Смекни!
smekni.com

Киевская Русь в IX–X вв. (стр. 1 из 4)

Государство Русь. Когда сложилось государство Русь? Нестор-летописец в XII в. связывал основание государства с личностью князя Кия, жившего примерно в VI в. Нам тоже важно найти истоки, но государство не возникает мгновенно, по воле одного человека. Ни легенды о первых князьях, ни раскопки богатых княжеских курганов не дадут точного ответа на вопрос о времени создания раннефеодального государства. В преданиях старины называют князьями племенных вождей, а богатство этих вождей еще не говорит о возникновении феодализма. Нужно свидетельство современника. Долгое время в руках ученых не было таких данных, но вот в 1892 г. была найдена рукопись на персидском языке, в которой содержится рассказ о Руси первой половины IX в.

«Это обширная страна, а ее жители непокорны, держатся вызывающе, воинственны… Одна часть их (русов) – рыцарство. Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли»

Город Куяба (Киев) – местопребывание царя. Там (в Киеве) выделываются разнообразные меха и ценные мечи…»

В этом ценнейшем документе сказано и о «царе», и о государственных налогах.

Учитывая это и другие свидетельства, временем образования государства Русь следует считать начало или же первую половину IX в.

Далекие походы русов. Подготовка условий, предпосылок образования государства обычно идет очень медленно и тянется веками, а потом наступает такой момент, когда все начинает развиваться быстро и бурно. Вот такой момент и наступил для восточных славян в IX в. Перед хорошо вооруженными конными дружинами киевских князей открывались, как перед сказочными богатырями, многие дороги, стояли разные задачи.

Прежде всего, нужно было защитить свою землю от степняков (хазар и печенегов). Киевский князь Аскольд воюет в степях с печенегами и другими тюркскими племенами; в этих битвах погиб его сын.

Пробиваясь через кочевнические заслоны, русы плавали по южным морям, караванным путем отправлялись в торговые города южнее Каспийского моря. Из этих дальних походов и путешествий они возвращались с грузами восточных товаров: шелка, оружия, пряностей. Иногда возвращавшихся русов грабили в низовьях Волги хазары. Но русам удавалось отражать нападения кочевников, и они нередко ездили со своими товарами в страны Западной Европы.

Вот тогда-то и узнали русов и в Византии, и на Западе, и на Востоке. Тогда-то и потянулись из разных стран купцы в «страну Рус» за разными товарами, преимущественно дорогими северными мехами. Тогда же о богатстве русских князей прослышали и жители побережья Балтийского моря, которых русские летописи называли варягами, – отличные мореходы, грабившие с моря побережье Европы. Однако на Русь не было прямого водного пути: нужно было плыть вверх по рекам, переволакивать ладьи посуху через волоки. Славяне построили на севере для защиты от варягов Новый город – Новгород у озера Ильмень. Один из варяжских князей, Рюрик, во второй половине IX в. стал княжить в Новгороде. Через несколько веков все русские князья стали считать Рюрика родоначальником своей династии.

После смерти Рюрика в Новгороде княжил другой варяг, Олег. С варягами и новгородцами он выступил в 882 г. в поход на Киев. Подойдя к городу, он назвал себя купцом, убил с помощью этого обмана князя Аскольда и сел княжить в Киеве. Во главе русских войск Олег участвовал в 911 г. в успешном походе на Царьград и заключил выгодный договор с Византией.

Полюдье. Когда государство Русь только начинало свой исторический путь, князь со своей дружиной вел очень деятельный и подвижный образ жизни: все лето они проводили в далеких походах и заморских путешествиях, а всю зиму посвящали «полюдью», т.е. круговому объезду земель древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, плативших им дань. Отношения господства и подчинения проявлялись в то время в такой откровенной и ничем не прикрытой форме. Иногда отдельные племена, возмущенные несправедливыми поборами, поднимали восстание. В 945 г. киевский князь Игорь Старый, родоначальник всех последующих князей, собрал дань в Древлянской земле и хотел уже возвратиться в Киев. Но его дружинники решили, что дань мала, и подговорили князя снова пойти к древлянам, вторично требовать дани, нарушая установленные обычаи. Древляне во главе со своим князем Малом, узнав об этом, собрали вече и решили так:

«Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его, так и князь Игорь – если не убьем его, то он погубит всех нас!»

Древляне объединились и разбили дружину Игоря. Киевского князя они казнили, но его вдова, княгиня Ольга, жестоко отомстила за смерть мужа. Летописный рассказ о том, как древлян убивали на пиру, сжигали живыми и живыми закапывали в землю, напоминает по своему содержанию народные языческие песни, но, несомненно, отражает реальные события. Вскоре Ольга установила нормы сбора дани.

В таком суровом противоборстве складывалось новорожденное государство.

