Смекни!
smekni.com

Этруски и их вклад в историю древней Италии (стр. 3 из 4)

В области религии греки оказали на этрусков большое влияние, но в отличие от греческой вся этрусская религия окрашена в мрачные тона. Мысль о загробном мире, о возмездии и страшном суде играла у этрусков значительно большую роль, чем у греков.

Вселенная представлялась этрускам в виде трехступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя — земной поверхности, нижняя — подземному царству. Небо, по этрусскому учению, разделено на 16 областей, в каждой из которых обитает особое божество. Нижняя — невидимая и недоступная живому человеку структура — считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мертвых. В представлении этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мертвых. Подобия таких разломов в виде ямы сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлениями о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света, при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную — добрых.

Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них па модели гадательной печени из Пьяченцы. В отличие от греческой мифологии этрусская мифология, как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии.

Из этрусских божеств особой известностью пользовались две троицы. К первой принадлежали Тин, Уни и Менрва; впоследствии она превратилась в римскую капитолийскую троицу (Юпитер, Юнона и Минерва).

Тин, отождествляемый с греческим Зевсом и римским Юпитером, как бог неба, бог-громовержец, повелевал тремя пучками молний. Однако Тин в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царем богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств.

Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в конце VI в. до н.э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (рим. Минерва), покровительница ремесел и ремесленников.

Вторая троица состояла из божеств подземного царства (Мант, соответствующий греческому Дионису или Гадесу, Мания, или Парсефона, и, наконец, божество земли, соответствующее греческой Деметре).

Богиня Туран, имя которой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Бог Аплу, отождествляемый с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту — хозяину подземного огня и кузнецу, соответствовал этрусский Сефланс. Судя по многим изображениям на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества - трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха.

К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре были связаны представления о золотом веке — грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствовало представлениям о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис (рим. Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой — войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус — божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствовавшие греческим Аиду и Персефоне). Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определенные ее функции: мудрость, искусство и другие.

Больше, чем у других италийских народов, у этрусков была развита демонология. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттесненных на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов.

Этрусский религиозный культ представлял собой сложную и развитую систему, оказавшую влияние на соседние народы. Наряду со сложной системой наблюдений над окружающими явлениями природы, по которым, по верованиям этрусков, можно предугадывать будущее и познавать волю богов, в культе этрусков сохранялись черты первобытных обрядов вплоть до человеческих жертвоприношений.

Искусство этрусков истолковывать божественную волю пользовалось особой известностью. Этрусским прорицателям, гаруспикам, приписывалось умение определять будущее по внутренностям жертвенных животных, по ударам молнии и другим явлениям природы. Так создалось особое учение, кодифицированное во II в. до н. э.

6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЭТРУСКОВ

Политическая история этрусков находится в общей связи с важнейшими событиями политической жизни в Западном Средиземноморье.

Ещё в Х и IХ вв. до н. э. финикийцам удалось колонизовать побережье Северной Африки. Впоследствии они обосновались в Сицилии и на Пиренейском полуострове. Но с VIII в. финикийской колонизации противостоит греческая, и борьба между греками и финикийцами с этого времени становится одним из основных явлений международной жизни Западного Средиземноморья. Греки утверждаются в Кампании, в Сицилии, где у финикийцев остаются лишь три небольших пункта, и в Южной Италии. Около 600 г. до н. э. фокейцы основывают город Массилию, стремятся распространить влияние на Запад и заявляют даже претензии на талассократию (господство на море).

Но с VII в. до н. э. усиливается финикийское влияние. Колонии Тира Карфагену, основанному, по преданию, в 814 г. до н. э., удалось объединить вокруг себя другие пунические города Африки, и в том же столетии начинается карфагенская экспансия за пределы африканского материка.

Карфагену удалось утвердиться в Сардинии, а в VI в. и в Сицилии. Этруски выступают в качестве союзников карфагенян. Политическое усиление этрусков также начинается со второй половины VII в. и относится, главным образом, к VI в. до н. э., когда их владения доходили на севере до Альпийских гор, на юге включали некоторые районы Лация и Кампании, где центром влияния этрусков был город Капуя. Этрусский город Адрия на северо-востоке полуострова дал название Адриатическому морю.

И этруски, и карфагеняне выступают против общего врага — греков. В 35 г. до н. э. соединённый карфагено-этрусский флот нанёс поражение грекам около города Алалии на Корсике. Последняя перешла во владение этрусков, а исход битвы положил предел притязаниям массалиотов на талассократию. Но борьба шла с переменным успехом. Продвижение этрусков в Кампании приостановилось, видимо, в 20-х годах VI в. Когда в 524 г. в союзе с умбрами этруски напали на Кумы, правитель этого города Аристодем нанёс им поражение. Впоследствии ему удалось победить этрусков в Лации и под Арицией. Приблизительно c этого времени начинается распад этрусской державы. Ослабление её могущества было вызвано не только внешними, но и внутренними причинами. Этрусская федерация никогда не была прочной. Между городами происходило постоянное соперничество. Не могло быть внутреннего мира и в отдельных этрусских центрах, благосостояние которых покоилось на чрезмерной эксплуатации низших слоёв населения.

В V в. до н. э. позиция греков усиливается. В 480г до н. э. При Гимере они одержали победу над карфагенянами, а в 474 г. до н. э. греческий флот в морской битве недалеко от Кум нанёс поражение этрускам. Одновременно с этим происходит и борьба италийских народов за освобождение от этрусской гегемонии. На северe этрускам пришлось вести тяжёлую борьбу с пришедшими в движение кельтскими племенами. Территория этрусской державы уменьшалась, ослаблялась внутренняя связь между городами. Однако этруски продолжали играть доминирующую роль в области культурного развития Италии вплоть до конца IV в до н. э. Их влияние особенно ощущалось в Риме. В кругу римской знати был моден этрусский язык, большим признанием пользовалась «этрусская дисциплина», то есть религиозно-мифологические представления и система гаданий и жертвоприношений, изложенные в священных книгах. Лишь постепенно этруски уступают своё место соседним племенам, особенно римлянам, политическая роль которых усиливалась, а в III в. приобрела значение и римская культура. В середине I в. до н. э. этрусская народность потеряла всякое значение, а вскоре был забыт и этрусский язык.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невзирая на тайну, окружающую происхождение и язык этрусков, мы имеем достаточно чёткое представление об их истории с резкими поворотами судьбы, а также пассивными и активными влияниями. Этруски являлись активными проводниками цивилизации в сердце Италии, и заданный ими импульс вкупе с усилиями греческих колонистов вывел полуостров из раннего варварства. Этрусская цивилизация отличалась чрезвычайной сложностью — в конечном счете, восточная по происхождению, начиная с архаического периода, она приняла сильно эллинизированную форму. Этруски принесли на италийскую землю не только восточный образ мысли и выражения, но также искусство и религию Эллады.

Этрусское искусство, не будучи ни полностью автономным, ни зависимым от Греции, прошло через много периодов, различавшихся и качеством работ, и творческим вдохновением. Четкое личное видение мира и вещей, постоянная тенденция к стилизации линии и формы, определенный вкус к цвету, движению и жизни придают этрусским творениям оригинальный и порой современный вид.