заботились о совершенствовании самого учебного процесса. Вводились постепенно новые учебные программы, что, с одной стороны, изменяло к лучшему распределение учебного материала, с другой же – расширяло курс изучаемых дисциплин. По желанию родителей учащихся вводились такие предметы, как немецкий и французский языки, обучение игре на фортепиано, на скрипке. При выпуске воспитанницам давалось приданое, а при выходе замуж за священников - денежные пособия «соразмерно их успехам и поведению». Лучших учениц могли оставить в заведении в качестве помощниц воспитательниц [24, 184]
Постоянное совершенствование учебного процесса давало возможность преобразовывать училища из трехклассных в шестиклассные. Паричское училище было преобразовано в 1877/78 учебном году, Могилевское - в 1892/93 учебном году. Однако объем знаний, получаемых в училищах духовного ведомства, был меньше, чем в женских гимназиях. Из числа предметов, проходимых в 6-и классах женских гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения, алгебра и естественная история в епархиальных женских училищах не проходилась, всеобщая история и русский язык - в меньшем объеме. Если по окончании епархиального училища воспитанницы желали поступить в 7 класс гимназии, то было необходимо сдавать экзамен за 6-й класс по всем предметам, кроме Закона Божьего [24, с. 186].
Говоря о значении деятельности женских училищ духовного ведомства, нужно отметить, что оно очень велико. Если вначале училища должны были воспитывать только будущих жён для приходских сельских священников, то постепенно на эти заведения возлагалась задача подготовки наставниц начальных школ. В 1874 году в Министерстве народного просвещения возникла мысль учредить при женских училищах духовного ведомства женские учительские семинарии с целью подготовить из окончивших курс воспитанниц наставниц для народных школ. В Министерстве народного просвещения стал даже рассматриваться вопрос об устройстве женской учительской семинарии в местечке Паричи при местном женском училище.
Началось осуществление задуманного проекта. Училище было преобразовано из трехклассного в шестиклассное; на строительство училищных зданий было ассигновано 9565 рублей из духовно-училищного капитала. Однако русско-турецкая война 1877 -1878 годов приостановила работы по учреждению женской учительской семинарии, а вскоре сам проект семинарий был совершенно оставлен [25, с. 147]. Но с этого времени женские училища начали рассматриваться правительством как заведения по подготовке учительниц начальных школ, и впоследствии при них постепенно стали создаваться школы, чтоб воспитанницы могли практически познакомиться с приемами и методами проведения уроков.
С конца 80-х годов XIX в. в гимназиях стали активно использовать проведение литературных и литературно-музыкальных мероприятий, как форму воспитательной работы. Они устраивались для учениц всех возрастов: для старшеклассниц - вечера, для учениц младших классов - утренники. Тематика их сначала ограничивалась только датами, связанными с жизнью и деятельностью царей. Позже стали широко проводить вечера и утренники в честь русских полководцев, писателей, просто литературные вечера с чтением стихов, прозы, пением народных песен, исполнением музыкальных номеров. На некоторых менее официальных вечерах устраивались танцы и сладкий стол. По настоянию церковного начальства проведение таких мероприятий было запрещено накануне праздничных дней. Иногда устраивались платные благотворительные литературно-вокальные вечера, сбор с которых шел в помощь беднейшим ученицам.
Для учениц средних и старших классов проводились литературно- исторические беседы под наблюдением преподавателей соответствующего предмета в присутствии начальницы и других преподающих.
В женских заведениях духовного ведомства также обращалось особое внимание на религиозное, нравственное, практическое воспитание девочек. Религиозное воспитание являлось предметом особенных забот начальниц и всех сотрудниц училищ. Воспитанницы всех училищ каждое дело освящали молитвой, всегда посещали богослужения в училищных церквях в воскресные и праздничные дни. Они непосредственно сами участвовали в богослужениях: читали в церкви, пели. Воспитанницы также строго соблюдали посты. Во время Рождественского и Великого постов они исповедовались и причащались. В училищах проводились общеобразовательные чтения литературы религиозно-нравственного и исторического характера. Воспитательницы приучали девочек к скромности, вежливости, отзывчивости к чужому горю, опрятности, бережливости как личным примером, так ичерез проводимые беседы. Воспитанию высоконравственных качеств у воспитанниц способствовала и семейная атмосфера в духовных училищах. Ученицы с большим уважением и любовью относились к своим воспитательницам, а на некоторых начальниц смотрели как на своих матерей. Воспитание в училищах носило и практический характер. Воспитанницы во всех училищах приучались к ведению домашнего хозяйства. Причем, реформы училищ почти не затронули этой стороны воспитания, несмотря даже на то, что постепенно улучшалось благосостояние самих училищ.
Таким образом, женские средние учебные заведения давали довольно высокий уровень знаний, хотя он был ниже, чем в мужских средних школах. Преподавался широкий круг предметов, преимущество отдавалось предметам гуманитарного цикла. Воспитательный процесс был подчинен задачам укрепления верноподданнических и религиозных чувств. В то же время нельзя не отметить несомненную позитивную роль воспитания в женских учебных заведениях, заключавшуюся, в первую очередь, в привитии девочкам высоких нравственных и моральных принципов, идеалов женственности, эстетического вкуса и хороших манер.
Заключение
Во второй половине XIX в. впервые на историческую арену вышел женский вопрос как самостоятельная общественная и культурная проблема. Ускоряющиеся темпы общественно-политического и экономического развития государства дали мощный импульс совершенствованию системы народного образования. Правительство осознавало, что, стремясь вывести Россию в ряд цивилизованных стран, необходимо уделять больше внимания вопросу образования, в том числе и женского. Проблема образования женщин стала предметом оживленного обсуждения как в общественно-педагогических, так и в правительственных кругах. Правительство взяло на себя обязанность определения направлений и темпов развития женского образования, контроля за деятельностью женских учебных заведений. В частности мы рассматривали среднее женское образование, то его можно было получить в гимназиях и училищах духовного ведомства. Также был дан новый импульс развитию женской начальной, средней и профессиональной школы. В это время наблюдается рост числа женских учебных заведений, пересматривается устройство различных сфер их деятельности, вносятся прогрессивные, демократические изменения в их функционирование.
К рубежу XIX - XX веков Беларусь подошла с уже оформившейся системой женского образования.
Развитие женского образования в Беларуси все же имело ряд особенностей. В отличие от России, на территории Беларуси еще с конца XVIII в. открывались женские школы и пансионы, находившиеся в руках католической церкви и польских содержательниц. Это во многом обусловило политику правительства в отношении женского образования в Беларуси. В борьбе с польским влиянием, особенно после восстания 1863 - 1864 гг., особое место отдавалось борьбе с польским женским образованием и интенсивному насаждению правительственной женской школы. Главной чертой развития женского образования в Беларуси во второй половине XIX -начале XX вв. было преобладающее распространение здесь частного образования, отданного в руки лиц русского происхождения. Если мужское образование в Беларуси к концу 1860-х годов было полностью перестроено по общероссийскому уставу 1864г., то женские учебные заведения не были подчинены общероссийскому положению о женских учебных заведениях. На них не были распространено действие «Положений» о женских училищах и гимназиях Министерства народного просвещения 1860 и 1870 годов. Особое положение женских гимназий Беларуси было закреплено в специально разработанном для местных женских учебных заведений «Положении» от 26 мая 1869г.