Смекни!
smekni.com

Особенности социально-экономического развития Западноевропейских стран на примере Германии и Великобритании в конце ХVIII в. - 1860-е гг. (стр. 1 из 3)

Реферат

на тему: Особенности социально-экономического развития Западноевропейских стран на примере Германии и Великобритании в конце ХVIII в. — 1860-е гг.


Англия — «колыбель промышленной революции». Именно она открыла эпоху индустриальной цивилизации. Здесь раньше, чем в других странах развернулась промышленная революция, что было обусловлено всем предшествующим развитием, рядом внутренних и внешних факторов, среди которых следует выделить:

1. Успешное развитие аграрного сектора экономики, в котором зарождались стимулы и условия для технического прогресса. Здесь революционным путем была отменена феодальная система землепользования, и к середине XVIII в. уже сложилась трехзвенная система землепользования капиталистического типа: лендлорд — арендатор — батрак.

2. Наличие единого экономического пространства — национального рынка с единым экономическим и политическим центром — Лондоном.

3. Формирование емкого внутреннего рынка благодаря достаточно высокому потребительскому спросу и устойчивому демографическому росту.

4. Умелое использование достижений и ресурсов других стран (Франции, Германии, Италии).

5. Благоприятные социально-политические условия: революция ХVII в. утвердила в стране буржуазный правопорядок.

6. Прагматичная внутренняя и внешняя политика властей, отвечающая национальным интересам.

7. Географическая особенность: островное положение, наличие полезных ископаемых, хороших естественных коммуникаций.

8. Социально-психологическая составляющая: особая приверженность англичан принципам индивидуализма, подразумевающим высокую степень ответственности, стремление к самореализации, активную деятельность.

Решающая роль в подготовке промышленного переворота в Англии принадлежала хлопчатобумажному производству. Благодаря хлопку уже в конце XVIII в. наблюдался взлет английской промышленности. В этой связи Ф. Бродель отмечает: «Ритм его экспансии довольно последовательно отмеривает ритм всей британской экономики в целом». Вначале было механизировано прядение: в 1765 г. ткач Дж. Харгривс создал первую механическую прялку «Дженни», в 1767 г. изобретатель Т. Хайс — ватерную прядильную машину, а в 1779 г. предприниматель С. Кромптон изобрел еще более совершенную мюль-машину. Вслед за изобретением прядильных машин в начале 70-х гг. XVIII в. появились и первые хлопкопрядильные фабрики. Одним из первых организаторов фабрик был бывший парикмахер Р. Аркрайт, присвоивший изобретение Т. Хайса. Механизация прядения подтолкнула усовершенствование ткачества: в 1785 г. изобретателем Э. Картрайтом был запатентован механический ткацкий станок и построена первая фабрика. К 1820 г. английская хлопчатобумажная промышленность была уже полностью механизирована. Хлопок в Англии стал основным экспортным товаром: в 1800 г. он составлял 1/4 объема экспорта страны, в 1850 г. — 1/2. В то же время традиционная шерстяная промышленность по-прежнему основывалась на ручном труде и механизировалась лишь к середине XIX в.

Уже первые прядильные фабрики потребовали надежный и мощный источник энергии. В начале 1780-х гг. механик Дж. Уатт сконструировал паровую машину-двигатель универсального действия, а в 1785 г. первая такая машина была установлена на прядильной фабрике. В конце XVIII — начале XIX в. основными потребителями паровых машин были хлопкопрядильные фабрики. Очень быстро паровые двигатели получили самое широкое распространение в английской промышленности: если в 1800 г. здесь насчитывалось 320 паровых машин, то в первой четверти XIX в. уже 15 000.

Дальнейший прогресс в промышленном развитии невозможен был без усовершенствования металлургической отрасли: железо в Англии отличалось невысоким качеством и в значительных объемах импортировалось из России и Швеции. Вместе с тем создание паровых машин вызвало потребность в прочных конструкционных материалах, в более высоком качестве металла. В этой связи последовали важные открытия в металлургии: в 1784 г. английский инженер Г. Корт изобрел прокатный стан, и новый метод выплавки железа — пудлингование. Внедрение последнего стало решающим прогрессом в металлургии, настоящей революцией в количестве и качестве английского железа. Ф. Бродель отмечает: «После хлопковой революции… придет революция железа». Она разом вывела английскую металлургию на первое место в мире, которое она занимала до последней трети XIX в. Уже в начале XIX в. железо становится основным конструкционным материалом во всей промышленности страны. «Революция железа» вызвала массовый переход английского производства на минеральное топливо — каменный уголь. В конце XVIII в. кокс становится основным топливным сырьем, что послужило толчком быстрому росту угледобывающей промышленности.

Отмеченные изменения кардинально повлияли на географию промышленности — она теперь перемещалась в регионы богатые каменным углем и железной рудой — на север Англии. Центр обрабатывающей промышленности сместился в Ланкашир, Йоркшир, Шотландию, Южный Уэльс, которые традиционно являлись добывающими районами. Изменилась вслед за этим и демографическая карта страны: рабочие с семьями перемещались соответственно на север. В начале XIX в. шла трансформация чистых аграрных районов в «Черную страну», такая участь постигла, в частности, Стаффордшир.

