Смекни!
smekni.com

Особенности общественно-политического и социально-экономического развития Северной и Южной Италии в ХIV—ХV веках (стр. 2 из 5)

К тому же многие папы в ХУ в. увлекались меценатством (Например, Николай У (1447-1455), Сикст 1У (1471-1484), Иннокентий УШ (1484-1492), Александр У1 (1492-1503) и многие другие), были покровителями искусств и при их содействии был воздвигнут не один дворец в Риме. Но меценатство требовало огромных средств, которые папы находили в продаже индульгенций и во введении новых налогов. В подыскании предлогов к введению новых налогов некоторые из них проявили настоящую виртуозность. Излюбленным способом выколачивания налогов была так называемая »турецкая опасность». Особенно грандиозные размеры турецкий шантаж принял при Сиксте 1У, причем, собираемые (якобы на турецкий поход) деньги зачастую уходили в карманы многочисленных непотов папы, так что современники справедливо говорили, что «Реальными турками являются в настоящее время папские племянники».

Большинство городов Северной Италии враждовало друг с другом. Ни один из них не смог стать центром, вокруг которого объединились бы все остальные. Причиной постоянных конфликтов было соперничество в области внешней торговли и борьба из-за границ между соседними городами-государствами. Так, например, Генуя стремилась сломить своего важнейшего торгового конкурента Пизу и в конце ХШ в. этого добилась.

Еще в ХШ в. непрерывная борьба шла за восточные рынки между Генуей и Венецией. Эти города, начиная с эпохи крестовых походов, стали посредниками в торговле между Востоком и Западом. В результате четвертого крестового похода Венеции удалось вытеснить свою соперницу Геную из Греции и Сирии. Но затем с восстановлением в 1261 г. Византийской империи генуэзцам (за оказанную помощь) были переданы привилегии, которыми ранее пользовались венецианцы. Генуэзские купцы были освобождены от всяких пошлин в византийских портах: они получили предместья Константинополя – Перу и Галату, захватили ряд опорных пунктов на островах, в Северной Африке и Малой Азии. Генуей был основан ряд важнейших торговых факторий на берегах Черного моря. На первом месте стояли Кафа (Феодосия), Балаклава и Солдайя (Судак). В конце ХШ в. Генуя по тогдашним масштабам стала крупнейшей колониальной державой. Венеция, вытесненная генуэзцами со своих главных торговых позиций, стала искать новые опорные пункты для торговли и нашла их в Египте. Но, тем не менее, к концу ХШ в. соперничество между Венецией и Генуей шло с перевесом в пользу Генуи. В довершение всего в 1298 г. генуэзцы разгромили венецианский флот при Курцоле. Генуэзская торговля была сосредоточена в руках сравнительно небольшого круга купцов – купеческого патрициата, который и пользовался всеми преимуществами. Генуэзский патрициат был в основном феодальным по происхождению. Ядром его были сеньоры – выходцы из контадо, включившиеся в морскую торговлю. Наиболее влиятельными были семейства Дориа, Спинола, Фьески, Джустиниани, Гримальди. С конца ХШ в. генуэзские нобили стали объединяться в союзы (по принципу родства, соседства, экономических интересов). Так постепенно возникли аристократические кланы, получившие название альберги. В Генуе постоянно шло непрерывное соперничество патрицианских родов. Предпринимались попытки (правда безуспешные) установить как синьорию, так и пополанскую диктатуру. Центральное управление было слабым. В 1339 г. часть генуэзского купечества, оттесненного от управления, произвела государственный переворот. В результате чего во главе управления была поставлена новая олигархия (по-существу нисколько не лучше прежней), из среды которой был избран первый пожизненный дож Генуи Симоне (1339—1344 гг.; свергнут в 1344 г.; вновь управлял Генуей в прежнем качестве в 1359—1363). Дожи Генуи, как правило, опирались на представительный орган -- Совет старейшин.

На протяжении конца Х1У – ХУ вв. Генуя не раз переходила под власть французских королей, миланских герцогов, маркизов Монферрата, сохраняя при этом автономию.

Однако более влиятельными, чем административные органы, в Генуе были финансовые и судебные магистратуры. В частности, созданный в 1407 г. банк Святого Георгия, возникший из объединения ассоциации купцов, кредитовавших государство. В дальнейшем банк расширил свою финансовую деятельность и по сути дела стал контролировать крупную морскую и сухопутную торговлю города. Со второй половины ХУ в. этот банк стал одним из крупнейших в Европе и зачастую предоставлял кредиты тем или иныи монархам.

