Смекни!
smekni.com

Одежда и мода эпохи средневековья (стр. 2 из 4)

ХП столетие принесло в Европу совершенно особое явление средневековой жизни - культ Дамы и куртуазную любовь. Культ Прекрасной Дамы (возникший на рубеже Х1-ХП вв.), воспеваемый утонченными поэтами-рыцарями - трубадурами, труверами, миннезингерами, привел к усилению роли знатной благородной женщины (дамы) в придворной жизни высшего общества. Женщина стала играть значительно большую, чем до начала крестовых походов роль. И как бы в противовес учению церкви о греховности тела женский костюм ХП в. впитывает все больше светских элементов, одежду начинают шить более узкой, обрисовывающей верхнюю часть фигуры. Женский костюм ХП в. состоял из камизы (рубашки) и узкого, обтягивающего грудь (со шнуровкой сзади либо сбоку) и доходящего до пола платья-блио, которое от бедер расширялась книзу при помощи клиньев и делалось из другой ткани, что по сути дела, представляло собой зародыш юбки (появилось нечто вроде юбки), имевшей, кстати, шлейф. У блио были узкие, от локтя расширявшиеся и ниспадающие до земли рукава. И “юбка" и широкие части рукавов блио часто плиссировались. Декоративной деталью женского костюма был пояс, который обычно носили на бедрах. К блио одевали узкий жилет - жип, подчеркивавший линию талии и грудь. О женщинах, одетых в соответствии с такой модой (т.е. шнуровавших талию, делавшей заметным для глаз бедра) средневековые источники говорят, как о “бесстыдно открытом зрелище для толпы”, “безнравственных женщинах”. Верхней одеждой дам, по-прежнему, служил полукруглый плащ. В зимнее время плащи подбивали мехом; они могли иметь рукав либо были мантиеобразными. Как и в предыдущий период, замужние женщины прикрывали волосы белыми платками, которые можно было повязывать различными способами. Типичной для ХП-ХШ вв была плотная головная повязка (охватывавшая подбородок и голову) - гебинде (от слова “бинден”, т.е. “связывать” как называли ее немцы). Повязка закрывала голову и полузакрывала лицо. Создавалось впечатление, что связаны воля и мысль женщины. Поверх такой повязки одевалась круглая шляпа (шапель), обруч либо корона. Кроме того, средневековая женщина ХП в. носила тюрбан. Красивой считалась женщина высокого роста, с золотистыми локонами, темными бровями, узкой талией. Подчиняясь этикету, женщины должны были ходить мелкими шагами, опустив глаза, слегка наклонив голову и вовремя умело подхватывать платье, дабы не волочить его по земле. В ХП в., благодаря связям с Востоком, в Европе появилась всевозможная косметика: благовония, эссенции, притирания, краски, покупавшиеся у восточных купцов за баснословные деньги. Женщины стали красить волосы почти во все цвета, кроме рыжего (этот цвет считался знаком проклятья), обливать себя духами и умащивать благовонными маслами, чтобы заглушить запах немытого тела и грязи, которая, несмотря на роскошь, царила в покоях феодалок.

В ХШ в. готический стиль (появившийся в середине ХП в. в архитектуре, преимущественно в церковном зодчестве) проник и в прикладное искусство западно-европейского костюма. Характерной особенностью силуэта одежды ХШ в. и следующих Х1У и ХУ вв. стали вытянутые готические пропорции. В моде стали преобладать вертикальные линии: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, головные уборы, вытянутые кверху и остроносые ботинки. Одежда стала пополняться новыми предметами и аксессуарами, индивидуализировалась, менялся ее покрой (если романская мода еще во многом базировалась на рубашкообразном, неприлегающем крое, то готическая выкройка одежды полностью соответствовала фигуре человека). В этих переменах (которые в одежде позднего Средневековья прослеживались более явственно, чем за многие столетия до этого) прежде всего сказались успехи средневековой торговли и ремесла. Рыцарь и состоятельный горожанин облачаются теперь в новый материал - сукно - продукт ткацкого производства самых развитых городов Северной Италии и Фландрии ХШ-Х1У вв. Одежда из сукна была куда практичнее, чем аристократические одеяния ХП в. С Х1У в. в придворный обиход внедряется бархат. Стремительно развивалось и мастерство средневековых портных, которые с Х1-ХП вв. объединились в профессиональные цехи и стали изготавливать одежду на заказ и на рынок. Кроме того, производство готической одежды полностью перешло в мужские руки. В ХШ в. были заложены основы современного кроя, появилось то, что мы называем выкройкой - покрой реглан, вытачки, а также складочки, корсет, плиссе, гофре, юбки-клеш. Усовершенствованная техника шитья ХШ в. позволила вшивать в одежду рукава. Ранее (поскольку одежда была чрезвычайно узкой и снять ее иначе было просто невозможно) они пришивались на время (например, на день, а вечером отпарывались) либо привязывались шнурками. И лишь с изобретением застежки рукава стали вшивать для постоянной носки. Далее, в Х1У в. появились воротники и распашные одежды (т.е. одежды, разрезанные спереди сверху донизу) и застегивавшиеся на пуговицы.

