Федеральное агентство по образованию РФ.
Филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский Государственный Университет
экономики и финансов»
в г. Пскове
Контрольная работа по дисциплине: История
Тема: Восточные славяне
Выполнила: студентка 1 курса
заочного отделения, гр. 09-620
№ зачетной книжки…
Штыгина Татьяна Владимировна
Проверил: доцент К.Э.Н.
Шевель В.Д.
Псков 2009 г.
Содержание
Введение
Происхождение и ранняя история славян
Восточные славяне в VIII-IX вв
Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян
Протогосударственные образования восточных славян в IX в
Древнерусское государство – Киевская Русь в Xв
Заключение
Введение
Существующее ныне трехчастное деление славянства (восточные, западные и южные славяне) является продуктом сложного и длительного исторического процесса, состоящим не только в распаде общеславянского единства и делении славянской территории, но и в расселении славян на обширнейших пространствах и взаимодействием с местным населением.
Восточные славяне ныне – население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические языковые и этнографические особенности, выделяющие его из остального славянского мира. До образования отдельных восточнославянских народов, в раннем средневековье, восточные славяне составляли единую древнерусскую (восточнославянскую) народность, для которой были характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура, и которая, в свою очередь, сформировалась в процессе консолидации восточнославянских племен, вышедших в разное историческое время и со своими специфическими особенностями из единого праславянского этноса. Таким образом, восточные славяне – понятие не географическое, а этноисторическое.
Со времени зарождения на Руси летописания поставлен вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?», вопрос, на который до сих пор по-разному отвечают историки.
Русская культурная элита, и не только она, всегда интересовалась, и по-разному его разрешала, вопросом о месте и роли восточных славян в мировом историческом процессе. Сложность и многогранность проблемы в значительной степени усиливались фрагментарностью, неполнотой и противоречивостью сведений, носящих иногда легендарный характер, древнерусских и иных источников.
В настоящее время в проблему истории восточных славян в дописьменную эпоху решающий вклад внесла археология, накопившая за последние годы значительный материал, анализ которых позволяет по-новому взглянуть на уже устоявшиеся представления историков.
Происхождение и ранняя история славян
В.О.Ключевский любил повторять, что история России – это история страны, которая колонизуется. Он имел в виду, конечно же, прежде всего колонизацию славянским населением обширнейших пространств, заселенных с незапамятных времен самым различным иноэтничным населением.
Анализ археологических материалов и исследования лингвистов показывают, что расселение славян в лесную и лесостепную зону Восточной Европы началось еще в праславянскую эпоху, когда началась диалектная дифференциация единого праславянского языка. Особенностью славянского расселения и освоения славянами пространств Восточной Европы является то, что оно проводилось в разное историческое время и из различных регионов праславянского мира и осуществлялась во взаимодействии с различными этносами.
Начало славян. Славяне входят в состав языковой семьи индоевропейских народов. Распад индоевропейской общности не был одноактным процессом, а прошел через ряд этапов и длился тысячелетия. Между древними индоевропейскими и современными языковыми группами имели место промежуточные этноязыковые образования. Установлено, что языки племен Срединной Европы: германский, кельтский, италийский, иллирийский, балтский и славянский во II тысячелетии до н.э. в своем развитии были близки друг к другу и составляли языковую группу - древнеевропейскую. Древнеевропейцы занимали обширные пространства Европы от Скандинавии на севере до Италии на юге и от Британских островов на западе до юго-восточной Прибалтики на востоке. Древнеевропейцы выработали общую терминологию в области сельского хозяйства, социальных отношений и религии. Древнеевропейские племена во II тысячелетии в период, когда складывалась эта терминология, занимали районы Центрально-европейского культурно-исторического ареала. Археологическая культура, которую по времени и территориально можно связать с ним - это культура полей погребальных урн, охватывающая бассейн верхнего и среднего Дуная, верхней Эльбы, Одера и Вислы, а также Северную Италию. Эта культура лежит в основе культур пракельтов, праиталиков, прагерманцев, праиллирийцев, праславян и, по-видимому, некоторых других европейских этносов. Составной частью культур полей погребальных урн является лужицкая культура, получившая распространение в последних столетиях II и в первой половине I тысячелетия до н.э. между верхней Эльбой и Вислой, и которую относят к одной из диалектных группировок древнеевропейского населения,принявшего участие в этногенезе древних славян.
