Смекни!
smekni.com

Этруски и их вклад в историю древней Италии (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАСРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

КАФЕДРА ИСТОРИИ И МУЗЕЕВЕДЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА»

ЭТРУСКИ И ИХ ВКЛАД В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕЙ ИТАЛИИ

Краснодар 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Происхождение этрусков

2. Этрусский язык

3. Экономика и социальный строй этрусков

4. Культура этрусков

5. Религия этрусков

6. Политическая история этрусков

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Среди народов античного мира этруски занимают важное место в сочинениях как греческих, так и латинских авторов. Их имя постоянно появляется в «Анналах» Ливия, а Вергилий в своём эпосе о возникновении Рима подробно рассказывает о подвигах всадников древней Тускии. До наших дней сохранились многочисленные следы этрусских городов и погребений. Однако, несмотря на уцелевшие свидетельства высокоразвитой, но исчезнувшей цивилизации, образцы искусства, представляющие собой большую историческую и художественную ценность, Этрурия всё равно сохраняет для специалистов и непосвященных ряд загадок. Например, неизвестно, откуда пришли первые обитатели Тосканы? Проблема происхождения этрусков обсуждается в течение уже долгого времени. Даже в древности на этот счет имелись самые разные мнения.

Столь же трудным и спорным вопросом остается расшифровка этрусского языка. Несмотря на столетия настойчивых попыток, проводившихся различными учёными, — этот язык, стоящий особняком среди древних наречий, так и не разгадан.

Цель данной работы — проанализировать нерешенные проблемы, описать историю древней Этрурии и последовательно рассмотреть различные аспекты цивилизации этрусского народа, его общественной и частной жизни, религии и искусства и их влияние на историю древней Италии.

Данная работа начинается с общего исторического обзора этрускологии. Далее рассматриваются ключевые вопросы, на которые современные исследования по-прежнему не могут дать окончательного ответа, — происхождение этрусского народа и его языка. Основная часть работы посвящена различным сторонам этрусской цивилизации.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТРУСКОВ

Этрусский период в истории Италии начинается приблизительно в VIII в. до н. э. Этруски были наиболее культурным, наряду с греками, народом Италии в I тыс. до н.э. На фоне лигуров, италиков, иллирийцев, живших в условиях первобытно-общинного строя, этруски выделялись тем, что у них возникли классовое общество и государственная организация. Этруски заселили три области – современную Тоскану – между правобережьем Тибра и Арно, севернее её – Паданский регион, южнее – Кампанию. Ландшафт региона естественно разделялся на две части: холмистое плато с древней вулканической активностью, граничащее на юге с широкой прибрежной болотистой равниной, известной как Маремма, и область горных городов и широких долин, доминирующая на юге.

Этрусская проблема возникла ещё в античные времена. Она имеет два основных аспекта: проблема происхождения этрусков и проблема их языка. В древности существовал только один аспект, так как этрусский язык был тогда ещё живым. Для нас второй аспект обещает быть ключом к первому, то есть выяснение генетической принадлежности языка и понимание надписей на нём, вероятно, прольёт свет на историю этого народа, оказавшего большое влияние на формирование италийской цивилизации.

До настоящего времени исследователи защищают три различные теории по вопросу о происхождении этрусков, восходящие в конечном счёте к тем мнениям, которые высказаны были ещё античными авторами. Наиболее распространённой следует считать теорию восточного происхождения этрусков. Сторонники её полагают, что этруски морским путём прибыли в Италию и обосновались на берегу Тирренского моря. Вторая теория утверждает, что этруски пришли в Италию из-за Альп. По третьей же теории, этруски были основными жителями Италии — автохтонами.

По вопросу о происхождении этрусков не существовало единого мнения и в древности. Геродот рассказывает, что они пришли из Малой Азии, из Лидии, ещё ХIII в до н. э. В согласии с Геродотом решали этот вопрос Страбон, Плиний Старший и Тацит. Греческий писатель Гелланик из Митилены считал, что этруски — это пеласги, пришедшие из Греции и высадившиеся прежде всего в устье реки По. Дионисий Галикарнасский считал этрусков исконными жителями Италии, автохтонами, потому что, говорил он, ни в древности, ни в настоящее время ни у одного народа не было и нет языка и обычаев, похожих на этрусские.

В конце Средневековья взгляд Геродота на восточное происхождение этрусков одним из первых развил Демпстер (1579-1625 гг.), которого можно считать родоначальником этрускологии. Его поддерживали и этрускологи ХVIII в. В ХIХ эта теория нашла защиту и у ориенталистов. В подтверждение мнения Геродота приводилось известие о нападении морских народов на Египет. В числе нападавших упоминается народ турша. Руже и Масперо отождествляли турша с турсенами, или тусками, т. е. этрусками. Эту теорию поддерживали и археологи. Одним из убеждённых её сторонников был крупнейший русский учёный В. И. Модестов, труд которого «Введение в римскую историю» получил широкую известность. В обоснование теории малоазиатского происхождения этрусков ссылаются на хеттские документы, а также на стелу, найденную на острове Лемносе; на ней изображён воин и имеются две надписи, написанные греческими буквами, но на этрусском или близком к нему языке. Сторонниками данной теории выступали исследователи Омо, Пиганьоль и Дукати.