Более чувствительным к веяниям и запросам эпохи был городской костюм. Формы и стиль, вырабатывавшиеся в нем, перенимались затем другими - выше и ниже стоящими социальными группами. В то же время тяготение городских нуворишей к аристократическому образу жизни порождало в них стремление уподобиться в одежде знати.

В целом, общую тенденцию в развитии костюма можно определить как движение от простого к сложному, более элегантному, но в то же время более практичному. Кроме того, следует подчеркнуть, что в Европе Х1У-ХУ веков стала формироваться общеевропейская мода, в которой в разное время лидировала то та, то другая страна. В период позднего Средневековья. - это, прежде всего, Бургундия, чье влияние стало особенно заметным после Столетней войны.

Помимо всего сказанного, в готическую эпоху, как никогда раньше и позже, костюм приобрел ярко выраженные корпоративные и социальные черты: резко обозначились различия в одежде знати, крестьян и горожан, определяя принадлежность человека к той или иной профессии. В ХШ в. в Европе появились первые “законы против роскоши”, ограничивавшие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзеренами. Законы о рангах в одежде предписывали строгие ограничения в выборе тканей, форме костюма, использовании тех или иных украшений определенными слоями общества. Эти законы указывали, как и во что должны одеваться те или иные сословия. Каждый должен был носить одежду соответствующую его положению, поскольку платье должно было не только обогревать и украшать человека, но и показывать его место на социальной лестнице. Например, бюргеры (в отличие от дворян) не имели права носить одежду из шелка, длинные шлейфы и золотые украшения; а также отделывать свою одежду мехом более 2-3 пальцев толщины. В 1294 г. французский король Филипп IVКрасивый своим ордонансом запретил простым горожанам носить мех горностая и белки, украшать свое платье золотом и драгоценными камнями. В первой половине ХIVв. в северных городах Германии строго следили за тем, чтобы костюм и украшения почтенных бюргерш соответствовал величине имущества их супругов. Женам ремесленников так называемых неблагородных профессий (кожевников, цирюльников) запрещалось одевать коралловые бусы и другие украшения, которые имели право носить только “почтенные женщины”. В рейнских городах подмастерьям цеха портных запрещалось носить на шее серебряные цепи и какие-либо украшения на платье; кроме того, подмастерьям в ряде городов Германии запрещалось носить одинаковые с бюргерами-мастерами шляпы, рубахи и серебряные украшения. Уставы отдельных цехов запрещали подмастерьям носить перстни. Свои особенности в одежде имел городской патрициат (символами его могущества были соболя, мех куницы, бархат, драгоценные камни, золотые и серебряные украшения), представители свободных профессий (например, принадлежностью средневекового врача были берет и замшевые перчатки), университетские корпорации. Своей одеждой разительно отличались и представители монашеских орденов. Например, нищенствующие монахи облачались в грубошерстянные ткани серого цвета, цистерцианцы щеголяли в рясах белого цвета, бенедиктинцы - в черных. Крестьянам, как и прежде, не дозволялось носить яркую одежду - только темную - серого, черного, коричневого цветов либо не окрашенную вовсе. Постепенно все люди стали одеваться так, что по их внешнему виду можно было легко определить их положение в обществе, занятие, профессию, образ жизни. Король выделялся среди знати своей белой короной и белоснежной мантией с черными маленькими хвостиками из меха горностая. Рыцаря можно было узнать по доспехам, епископа - по тиаре, монаха того или иного ордена - по цвету рясы, шута - по колпаку с бубенцами, слуг - по цветам их сеньоров, крестьянина по простой домотканой одежде. Видимо, не случайно поэтому в Средневековье родилась поговорка “по платью встречают”.