В начале XII в. русская культура сделала значительные успехи. В селах и погостах существовала старая славянская культура с ее яркими языческими празднествами, хороводами, песнями, обрядовыми танцами и зимними посиделками. Крестьяне-смерды, участники походов, слагали былины, которые появились в X в. В былинах воспеты и пограничные крепости, «заставы богатырские», и войны со степняками, и борьба с разбойниками и морскими пиратами, и сбор дани с окрестных племен, и приглашение крестьянских богатырей в княжескую дружину.
Былины исполнялись и в городах, и в деревнях, и на княжеских пирах. Торжественные напевы былин звучали тысячу лет. Былины являются как бы устным повествованием о родной истории, о ярком периоде, оставившем память в народе. В тяжелые времена ига монголо-татарских ханов былины поддерживали дух народа.
Важнейшим явлением культуры Руси стали летописи. Записи о крупных событиях, возможно, начали делать еще в конце IX в.: московские историки XVI в. сохранили выписки из летописи князя Аскольда. Велись летописи при Ольге и Святославе. При Владимире Святославиче из более ранних летописей был создан в 997 г. летописный свод, расцвеченный рисунками – «миниатюрами». Самой замечательной летописью была киевская «Повесть временных лет» Нестора, законченная на 1110 г. Русские летописи составлялись на родном языке, тогда как в странах Западной Европы хроники писали на чуждой народу латыни.
Ко времени образования государства восточные славяне жили племенами со своими особенностями языка (диалект), обычаями, своим уровнем культуры. Сплочение этих племен в единое государство вело к созданию единой древнерусской народности. Предки русских, украинцев и белорусов на протяжении X–XIII вв. составляли единую народность, имели общую культуру и язык, который следует называть древнерусским, так как это был общий язык Руси.
Обособление княжеств. Киевская Русь, как единая держава, сплотила, все восточнославянские племена в древнерусскую народность. Государство сумело создать систему обороны от печенегов и половцев. Но дальнейшее развитие феодальных отношений, городов и всей страны приводило к серьезным переменам: все чаще вчерашние княжеские дружинники стали оставаться в своих владениях, больше заниматься хозяйственными делами. При слабых экономических связях, при господстве натурального хозяйства, при постоянном стремлении бояр отсидеться в своих вотчинах управлять огромным государством было очень трудно.
Отдельные крупные города, вроде Новгорода, Полоцка, Смоленска, Ростова, Суздаля, Рязани, удаленные от Киева и достаточно уже развившиеся, стремились обособиться от власти великого князя и стать самостоятельными центрами своих областей. Такое обособление земель было невыгодно в военном отношении, но для развития самих земель в мирных условиях имелось много преимуществ. Княжеством меньших размеров легче было управлять, легче навести в нем порядок и следить за его поддержанием.
Победоносные походы Владимира Мономаха и его сына Мстислава устранили на время половецкую опасность, и военное единство на некоторый срок утратило свою необходимость. Народные собрания (веча) городов, и боярство воспользовались этим и начали приглашать к себе отдельных князей, содействуя созданию самостоятельных княжеств, независимых от Киева. Любечский съезд князей (1097) установил: «кождо да держит отчину свою».
Летописец записал, что в 1132 г. (год смерти Мстислава Владимировича) «раздрася вся Русская зёмля», т.е. распалась на части. Начался период феодальной раздробленности.
Из Киевской Руси образовались самостоятельные княжества (равные по территории западным королевствам): Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Новгородская земля, Киевское княжество и ряд мелких княжеств (см. карту).
Каждое княжество обладало правом определять «строи земельный», т.е. внутренний порядок жизни земли: собирать и содержать свое войско, иметь свои органы управления, издавать законы, при необходимости наводить порядок, даже иметь свои деньги, меры длины, веса и др. Кроме того, князья и городские общины вели самостоятельную внешнюю политику: объявляли войну, заключали мир, договаривались о помощи со своими соседями.
Только сильное, процветающее княжество могло обеспечить себе независимость от власти киевского князя, не считаться с интересами соседних земель. Феодальная раздробленность на Руси до монголо-татарского нашествия являлась периодом экономического и культурного подъема русских земель.
Но такой строй жизни таил в себе и большую опасность. Разделение на независимые княжества не прекратило усобиц и раздоров между князьями. Обороноспособность страны ослабла. В свою очередь княжества сами стали дробиться, и к началу XIII в. образовалось уже около полусотни княжеств. Очень скоро в княжествах начались конфликты между князьями и местным боярством. Бояре хотели сами влиять на политику и ограничить власть князей.
Новгород Великий. Новгородская земля была одним из первых княжеств, открыто порвавших с Киевом и не признавших власти киевского князя. «Новый город» стал к XI в. одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом, широким размахом торговых связей и с богатым и своевольным боярством. Под властью Новгорода находились земли вокруг него и необъятные просторы северо-восточных таежных земель, богатых драгоценнейшими мехами. Новгородское боярство снаряжало большие походы до Белого моря, Северной Двины и Печоры.
