Особенностью этрусского социального строя следует считать свободное положение женщины, пользовавшейся известными привилегиями. Это выражалось в том, что наряду с именем отца этруски упоминали имя матери. По предположению некоторых исследователей, разрешение многих вопросов домашней жизни зависело от матери, а не от отца семейства.
Рабство, по-видимому, рано появляется в Этрурии. О его наличии свидетельствуют изображения пленных на этрусской вазе, сообщения античных авторов об огромном количестве слуг в богатых домах, а также обычай устраивать гладиаторские бои при дворах этрусских аристократов. Впоследствии они были заимствованы из Этрурии другими италийскими народами.
Рабы не были единственным эксплуатируемым классом. Античные авторы упоминают ещё о другом зависимом слое из числа обедневших этрусков и покорённого населения, называя их пенестами. У этрусков зависимые именовались «летэ», «лаутни». На процесс имущественного расслоения указывает эмиграция обедневшего люда и выселение его в колонии.
Со своими дружинами, состоявшими из рабов и зависимых людей, лукумоны нападали на соседние области и занимались пиратством. Погребения этрусских лукумонов и надгробные изображения дают нам известные представления об их широком образе жизни, роскоши и изнеженности.
Первоначально этрусские города управлялись царями. На основании косвенных данных можно заключить, что царская власть в Этрурии была выборной и в ходе развития была ослаблена аристократией, в результате чего в некоторых городах царей сменяли выборные магистраты.
Римлянами были заимствованы у этрусков правила и ритуал основания города, эмблемы патрицианского достоинства (золотая булла, которую носили на шее дети, пока не становились взрослыми, тога с пурпурной каймой), обычай празднования триумфа, искусство гадания по внутренностям жертвенного животного. Символы царской власти — связки прутьев с вложенными в них топорами, которые несли слуги, шедшие впереди царя, курульное кресло, институт ликторов — также перешли в Рим от этрусков. От этрусков римляне заимствовали, по-видимому, и самое понятие высшей власти (imperium).
Этрусские города была самостоятельными городами-государствами, двенадцать городов (так называемое двенадцатиградие) составляли свободную федерацию, проводившую единую внешнюю политику. Практически городов в союзах было больше двенадцати. Это объяснялось прежде всего тем, что этрусские центры строились в отдалении от моря, но обычно имели не побережье свой порт и распространяли свою власть на сельскую округу с небольшими городками.
Главную роль в хозяйственной жизни этрусков играло земледелие. Почва Этрурии, состоявшая главным образом из туфа, лежавшего на каменистых породах, легко заболачивалась, и сельское хозяйство было возможно поэтому только при искусственном осушении болот.
В широких масштабах этруски применяли систему дренажных работ, что было возможно лишь при массовом использовании рабочей силы и соответствующей ее организации. Это и обусловило создание других грандиозных сооружений, остатки которых сохранились до наших дней. В этом отношении у этрусков много общего с египтянами и вавилонянами. Этрусская цивилизация находилась в достаточно жёстких природных условиях. Однако она сумела создать развёрнутую технологию сельскохозяйственного производства. Здесь была введена двупольная система земледелия, распространялась культура винограда, совершенствовалась конструкция плуга. Постоянное многократное вынужденное взаимодействие с водой приводит к появлению особой специальности, широко известной по всей Италии, суть которой состояла в поиске воды в подземных полостях по наземным признакам («этрусский аквилекс»).
Этрурия была первой в Италии страной крупного землевладения. Рано появилась в Этрурии и городская жизнь, развились ремёсла и торговля. Этруски сыграли большую роль в посреднической торговле. Этрусские корабли появлялись не только в Карфагене, но и в Финикии. В Греции этрусские купцы были известны уже в VI в. до н. э. В то время в Этрурии обращается ионийская монета; впоследствии этрусские города и сами чеканят монету по греческим образцам.