Вторую теорию развивал впервые Фререт, указавший на близость названий «Расенна» и «реты». Нибур считал родиной этрусков Альпы. Гипотезу о том, что этруски пришли из-за Альп, развивали также Швеглер и Моммзен. Из археологов её поддерживал Гельбиг, полагавший, что этруски пришли из Ретийских Альп на смену носителям культуры Виллановы. Из позднейших историков подобные же взгляды развивали Эдуард Мейер и де Санктис. Последний усматривал протоэтрусков в жителях террамар. После открытия хеттских памятников Ногара высказал предположение, что хетты и этруски являются родственными народами. По его мнению, этруски переселились в Италию из причерноморских степей через Дунай, Саву и Драву.

Теория автохтонности, основанная на мнении Дионисия Галикарнасского, появилась позднее, чем другие. Одним из первых обосновывал её Микали (1769—1844 гг.) Также эту теорию защищали Белох и Лэст, автор статей в «Кембриджской древней истории» и др. Из лингвистов эту теорию развивал итальянец Тромбетти.

В советской науке также не было единого взгляда на происхождение этрусков. Выдающийся советский языковед академик Н. Я. Марр стремился выводами из развитого им нового учения о языке обосновать теорию автохтонного происхождения этрусков. К Н. Я. Марру близок С. И. Ковалёв. В. Н. Дьяков вопрос о происхождении этрусков ставит в связь с общими вопросами италийского этногенеза. Считая, как и С. И. Ковалёв, вопрос об этрусках нерешённым, В. Н. Дьяков признаёт убедительными многие из аргументов сторонников теории восточного происхождения этрусков. В. С. Сергеев полагал, что основное ядро этрусков было местным, но известную роль сыграли и миграции.

2. ЭТРУССКИЙ ЯЗЫК

Начало изучению этрусского языка было положено в эпоху Возрождения, когда были найдены бронзовые таблицы с этрусскими надписями. В ХVI в. появились первые труды, ставившие своей целью истолковать этрусские письмена.

Трудно установить, к какой семье языков принадлежит этрусский язык. Он до сих пор не расшифрован. До настоящего времени удалось установить значение нескольких десятков слов, но эти результаты не позволяют ещё сделать какой-либо определённый вывод. Некоторые исследователи полагают, что ключ к разрешению вопроса о характере этрусского языка следует искать на Востоке.

Академик Марр высказал предположение, что этрусский язык представляет собой определённую стадию в развитии языка, предшествующую появлению так называемых индоевропейских языков.

Вопросы о происхождении этрусков и об этрусском языке остаются открытыми. Гипотеза об автохтонном происхождении этрусков имеет известные основания. Возможно, что какая-то ветвь древнейших обитателей полуострова составила основное ядро населения, к которому могли присоединиться переселенцы из других стран, в частности из Малой Азии. Смешение различных племён и привело к образованию этрусков.

3. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ ЭТРУСКОВ

Уже ранние археологические памятники свидетельствуют о высоком уровне этрусского экономического и социального развития. В Этрурии появляются города, по типу приближающиеся к городам античного мира. Города эти были расположены обычно на защищённых природой местах, обнесены стенами, правильно распланированы и в значительной своей части состояли из каменных построек.

Важной частью города были храмы, внешне похожие на греческие, но более приземистые. Жилые дома воздвигались на каменном фундаменте, имели деревянные стены, покрытые глиняной облицовкой. Крыши были черепичными, порой очень затейливыми: черепицу либо расписывали, либо чередовали – плоскую и полукруглую.

В течение всей этрусской истории сохранились определённые пережитки родовых отношений. Вполне возможно, что и названия некоторых этрусских городов происходят от имен влиятельных родов. Город Тарквинии, например, можно связать с родом Тарквиниев, по-этрусски — Тархна.

Разделение труда, развитие обмена, завоевания — всё это способствовало разложению родового строя и выделению господствующих семей. Социальный строй этрусков на основании имеющихся в нашем распоряжении источников и археологических памятников представляется строго аристократическим. Военно-жреческая знать (лукумоны) составляла привилегированную часть общества, в подчинении у которой находились другие слои населения. Римские авторы называют её представителей принцепсами. Современные учёные полагают, что они возглавляли привилегированный слой (этера). В него могли входить знатные дружинники, а также приближённые вождей из числа клиентов.