Важнейшим направлением промышленного переворота стало создание машиностроительной отрасли. Первые английские машины создавались на мануфактурах. В 1797 г. изобретателем Г. Модсли был создан первый токарно-винторезный станок, заложивший основы машиностроения. В 1810г. он основал крупный машиностроительный завод, на котором было разработано много новых конструкций станков, паровых и других машин. В результате в первые десятилетия XIX в. появились другие типы металлообрабатывающих станков (строгальный, шлифовальный, фрезерный). Однако лишь к середине столетия в Англии была создана машиностроительная отрасль, что означало завершение здесь промышленного переворота.

В условиях промышленной революции старые средства транспорта стали сдерживать рост фабричной промышленности. Это привело к модернизации транспортной системы. Вначале совершенствовались прежние коммуникации: строились дороги с твердым покрытием, каналы. В 1790-х гг. Англию охватила лихорадка строительства каналов, прежде всего между угледобывающими районами и центрами черной металлургии. В результате к концу XVIII в. страна была покрыта сетью водных путей, многие города в центре получили выход к морю. С 1811 г. началась механизация водного транспорта — развернулось строительство пароходов. В 1838 г. английский колесный пароход «Сириус» впервые в мире совершил трансатлантический рейс из Ливерпуля в Нью-Йорк. Однако ключевым изобретением на транспорте был паровоз Дж. Стефенсона, созданный им в 1814 г. Это изобретение положило начало железнодорожному строительству. Первая железная дорога была построена по инициативе Стефенсона в 1825 г. между Стоктоном и Дарлингтоном (Юго-Запад Англии), а в 1829 г. также под его руководством была открыта вторая железнодорожная ветка более широкого хозяйственного значения — Манчестер — Ливерпуль.

В первой половине XIX в. Англия лидировала в области железнодорожного строительства. В 1840 г. протяженность ее железных дорог достигла 2 400 тыс. км (в то время как во Франции — 410 км, в Бельгии — 334 км, а в других странах и того меньше). Развитие железнодорожной отрасли создало огромные стимулы для дальнейшей индустриализации.

В Англии рано сложился единый национальный рынок — необходимое условие для развития капиталистической экономики. Это предопределило активное развитие торговли. В годы промышленной революции особое значение получила внешняя торговля: за первую половину XIX в. она выросла почти в два раза. При этом английский экспорт все более ориентировался на колониальный рынок. Развитию английской внешней торговли сопутствовали и международные события: в конце ХVIII — начале XIХ в. в Европе шли наполеоновские войны. Они помогли Англии поставить мировую торговлю под свой контроль. По мере роста масштабов промышленного производства и утверждения господства на мировом рынке английская буржуазия все более настойчиво требовала перехода страны от протекционизма к свободе торговли — фритреду. В 1840-х гг. в Англии в угоду промышленной буржуазии были отменены последние протекционистские меры («хлебные законы» 1815 г. и навигационные акты середины ХVII в.), Англия, таким образом, официально перешла к политике свободной торговли.

Промышленную революцию в Англии сопровождала и «финансовая революция». В ХVIII — первой половине XIХ в. здесь была создана достаточно стабильная кредитно-денежная система — возникла широкая сеть банков. Английский национальный банк, учрежденный в 1694 г., был стержнем всей банковской системы страны. Вокруг него располагались частные лондонские банки, число которых в 1807 г. превышало 70. В провинции создавались так называемые сельские банки, в 1810 г. их было более 600. В своей деятельности они опирались на Английский банк, имели право выпускать кредитные билеты и имели золотой запас. С 1826 г. законом было разрешено создание акционерных банков, которые лучше снабжались капиталами. Уже в первое десятилетие XIX в. в Англии наблюдался отток капитала за рубеж, начался вывоз капитала.

Как уже отмечалось, промышленная революция была взаимосвязана с развитием сельскохозяйственного производства, можно сказать, она проходила на его основе. В Англии сельское хозяйство отличалось стабильностью и высоким уровнем развития, оставаясь основной сферой деятельности вплоть до 30-х гг. XIX в. Вместе с тем не следует преувеличивать степень его механизации в годы промышленной революции. В начале 1830-х гг. цеп, серп, коса были основными орудиями труда на английских фермах. Успех сельского хозяйства Англии исходил, прежде всего, от различных нововведений — развития агрикультуры (внедрения более эффективных методов использования почвы, плодосменной системы, селекции семян и пород скота). Производство зерновых в начале XIX в. превзошло национальные потребности, поэтому расширялся их экспорт. Однако в связи с урбанизацией более доходной сельскохозяйственной отраслью уже в начале XIX в. стало животноводство. Быстрому росту сельского хозяйства способствовала и его эффективная организация, основанная на трехзвенной системе землепользования: лендлорды (крупные землевладельцы) — собственники земли, фермеры (сельская буржуазия) — арендаторы земли, батраки (безземельные сельскохозяйственные рабочие). В результате к концу XVIII в. английское крестьянство как класс исчезло и основой английского сельского хозяйства стало крупное землевладение, наиболее эффективное для развития рыночной экономики.