Походы князя Святослава. Столетний период далеких походов и заморских путешествий завершился временем Святослава, сына Игоря и Ольги. Прежние походы были главным образом экспедициями, почти не связанными с интересами страны, а лишь обогащавшими князя и дружину. Во второй половине X в. государство Русь дважды меняет свою политику, совершенствуя ее: первый раз – при Святославе, а второй раз – при его сыне князе Владимире.

Святослав восторженно воспет летописцем. Это суровый воин, любящий простоту и легко переносящий тяготы походной жизни.

«Легко и неслышно ходил он в походах, как барс… В походах же не вез за собой обозов с котлами, не варил мяса, но, тонко нарезав мясо – конину, зверину, говядину – и зажарив на углях, так ел. Не возил он и шатра, но спал, подостлав потник и положив седло под голову. Такими же были и все его воины».

Отправляясь на войну, он не таится, а рыцарски предупреждает противника: «Иду на вы!» («Иду на вас»). Он сам ведет дружины в бой, воодушевляя воинов краткой и пламенной речью:

«Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имут… Станем крепко! Аз (я) же перед вами пойду: аще (если) моя голова ляжет-то промыслите собою!»

Историкам князь Святослав иногда казался просто дерзким искателем приключений, разъезжавшим с мечом в руках по разным странам. Однако этот взгляд неверен. Святослав отказался от заморских походов в чужие страны, никак не связанных с Русью. Он направил свое оружие на тех соседей Руси, которые препятствовали ее развитию: Святослав победил Волжскую Булгарию и сделал ее менее враждебной. Он разгромил Хазарское царство, расположенное на таких важных путях, как Дон и Волга, где нередко грабили русских купцов.

После этого Святослав начал войну с могущественной Византийской империей, стремившейся отрезать Русь от Черного моря и нередко натравливавшей на нее разных степных кочевников.

Война шла на Дунае, в долинах и в ущельях Балканских гор. Когда Святослав завоевал город Переяславец на Дунае, то предполагал даже перенести сюда центр своей державы:

«Здесь, – говорил он, – сердцевина моей земли, так как сюда сходятся блага из разных стран: из Византии – шелк, золотая утварь, вино и фрукты; из Чехии и Венгрии – серебряные изделия и кони-скакуны, а из Руси – дорогие меха, воск, мед и челядь.»

Святославу не удалось закрепиться на Балканах, и на обратном пути на Русь ему пришлось встретиться с тем страшным врагом, которого он несколько недооценивал, – с печенегами.

Печенеги – кочевой народ, родственный хазарам и пришедшим позднее половцам. В IX–X вв. сорок печенежских племен кочевали в степях от Волги до Карпат. Когда войско Святослава возвращалось в 972 г. из византийского похода, то у днепровских порогов на него напали печенеги и одолели русских. Святослав пал в бою, а из его черепа печенежский хан приказал сделать чашу для вина, окованную золотом.

Завоевания Святослава были огромны: одна только юго-восточная граница его временных владений тянулась на 3000 км, но эти завоевания были непрочны, и, кроме того, Святослав мало обращал внимания на жизнь самой Руси, пренебрегал обороной ее от кочевников. Когда Святослав с войском находился на Дунае, то на Киев напали печенеги и киевляне послали к князю гонцов с упреком: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь!»

Святослав много сделал для укрепления международного положения Руси, но не решил главнейшей для государства задачи – обороны от печенегов.

Киевская Русь на рубеже X–XI вв. Принятие христианства

Время Владимира Святославича. После смерти Святослава осталось трое сыновей. Старший, Ярополк, княжил в Киеве, второй сын, Олег, княжил в беспокойной Древлянской земле. Третий сын (от княжеской рабыни), Владимир, управлял Новгородом.

Олег Древлянский начал борьбу с Ярополком и стремился пополнить свою дружину крестьянами. Это отразилось в народной былине о Микуле Селяниновиче, пахаре-богатыре, которого князь Вольга (Олег) Святославич приглашал в свое войско. Олег погиб в этой усобице, но под стенами Киева появились княжич Владимир и его дядя Добрыня, победившие князя Ярополка. В войске Владимира были варяги, и когда Владимир после победы стал великим князем киевским, то они заявили претензии: «Мы завоевали Киев, и мы хотим получить дань». Владимир отослал большую часть варягов в Византию, попросив императора не пускать их обратно.

В дальнейшем правительство Владимира Святославича стремилось вовлекать в княжескую дружину простых людей из народа. В былинах о времени Владимира, кроме образа Микулы Селяниновича, сохранился и занял центральное место образ крестьянского сына, богатыря Ильи Муромца. Есть сказания и о Никите Кожемяке, связанные с таким эпизодом: однажды русское войско встретилось с печенежским. Печенежский хан предложил кому-нибудь из русских померяться силами с их богатырями: «И выпустиша печенеги муж свой и бе превелик зело и страшен». Долго не находилось ему соперника, пока наконец не вызвался один юноша-кожевник, обладавший большой силой. В поединке он победил печенежского великана. Восхищенный богатырской силой юноши, князь Владимир ввел его, простого кожевника, в свою дружину.