Смекни!
smekni.com

Древний Рим. Путь к мировому господству (стр. 3 из 5)

После II Пунической войны Рим стал крупнейшей политической силой в Средиземноморье. Но победа была достигнута ценой предельного напряжения сил. Многие районы Италии сильно пострадали.

Важнейшей областью экспансии римлян в Европе стали теперь Балканы. Главным противником здесь была Македония, но главным объектом римской политики и римских интересов – Греция, чей, так сказать, исторический авторитет определялся как ее политическими традициями, так и ее несравненным духовным, культурным богатством.

Решающим этапом римских войн на Балканах явилась III Македонская война (171 – 167 гг.) с царем Персеем, который объявил себя защитником должников и изгнанников и стал искать поддержки у демократических элементов в Греции. Его агитация находила отклик, но после нескольких лет войны и он был разбит, а Македония потеряла самостоятельность.

Незатухающим очагом войны надолго осталась Испания, где еще не было покорено население северо-западной части страны и где постоянно восставали другие племена.

Экономическое развитие

Рисское общество развивалось отнюдь не как самоизолированное государство, и войны были важным элементом его экономики. Недаром, пока римляне вели войны в Италии, кампании имели ежегодный и даже сезонный характер. Труд воина, подобно труду земледельца, рассматривался как достойный гражданина, обеспечивающий его свободу и благосостояние общины.

Земли, отобранные у побежденных, поступали в распоряжение гражданской общины, которая могла наделять ими римских граждан, продавать или предоставлять заимщикам за небольшую арендную плату. Немалая часть этих земель оседала в руках у богатых, и бедные граждане ожидали от войн новых земель для распределения.

Что касается военной добычи, то экономическая роль ее была очень велика уже потому, что она была фактором, который противостоял натуральному хозяйству, внося в него элемент, так сказать, сторонний и активизируя роль движимого имущества, свободу его перехода из рук в руки.

В основе экономико-социальных представлений самих римлян лежала идея самодостаточности индивидуального хозяйства как материальной гарантии свободы и соответственно представление о возделывании своей земли как о труде, достойном свободного человека. Этот труд осуществлялся в рамках индивидуальной ячейки гражданской общины – фамилии. Это слово часто переводится как "семья", но фамилия включала в себя и рабов, и рабочий скот, и саму землю. Главой фамилии – домовладыкой – был отец, а младшие ее члены – сыновья, внуки и т.д. – пожизненно находились в его власти и в полном распоряжении как работники. Сын лишь после смерти отца становился самостоятельным собственником, тогда то оказывалось, что и раньше он всю жизнь работал "на себя".

В приобретение земли вкладывалась немалая доля богатств, порожденных войной. Земельные участки у середине II в. до н.э. были, видимо, обычным предметом купли-продажи.

Высокая товарность и специализация отличали подгородное хозяйство, развившееся в основном в послекатоновские времена и ориентированное на состоятельного покупателя. Здесь разводили дорогие фрукты, ранние овощи, цветы – многое из этого, видимо, производилось и средними хозяевами. Птиц разводили дорогих и редких: "африканских кур", павлинов, но и более простых, которых тоже могли приносить большой доход.

Распространяется и ремесло, рассчитанное на городского потребителя. Наряду со старыми отраслями (гончары, сукновалы, плотники) появляются новые, некоторые из них – тоже в результате насущной потребности, например хлебники, занимавшиеся размолом зерна и выпечкой хлеба. К очень раннему времени римские авторы относят возникновение первых коллегий – непроизводственных объединений ремесленников по профессиям. Диапазон ремесленной деятельности был очень велик, и развивалась она очень бурно, сосредотачиваясь в основном в городах.

Формы функционирования ремесла были различны: домашнее ремесло, наем и подряд как отдельных ремесленников (рабов и свободных), так и групп, мастерские, работавшие на заказ и на продажу.

Отпуск раба на волю, превращение его в отпущенника открывали перед господином новые возможности его использования. Дело даже не в отработках, которыми обязывались отпущенники. Отпущенный на волю с соблюдением всех формальностей становился римским гражданином. Вместе с тем он был связан с бывшим господином уже иной связью типа древней клиентской. Обусловленное ею личное положение отпущенника могло варьироваться в широких пределах.

В торговле и ростовщичестве рабы использовались очень широко: не только как гребцы и шкиперы на кораблях и даже не только как счетоводы и казначеи, но и как агенты, действовавшие, "пользуясь правом господина", в его интересах. Крупные рабовладельцы независимо от их сословной принадлежности не брезгали никакими способами извлечения дохода.

Примерно с середины II в. в римской экономике все больше место начинает занимать эксплуатация провинций. Она осуществлялась несколькими способами.