Славянская прародина, или регион становления праславянского языка и этноса, связана с археологической культурой подклошовых погребения, распространенной в V-II вв. до н.э. в междуречье Вислы и Одера. Ее характерной особенностью было то, что погребальные урны покрывали колоколовидным сосудом – клошем. Формируется она в результате взаимодействия двух культур – лужицкой и поморской, вызванного миграцией племен поморской культуры, принадлежащих в языковом отношении к древнеевропейскому-западно-балтскому диалекту, в восточные районы лужицкой культуры. По времени культура подклошевых погребений соответствует первому этапу развития праславянского языка. Это период , когда праславянский язык начал самостоятельное развитие, постепенно вырабатывая собственную структуру и свою лексику. Ранние славяне находились в тесных соседских контактах прежде всего с западными балтами и германцами.
Этнонимславяне появился не сразу с выделением этого этноса. Появлению этнонима обычно предшествует период относительно узкого этнического кругозора, когда племя в сущности себя никак не называет, прибегая к нарицательной самоидентификации «мы», «свои», «наши», «люди», которых объединяла в первую очередь взаимопонятность речи, откуда правильная и самая старая этимология имени славян – от “слова” в значении говорить, слышать, быть понятым.
Германцы были непосредственными соседями племен лужицкой культуры, т.е. еще древнеевропейцев, которые, весьма вероятно, называли себя древнеевропейским этнонимомвенеты/венеды. Этот этноним и был перенес на формирующийся славянский этнос.
Славяне в римское время. Следующий этап развития праславянского языка датируется временем от конца I тысячелетия до н.э. до III-V вв. н.э. В этот период происходят серъезные изменения в фонетике языка славян, получает развитие дифферинциация славянского языка. Эти довольно существенные изменения в развитии праславянского языка были обусловлены взаимодействием славян с другими этноязыковыми группами. В первые века нашей эры славяне заселяли части территорий двух археологических культур: пшеворской и черняховской. Эти культуры были крупными полиэтническими образованиями провинциальноримского облика.
Пшеворская культура. Славяне, кельты и германцы. Около 400 г. до н.э. начинается мощная экспансия кельтов. В процессе расселения кельты легко смешивались с местным населением, распространяя всюду латенскую культуру кельтов. Во II в. до н.э. группа кельтов пересекла Судеты и осела в Силезии, другая группа, преодолев Карпаты, расселилась в верховьях Вислы, среди проживающего здесь славянского населения, представленного культурой подклошовых погребений. Так начался период активного кельто-славянского взаимодействия, оставившего заметный след в истории, культуре и языке славян, приведшего к возникновению пшеворской культуры в конце II в. до н.э. на территории , занятой культурой подклошевых погребений. Пшеворская культура была полиэтничной, в ее ареале и наследники племен культуры подклошевых погребений, и вторгшиеся германские племена, и кельты, и их ассимилированные потомки. Славяне, именуемые античными авторами венедами, преимущественно расселялись на землях Среднего и Верхнего Повисленья со смежными областями бассейна Одера (Висленский регион) и Верхнее Поднестровье.
Лексические и археологические материалы свидетельствуют, что в это время тесными были также славяно-германские связи. Это подтверждается и письменными источниками. Античные авторы I-II вв. н.э. (Птолемей, Плиний, Тацит) локализуют в бассейне Вислы племена венедов, а западнее их – германские племена. Основным этносом в пшеворском ареале были славяне- земледельцы. На их земли, особенно западные (Одерский регион пшеворской культуры), вторгались более военизированные германские племена. И все население таких регионов, в том числе славянское, римскими авторами именовалось этонимами господствующего племени, т.е. вандалами, бургундами и т.д.
Активное воздействие провинциально-римской культуры и благоприятные климатические условия первых четырех столетий нашей эры в Средней Европе способствовали подъему сельскохозяйственной деятельности, изменениям в производстве, строительном деле, вооружении и быту. В обществе увеличивается социальное расслоение, зарождается военно-дружинное сословие, складывается строй военной демократии.