Серьезной проблемой средневекового интерьера являлось освещение. Оконные проемы часто оставались открытыми (особенно на юге) и небольшими, поскольку долгое время не была решена проблема, чем их покрывать. Стекла были редкостью и использовались в основном в церквах. Дабы защитить дом от холода и ветра, окна в частных жилищах затягивались промасленной тканью, бумагой, слюдой и пергаменом, кроме того, они просто зарешечивались и закрывались деревянными ставнями. Летом в таком доме было более или менее светло, но зимой света не хватало. Со временем от церкви позаимствовали одноцветное стекло (впрочем, не отличавшееся совершенством). Толстые, непрозрачные, неровные, неправильные по форме и маленькие по размеру куски стекла заключались в толстую, тяжелую свинцовую оправу и так крепились к неподвижной раме. Стоили такие окна очень дорого и все же полностью не решали проблему освещения, хотя, конечно, с ними в дом пришло значительно больше света. Источниками искусственно освещения служили открытый очаг, факелы, масляные светильники (лампы), лучина, восковые и сальные (сильно коптившие) свечи. В состоятельных домах в ходу были масляные лампы из глины, стекла и металла, которые подвешивались на стенах. Но от этих светильников всюду садилась сажа и стоял смрад, стены помещений и мебель покрывались копотью. Поэтому те, кто имел возможность, старался покупать свечи. Особенно ценились восковые (самые дорогие) свечи. Ими пользовались сеньоры и церковники.
Основным типом отопления в средневековом доме был открытый очаг, расположенный подальше от стен. Кухонные печи появляются только в ХУ в. Кроме того, тепло дому давали, появившиеся в период позднего Средневековья, жаровни и камины. Однако последние были доступны далеко не каждому и даже в очень богатых домах Англии и Франции они имелись лишь в немногих помещениях. Позднее камины превратились в настоящие произведения искусства, были богато украшены скульптурой, барельефами, фресками и являлись своеобразными центрами интерьера.Но технически они оставляли желать лучшего: дымоход был устроен так, что из-за сильной тяги забирал много тепла. Этот недостаток пытались компенсировать, устанавливая посреди комнаты жаровни.В Испании, например, они заменяли и камин. С середины ХУ в. в Германии начинают играть всё большую роль кафельные печи, особенно широко распространившиеся с ХУ1 в. и преимущественно к северу от Альп. Они делались из кирпича, камня, глины и (иногда) облицовывались фаянсовыми плитами. Перед такой печкой или вокруг нее устраивали лежанку или лавку, на которой спали. Тем не менее тепла в домах всё равно недоставало. Нередко обогревалась только одна спальня и обитатели дома ходили тепло одетыми.
Водопровод и канализация в домах отсутствовали.Снабжение водой было самым простым, примитивным. Как правило, во дворе дома вырывали колодец. На Юге (в частности, в Италии) в специальные цистерны (они размещались на чердаках) собирали дождевую воду. Кроме того, за водой в городах ходили к городским фонтанам. До конца ХУ в. неотъемлемой принадлежностью спален были кувшины и тазы для умывания. По утрам (вместо умывания даже в высших слоях общества) было принято обтирать лицо и руки мокрым полотенцем. Ванных комнат не было (они появились лишь в ХУ1 в.). Общественными банями западное Средневековье вплоть до ХШ в. практически не пользовалось: в иерархии христианских ценностей тело имело крайне низкую оценку; церковь призывала к смирению плоти и в уходе за телом видела роскошь и признак изнеженности. Считалось, что крещение раз и навсегда должно “отмыть” христианина в прямом и переносном смысле слова, поэтому культура бани не поощрялась. И лишь с ХШ в. общественные бани, наконец-таки, широко распространились в Европе, и далее вплоть до конца ХУ- начала ХУ1 вв. (до появления в Европе сифилиса, принявшего в ХУ1 в. характер эпидемического заболевания) посещались весьма охотно и мужчинами, и женщинами, которые, как правило, мылись вместе.В домашних условиях на кухне полоскались в кадках, ушатах, лоханях, тазах и, как ни странно, в основном после еды. Первый туалет со сливом воды был изобретен в Англии только в конце ХУ1 в., но даже в королевских дворцах подобное новшество не было правилом .
Литература
1. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991;
2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХУ-ХУП вв. Т.1. Структуры повседневности.М.,1988;
3. ВейсГ.История цивилизации. В 3 т. Т.2. “Темные века” и Средневековье 1У-Х1У вв. М., 1998;
4. Виоле-ле-Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в средние века.СПб., 1997;
5. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. Феномен средневекового урбанизма. М., 1999;
6. Гуревич А.Я. Многозначная повседневность средневекового человека // Искусство кино. 1990. № 6. С.109-112;
7. Гюлльманн К.Д. Общественная и частная жизнь в европейских городах средних веков. СПб., 1839;
8. Кес Д. Стили мебели. Будапешт, 1981;
9. Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Мн., 1999;
10. Средневковый быт / Сб.статей под ред. О.А.Добиаш-Рождественской. Л., 1925;
11. Ястребицкая А.Л. Западная Европа Х1-ХШ вв. М., 1978;