Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ивановский государственный университет
Исторический факультет
Кафедра истории древнего мира и средних веков
Курсовая работа
Гражданская война в Риме в 305-324 годах.
Студентки I курса дневного отделения
Куклевой А.Ю.
Научный руководитель:
доктор исторических наук,
профессор Тюленев В.М.
Иваново 2008.
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Римская империя в правление Диоклетиана. Реформаторская политика. Тетрархия. 8
Глава 2. Отречение Диоклетиана и Максимиана. Назначение Севера и Максимина Дазы новыми цезарями. Политика Галерия и Констанция Хлора. 12
Глава 3. Смерть Констанция Хлора. Начало гражданской войны. Приход к власти Константина и Максенция. 18
Глава 4. Поход Севера и армией Максимиана на Рим против Максенция. Смерть Севера. Неудачный поход Галерия на Рим и опустошение Италии. 20
Глава 5. Вручение власти Лицинию. Захват трона Максимианом в Массилии. Заговор против Константина, смерть Максимиана. 22
Глава 6. Война между Константином и Максенцием. Сражение у Мульвиева моста 26
Глава 7. Заключительный этап гражданской войны.. 30
7.1 Максимин Даза и Лициний. Битва на Серенских полях. Б) Константин и Лициний. Битва у Адрианополя. 30
7.2 Константин и Лициний. Битва у Адрианополя. 32
Заключение. 34
Список источников и литературы.. 37
В III веке Римская империя представляла собой огромную территорию, которая включала в себя всё Средиземноморье. Но политическая обстановка была неспокойной. В течение почти 50 лет с 235 по 284 годы на императорском троне побывало около 29 «законных правителей», не считая ещё большего числа «незаконных» узурпаторов, объявившихся в разных частях Средиземноморья.
Империя нуждалась в сильном правителе, которым в 284 году стал Диоклетиан. С его приходом наступил период домината. За двадцать лет Диоклетиан сумел укрепить империю, проведя ряд реформ. Понимая, что одному невозможно контролировать всю империю он взял в соправители своего сослуживца Максимиана. В 293 году оба императора назначили себе еще двух соправителей, которые были названы цезарями. Но Диоклетиан всё же обладал большим влиянием во всех делах.
После его отречения от власти между соправителями началась борьба за единоличную власть, превратившаяся в кровопролитную гражданскую войну, которая длилась с перерывами с 305 по 324 годы. Эта война исследована в исторической науке недостаточно подробно, так как в источниках она отражена отрывочно или вовсе незаслуженно забыта.
Безусловно, гражданские войны не возникают на пустом месте, следовательно, существовали силы, способствовавшие её развитию. У каждой противоборствующей стороны были свои мотивы и цели.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что именно в этот период закладывается будущее империи, формируются основы «эпохи Константина Великого», которая круто изменила ход римской истории.
Единственным источником почти полностью посвящённым событиям того «смутного» времени является труд Фирмиана Луция Цецилия Лактанция «О смертях преследователей» («De mortibus persecutorum»). Лактанций жил и творил в начале IV века. Он был свидетелем той эпохи, о которой писал.
История изображаемая Лактанцием ограничена главной для него проблемой преследования христианской церкви. В центр своего повествования Лактанций ставит императоров преследовавших церковь и тех правителей кто спас её. При этом он умело связывает христианскую историю со светской.
Про Лактанция известно, что он родился в языческой семье в середине III века (предположительно около 250 года) в Северной Африке. Он получил риторическое образование, обучаясь в школе Арнобия в Сикке. Приблизительно в 290 году Лактанций был приглашен в Никомедию, которая тогда была резиденцией Диоклетиана. Там при дворе был необходим преподаватель латинской риторики. Считается, что здесь он и стал ревнителем христианской религии.[1]
После начала гонений на христиан в 303 году Лактанций удаляется в Галлию. В Трире он продолжает свою преподавательскую деятельность. Здесь его учеником стал старший сын Константина Крисп.
История не сохранила точной даты кончины Лактанция. Традиционно считается, что он умер ок.325 года.
Лактанций отразил в своем трактате «О смертях преследователей» («De mortibus persecutorum») реалии римской истории нач.IV века. Именно он подробно повествует о событиях связанных с приходом к власти Константина, который не только положил конец гражданской войне, но и остановил гонения на христиан (что для Лактанция было, несомненно, наиболее значительным).
В историографии поздней империи преобладающей стала тенденция излагать историю в форме компендиев и эпитом. И здесь в первую очередь следует назвать Евтропия. Евтропий жил во второй половине IV века. В свите императора Юлиана принимал участие в военной экспедиции против персов (363 г.). Затем в должности секретаря служил при дворе императоров Валентиниана I и Валента. По поручению Валента, желавшего получить сведения о тысячелетней истории Рима в форме сжатого, компактного изложения, Евтропий написал «Breviarium ab Urbe condita» («Бревиарий от основания Города») в 10-ти книгах.