С течением времени в Этрурии развивалось, по преимуществу в западных городах, и собственное производство. Этруски славились высокой техникой обработки металлов, доведённой ими в известных отношениях до совершенства. В самой Этрурии добывалась медь, а на соседнем острове Эльбе — железо. Металлургия играла особую роль. В этрусских условиях она не только питала цивилизацию сырьём для изготовления различных орудий производства, но служила базой для налаживания обмена с внешним миром, благодаря которому этруски смогли познакомиться со многими достижениями цивилизаций, более продвинутых в технологическом отношении. Оригинальная этрусская черная с блестящей поверхностью керамика «буккеро» разнообразных форм и с рельефными налепами искусно имитировала металл. Эта керамика, чёрная снаружи и внутри, была совершенно отлична от той, что изготавливалась в период Вилланова. У самых ранних работ этого стиля, так называемых тонких буккеро, - наитончайшие стенки и металлический отлив, достигавшийся за счёт шлифовки и длительного обжига.
К VI в. до н.э. ремесленники начинают создавать мене изысканные и более реалистичные, получившие название тяжёлых. Изящная гравировка поверхности сменяется рельефом.
На чёрные буккеро был не прекращающийся спрос в течение двух столетий. Красота и уникальный дизайн позволяют считать эту керамику выражением национальных особенностей Этрурии.
4. КУЛЬТУРА ЭТРУСКОВ
О высоком уровне этрусского искусства свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени саркофаги со скульптурными изображениями, статуи, фрески и остатки этрусской архитектуры, которую можно считать основой всей италийской архитектуры.
Вопрос о происхождении этрусского искусства представляется сложным, особенно когда речь идёт об его источниках. Несомненно, что в этрусском искусстве оставались черты, характерные для ранних италийских культур. Вместе с тем этруски испытывали воздействие восточных (особенно малоазийских) областей Средиземноморья, а затем карфагенян и греков. Греческое искусство начиная с VI в. до н. э. оказывало на этрусков огромное влияние, но оно не подавило самобытных этрусских черт. Сюжеты из греческой мифологии нашли в Этрурии свою трактовку и свою интерпретацию. Одной из черт этрусского изобразительного искусства был реализм. Надгробные изображения этрусских аристократов лишены всякой идеализации. В трактовке религиозных сюжетов этрусских художников больше человечности, чем у греческих их образцов.
Для этрусской живописи характерны элементы так называемых «непрерывных изображений», когда сюжет одного рисунка служит продолжением другого. Это — начало особого «последовательно-повествовательного» стиля в живописи, столь широко развитого впоследствии римскими художниками.
Этрусская архитектура также находилась под влиянием греческой, но в планировке этрусских городов и отдельных построек оставалось нечто самобытное и оригинальное. У греков, например, храмы создавались по образцу жилых домов, ибо храм считался обиталищем божества; в этрусском же храме большое значение имел открытый со всех сторон порт, который служил местом для наблюдений за небом.
Искусство этрусков оказало влияние на соседние с ними племена и способствовало развитию разных ветвей италийского искусства, из которых особенное значение вначале имело искусство кампанское, а впоследствии — римское.
В результате влияния этрусского искусства в Риме появились тип храма с глубоким портиком, тип дома с атрием, тосканский ордер, искусство литья, лепки из глины статуй, ступенчатый свод; этруски создали ряд произведений скульптуры («капитолийская волчица», VI в. до н.э.). Этруск Вулка украсил терракотовой скульптурой храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии (VI в до н.э.).
Этруски оказали большое влияние на формирование музыкального искусства Рима (памятники их музыкальной культуры восходят к V в. до н.э.). Известны рабочие песни этрусков, отличавшиеся ритмической четкостью.
Ранние памятники этрусского искусства относятся к VI в. до н., э., расцвет же падает главным образом на IV в.; после того всё больше и больше усиливаются эллинистические черты, этрусское искусство теряет свою самобытность и деградирует.
5. РЕЛИГИЯ ЭТРУСКОВ
О характере этрусской религии мы можем судить отчасти по некоторым римским обрядам, заимствованным у этрусков, а главным образом по тем же памятникам изобразительного искусства.
Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение ее с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки этрусской мифологии уходят в область эгейско-анатолийского мира. Восточными чертами этрусской мифологии является наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты — двойной топор, трон и другие, сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.