Новгород расположен на пересечении нескольких торговых путей (его можно назвать «портом трех морей»): через Смоленск и Киев шел путь в Черное море; от озера Ильмень Волховом можно было попасть в Балтийское море, а по реке Мете добраться до Волги и до Каспийского моря. Недаром герои новгородских былин – это не конные воины, а корабельщики-мореплаватели Садко и Василий Буслаев.
Раскопки в Новгороде открыли картину большого, богатого и благоустроенного города. Многие горожане были грамотны и на бересте писали друг другу письма, давали долговые расписки, писали челобитные – просьбы. Сохранилась даже школьная тетрадь мальчика Онфима.
В XI в. в Новгороде обычно сидел на правах князя-наместника старший сын великого князя киевского, но постепенно новгородское боярство ограничило власть князя. Князь играл в Новгороде второстепенную роль военного руководителя, и Новгород превращался в боярскую республику.
В 1136 г. в Новгороде княжил внук Мономаха – Всеволод Мстиславич, которым новгородцы были недовольны. По звону колокола они созвали вече и арестовали князя, которому был предъявлен ряд обвинений: 1) не заботился о смердах; 2) покидал Новгород ради княжения в другом месте; 3) первым бежал с поля битвы и др. С этого времени вольнолюбивый город окончательно становится феодальной республикой.
Иногда историкам казалось, что если в Новгороде дела решало вече, т.е. народное собрание, то и строй Новгорода был вполне демократичным. Это не совсем правильно, так как вечем управляли бояре. Главную роль в политической жизни Новгорода играл посадник, избираемый из знатных бояр, «совет господ» и выборный архиепископ (владыка).
Город постоянно волновали народные восстания. В 1207 г. вспыхнуло восстание против посадника Дмитра Мирошкинича:
«Новгородцы созвали вече против посадника Дмитра и его братьев за то, что они повелели взимать новые налоги и отяготили повинностями… Мирошкин двор и Дмитров зажгли, а имущество их разобрали; их села и челядь распродали, а остаток разделили всем горожанам по 3 гривны.»
Еще одно восстание произошло в 1229 г., когда, по выражению летописца, «возмятеся весь град».
Новгородская республика – яркая и интересная страница русской средневековой истории и культуры.
Киевское княжество в XII–XIII вв. В новых условиях, когда все прежде подвластные Киеву земли отпали от него, Киевское княжество сократилось до небольших размеров. Киевский князь стал всего лишь первым среди равных. Однако обладание киевским «столом» еще долго считалось у князей очень почетным, и за Киев шла жестокая борьба.
Соперником Киева стало Черниговское княжество, соседнее с Киевским. Черниговские князья, потомки Олега Святославича (их называли Ольговичи), стремились овладеть Киевом. В борьбе за Киев князья нередко использовали половцев. Фактическим хозяином города была, как и в Новгороде, городская община, в которой главенствовали бояре. Они изгоняли неугодных князей, убивали их зельем, они «вабили» (приглашали) на киевский престол того князя, который им нравился. А так как богатый Киев привлекал князей из разных городов, то бояре придумали очень остроумную систему одновременного соправительства двух князей из разных княжеских династий.
Одним из князей, который долго домогался Киева, был Юрий Долгорукий, нанимавший за золото половецкие отряды. Трижды ему удавалось овладеть бывшей столицей Руси, но в 1157 г. киевляне отравили Юрия на пиру и разгромили дворы его дружины.
Положение киевских князей отличалось от положения князя в Новгороде: половецкая опасность еще существовала, и киевским князьям были подвластны большие силы, и сидели они на троне прочнее.
После нескольких десятилетий усобиц, когда Киев переходил из рук в руки, наконец благодаря введению соправительства установился порядок: в последней четверти XII в. княжили одновременно два князя обычно из разных враждебных династий. Так, воспетый в «Слове о полку Игореве» «великий и грозный» киевский князь Святослав Всеволодич из Чернигова был внуком Олега Святославича и правил до своей смерти в Киеве вместе с Рюриком Ростиславичем из Смоленска, правнуком Владимира Мономаха.
В начале XIII в. Киев снова стал причиной раздора между князьями. Волынский князь Роман Мстиславич поднял меч на своего тестя Рюрика Ростилавича Киевского. Киевляне «отворили ворота» Роману. Рюрик в союзе с половцами взял в 1203 г. Киев.
«И сотворилось великое зло на Русской земле, такого зла над Киевом не было с тех пор, как киевляне приняли христианство. Взяли Подол (нижняя часть города) и пожгли, взяли Гору и разграбили Софийский собор и Десятинную церковь… и монастыри. Половцы изрубили мужчин, а женщин и девушек увели».
Князь Роман отогнал половцев, победил своего соперника и постриг его в монахи. О князе Романе летописец писал, что он «…устремлялся на половцев, как лев, сердит был, словно рысь, и мчался по их земле, как орел; храбр же был, как тур! Он соревновался в погоне за славой с прадедом своим Мономахом».
Список используемой литературы
1. История Отечества (Преображенский А.А., Рыбаков Б.А.) Москва, 1996
2. История СССР от древнейших времен до конца XVIII века (Рыбаков Б.А.) Москва, 1985
3. Первые века русской истории (Рыбаков Б.А.) Москва, 1964