Женский костюм периода “бургундских мод”, так же как и мужской, отличался удлиненным силуэтом. Верхнее платье женщин - роба - напоминало мужской упленд. Роба имела узкий рукав с воронкообразным манжетом; лиф ее был укорочен, так что пояс находился почти под грудью. Неширокая юбка спереди была несколько укорочена, а сзади имела шлейф, длина которого строго регламентировалась и зависела от положения женщины в обществе. Например, королева имела право носить шлейф в 11 локтей (один локоть был равен 45 см), герцогини, принцессы - в 8 локтей и т.д. до одного локтя. В робе имелось декольте. Часто платье имело треугольный вырез до пояса спереди и сзади; впереди этот вырез прикрывали вставкой из другой ткани и обрамляли мехом. По словам известного французского портного ХУ в., повседневные платья шились, главным образом, из материй серого, черного и фиолетового цветов. Необыкновенно популярным был черный цвет, особенно, когда платье шилось из бархата. Из него шили и придворную одежду. Любимыми комбинациями цветов в одежде были сочетание черного, серого и белого, или сочетание черного и фиолетового с серым. Желтый и коричневый считались в то время безобразными; синий и зеленый - не пользовались популярностью. Каков характер нелюбви к этим цветам - эстетический или символический - сказать трудно (К слову, серый и коричневый тогда считались цветами грусти). Однако выходные платья изобиловали контастирующими деталями. Преобладал красный цвет, за ним стоял белый. Со второй половины ХVв. сочетание черного с белым вытесняется комбинацией желтого с синим. Обувь напоминала мужскую, но не имела таких утрированных носков: они были несовместимы с длинной юбкой. В ХУ в. огромное значение приобрели головные уборы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали. Любимым головным убором знатной женщины, по-прежнему, был чепец причудливой формы - эннен. Высота его как и раньше зависела от степени знатности. В таком головном уборе женщина при входе в помещение приседала. В большом фаворе были и другие чепцы. Модным считался “рогатый” чепец, форму которого создавала прическа с боковыми валиками (женщины укладывали косы в форме валика по краям головы и покрывали эти прически плотно прилегавшим чепцом. Если смотреть на такую женщину спереди, казалось, что у нее есть рога. Проповедники, обличая подобную моду, настаивали на том, что “рога" говорят о связи их владельцев с дьяволом); чепец в виде “двойной сахарной головы” и в виде “паруса”.
Исключительное значение в средние века стали придавать украшению одежды, аксессуарам. Не только женщины, но мужчины носили перстни, браслеты, ожерелья, массивные нагрудные золотые цепи, другие украшения. Изменения в одежде происходили и за счет фурнитуры. Приблизительно с ХП-Х1У вв. в одежде снова появляются пуговицы, известные еще в древности, но забытые в эпоху варварства. До этого использовались завязки, пряжки, булавки, затем крючки. Пуговицы нашли широкое применение в закрытом костюме ХШ в. Изготовлялись они из дерева, камня, металла, ткани и сделали ношение одежды не только более удобным, но и украшали ее. Драгоценные пуговицы десятками пришивали на все детали одежды - спереди, сзади, сбоку, на обувь и т.д. Рассказывают, что один герцог появился на балу в камзоле, на котором было пришито 128 пуговиц из драгоценных камней. Кроме того, костюм знати разнообразили всевозможные тесьмы, шнурки, ленты, пряжки и колокольчики, которые пришивали к одежде или привешивали к цепочкам. Деталью украшения костюма был пояс. Пояса не только стягивали и поддерживали просторную одежду, но и в соответствии с велением моды орнаментировали ее, перемещаясь то вверх - от талии под грудь, то вниз - на бедра. К поясам прикреплялись (привязывались) вышитые кошельки (часто их делали из кожи). Вначале они были принадлежностью костюма исключительно высших сословий, но со временем обосновались на поясах купечества и ремесленников. К поясам же привешивались специальные коробочки - “блохоловки”, т.к. в пышных прическах и париках дам и кавалеров водились вши и блохи.
1. Гуревич А.Я. Многозначная повседневность средневекового человека // Искусство кино. 1990. № 6. С.109-112;
2. Кибалова Л. и др. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1966;
3. Мерцалова М.Н. История костюма. М., 1972;
4. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4 т. Т.1. М., 1993;
5. Средневковый быт / Сб. статей под ред. О.А. Добиаш-Рождественской. Л., 1925.