Отвечавший вопросам времени труд Евтропия пользовался популярностью и у современников, и в последующие века. Его успех был таков, что он трижды был переведён на греческий язык. [2] Однако, содержание его труда относительно бедно. Он почти не касается вопросов внутренней жизни римского государства, излагая кратко историю войн и лишь упоминая о восстаниях. Внимание Евтропия обращено прежде всего на внешние войны, позволившие Риму стать великим государством.
Однако внутренние распри и столкновения он также не оставляет в стороне. Но, если внешние войны и подавление мятежей внутри страны всегда находят понимание и поддержку автора ( например, V,17,1-2; VI, 7,15), то гражданские войны встречают явное неодобрение (VI, 19,1; 21,1; X, 12,1). [3].
Также, важным достоинством «Бревиария» была простота и лаконичность языка, ориентированного на классических авторов I века до н.э.- I века н.э., что в эпоху поздней античности- раннего средневековья делало его весьма удобным пособием по изучению не только элементарных сведений по истории Рима, но и латинского языка.
Несмотря на шедшее достаточно быстрыми темпами угасание античности как цивилизации, в исторической науке IV столетия это процесс отразился достаточно своеобразно. Даже такой «сухой» и, на первый взгляд, не дававший автору возможности показать своё мастерство вид исторического сочинения как сокращение или компиляция порой даёт нам творения, не уступающие памятникам классической эпохи. И здесь, нельзя обойти вниманием труды Секста Аврелия Виктора.
Научная традиция закрепила за именем Аврелия Виктора четыре произведения: «Происхождение римского народа», «О знаменитых мужах города Рима», « о цезарях», «Извлечения о жизни и нравах римских императоров». При этом несомненное авторство Аврелия Виктора можно признать лишь за сочинением «О цезарях», поскольку в нем присутствуют оговорки автора на детали его собственной биографии. Секст Аврелий Виктор – известная по источникам и надписям личность. Он был родом из Африки, о чём говорит его собственное замечание в «О цезарях», когда он говорит об императоре Септимии Севере и называет его представителем «нашего рода» (XX, 6), т.е.именует Севера своим земляком, а африканское происхождение Севера бесспорно. Согласно словам самого Аврелия Виктора, он родился в деревне, в бедной семье,глава которой не получил никакого образования. Образование и упорная работа позволили ему выйти из своей социальной средыи открыли путь к служебной карьере. В 361 году Аврелий Виктор находится в Сирмии, где встречается с императором Юлианом (Amm.Marc., XXI, 10, 5-6). Он уже занимает высокое общественное положение и является известным историком. Юлиан почтил его бронзовой статуей, что явилось, скорее всего, наградой за литературный труд. Кроме того, Аврелий Виктор получил от Юлиана звание консуляра, а также должность префекта Второй Паннонии.[4] В 369 году историк становится консулом вместе с внуком Валентиниана, а в 388-389годах он исполняет должность префекта Рима (Amm.Marc.,XXI, 10,6).[5].
Таким образом, этими датами, -361,369 и 389 гг.- определяется время жизни Аврелия Виктора. При этом следует отметить, что о событиях времён Ву Диоклетиана (284-305гг.) он говорит как о случившихся «на нашей памяти» (De Caes., XXXVI, 6), а о событиях времён Константина Великого (306-337гг.),- как произошедших «на моей памяти» (De Caes., XL, 14). Императора Констанция II (337-361гг.) он именует «нашим императором» (De Caes., XLII, 5). Кроме того, очевидно, что ко времени жизни Аврелия Виктора следует отнести 346г.- год консульства Филиппа, на который пришелся год 1100-летия основания города Рима (XXVIII, 2), и 358г.- консульство Цереаля, во время которого произошло сильное землетрясение, разрушившее город Никомедию ( De Caes., XVI,10), - об этих событиях Аврелий Виктор пишет как о происшедших «в наше время». Таким образом видно, что историк прожил долгую жизнь - с начала IV века и до его 90-х годов.
В своем труде Аврелий Виктор любит предаваться размышлениям о судьбе людей, о доблести и славе, о роли деяний выдающихся исторических личностей. На основании этого построена его концепция истории Римского государства. Согласно его представлениям, Рим как государство от Ромула до Септимия Севера непрерывно возрастал в своей силе, вследствие действий задуманных и осуществлённых Каракаллой, оно остановилось как бы в высшем своем положении, а то, что сразу после этого государство не распалось, было заслугой Александра Севера. Далее историк обращается к мысли о причинах упадка Империи. Эти причины он видит в том, что поскольку правители теперь больше стремятся властвовать над своими, нежели покорять чужих, то они эти низвергли все римские древние устои, в результате чего к власти оказались допущены вперемешку и хорошие правители, и плохие, и знатные и не знатные, и что особенно пагубно, много варваров.[6]