Во-первых, правители провинций, наделенные военными полномочиями, извлекали большие доходы из своих должностей. Для них оказывались выгодными восстания, военные столкновения, которые они часто сами и провоцировали. Но отношение к военной добыче как к нормальному источнику обогащения молчаливо распространялось и на простое лихоимство. Правда, в середине 50-х годов II в. до н.э. несколько преторов, обвиненных провинциалами в алчности, были осуждены. В 149 г. Была создана комиссия из сенаторов для разбора подобных дел, но за четверть века ее деятельности никто, насколько известно, осужден не был.

Хозяйственное Развитие римского государства было сложным. А начиналось все с маленького поселения в Лациуме, и это поселение – Рома, Рим - распространило свою власть не только на земли соседей на территории Италии, но и на прилегающие обширные страны.

Полибий, грек, воспитатель и друг Сципиона Младшего, не раз выражает свое уважение и восхищение могуществом Рима и мудростью его государственного строя: "Если что-нибудь случится, всегда все римляне действуют дружно в совместном обсуждении, исполнение принятого решения не запаздывает, каждый отдельно и все в совокупности способствуют осуществлению начинаний. Вот почему это государство, благодаря своеобразному устройству, оказывается неодолимым и воплощает в жизнь все свои планы. …Нельзя было бы указать лучшего государственного устройства".

О выгодном географическом положении Рима и Италии писали Цицерон, Плиний Старший, Витрувий. По мнению последнего, большое значение имели и климатические условия, влиявшие и на физический облик человека, и на его склад ума: "Благодаря разреженному воздуху неба, полуденные народы, обладая из-за зноя острым умом, легче и быстрее соображают и принимают решения; у северных же племен, окутанных густым воздухом неба, ум, охлажденный влагою из-за сопротивления воздуха, цепенеет. Поэтому раз это природой так устроено в мире и племена отличаются неуравновешенными в центре мира пределами посредине пространства всего земного круга… обладает народ римский. Так, божественный ум поместил государство римского народа и превосходной и уравновешенной стране для того, чтобы он получил власть над земным кругом".

Расширение политического горизонта римлян на восток и на запад обусловило заметные изменения в обычаях граждан Вечного города, в их повседневной жизни. Соприкоснувшись с роскошью и великолепием Востока, они пытались придать своему быту те же черты. Поэтому в Рим привозили не только предметы первой необходимости, но и многие экзотические товары, иной раз весьма дорогие, удовлетворяющие любые капризы и прихоти горожан и горожанок. Миллионная столица громадного государства не могла существовать без импорта, без торговли.

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ВЫСШЕГО МОГУЩЕСТВА

Усиление императорской власти

С того момента, как в Риме императором был признан Веспасиан Флавий, началось правление династии Флавиев. Сто лет, которые прошли после победы Веспасиана над Вителлием, характеризуются периодом наивысшего развития римского рабовладельческого общества. Это был период укрепления империи и ее наибольшего территориального расширения. В эти годы рабовладельческий строй достиг своего предельного развития и к концу правления династии начал клониться к своему упадку.

Все императоры, которые сменяли один одного на этом посту, хоть и отличались индивидуальными способностями, но в основном проводили одну и ту же политику. Она диктовалась самим ходом развития Римской империи: они поддерживали провинциальные города, провинциальную знать и изо всех сил старались предотвратить упадок самой Италии, который прогрессировал с каждым годом, стремились они и к укреплению боеспособности армии, пытаясь всячески оберегать те слои населения, которые поставляли солдат в легионы и вспомогательные части. Немалой заботой императоров были угрозы новых восстаний в провинциях, а также восстаний рабов.

На высший пост в империи избирались люди совершенно иного рода. Первый император из династии Флавиев Веспасиан, который управлял империей с 69 по 79 г. Для новой знати Веспасиан был незаменимым человеком. После того, как он стал императором, Веспасиан пополнил ряды всадников и сенаторов самыми богатыми и знатными гражданами городов Италии и западных провинций. При нем все города Испании и многие города западных провинций получили права латинского гражданства. Отсюда он стал избирать основной состав своих легионариев. Некоторым городам южной Галлии и восточной части Испании он дал права не только латинского, но и римского гражданства. Эта политика Веспасиана имела значительные последствия. Со времени его правления Римская империя стала не государством, во главе которого стояла римская и италийская знать, она стала империей большинства рабовладельцев Средиземноморского мира. Теперь выходцы из провинций заняли видное положение в военной и гражданской администрации империи, а государственный аппарат всячески охранял их имущественные права и привилегии. Таким образом, Веспасиану удалось укрепить социальную базу империи.