Кроме того, генуэзские купцы смогли выбрать оптимальные формы организации торговли. Прежде всего, так называемую форму комменды. По договору комменды один из партнеров должен был инвестировать капитал, а другой вкладывать труд. Инвестор (т.е. первый партнер) обычно получал от 2/3 до 3/4 прибыли, остальная часть доставалась путешествующему купцу – трактатору. Однако постепенно в Генуе произошла замена института трактаторов институтом постоянных комиссионных агентов, осуществлявших сделки на любых рынках (где находились их конторы) за определенный фиксированный процент.

В Х1У в. борьба между отдельными купеческими фамилиями Генуи (разделившимися на гвельфов и гибеллинов) за власть в городе и колониальные прибыли в целом привела к ослаблению города. Венеция получила перевес над своей соперницей, и в 1380 г. венецианский флот окончательно разгромил генуэзцев в битве при Кьодже. После чего преобладание в восточной части Средиземного моря перешло к Венеции. Но торговля Венеции не ограничивалась пределами бассейна Средиземного и Черного морей. Развозя южные товары, венецианские суда заходили за Гибралтарский пролив, делали рейсы в Брюгге и к устьям Рейна. Кроме того, к Х1У в. Венеция славилась своей развитой промышленностью. Здесь вырабатывались главным образом предметы роскоши. Необыкновенной славой и известностью пользовались шелковые венецианские ткани, оружие и изделия из стекла. Наконец, большие деньги приносила республике соляная монополия.

Власть в Венеции еще в ХП в. была сосредоточена в руках небольшой замкнутой патрицианско-купеческой группы: всей жизнью Венеции заправляло богатейшее купечество, составлявшее наследственный патрициат. В Х1У в. в Венеции (равно как и во Флоренции, Генуе, Пизе, Лукке, Сиене и Болонье) сохранялась в прежнем виде республиканская форма правления, и олигархическая республика приобрела классические черты (т.е. утвердилась власть купеческой верхушки породнившейся с феодальной аристократией).

Важнейшим политическим органом Венеции был выборный Большой совет – высший орган власти коммуны, состоявший из 480 человек – от всех знатных и влиятельных семейств города, внесенных в особую книгу (с 1506 г. она получила название «Золотой».). Все они избирались на один год. В конце ХШ -- начале Х1У в. произошло замыкание Большого совета: в «Золотую книгу» были занесены имена граждан, пользовавшихся особым исключительным правом выбора в этот орган власти. Полноправными гражданами Венецианской республики в результате стали лишь 2000 патрицианских семейств, часть нобилитета, составлявшая небольшой процент всего населения города. Они и передавали свои права по наследству. Все остальное население города было лишено политических прав и не имело доступа к магистратурам. Реформа заключалась в том, что право участия в главном законодательном органе Венеции было предоставлено лишь крупнейшим купеческим фамилиям – патрицианской олигархии. В результате доступ новых членов в Большой совет был закрыт, республика приобрела олигархический характер.

Во главе Венеции находился дож – номинальный глава государства, избиравшийся Большим советом пожизненно. Его власть была ограничена Большим советом. Институт дожа сохранялся в Венеции на протяжении всего Средневековья (и позже вплоть до конца ХУШ в.), хотя порядок избрания и полномочия дожа менялись.

Наряду с Большим советом, существовал исполнительный орган при доже – Малый совет или Синьория и некоторые другие учреждения, также ограничивавшие власть выборного дожа. Одно из них – Совет испрошенных (позже названный Сенатом) -- с начала Х1У в. превратилось, в сущности, в правительство республики.

Исполнительная власть также претерпела олигархическую эволюцию.

И если в ХШ в. она принадлежала Малому совету, то с созданием в 1310 г. Совета десяти фактически перешла к нему.

В начале Х1У в. (1310 г.) в Венеции был организован заговор и предпринята попытка свергнуть купеческую олигархию, исходившая от тех элементов купечества, которые были отстранены от участия в Большом совете. Заговор закончился неудачей и привел к ряду дальнейших изменений в правительственной системе Венеции. Важнейшим органом стал Совет десяти, ведавший полицейским надзором и вершивший суд. Члены Совета десяти избирались Большим советом сроком на один месяц (остальные магистратуры – также из состава Большого совета – сроком на год).

В течение этого срока члены совета обладали неограниченной властью. Совету десяти был поручен тайный надзор над всеми органами управления, начиная с дожа и членов Большого совета. Вообще Совет мог шпионить за любым венецианцем. Тайный надзор осуществлялся за жизнью каждого гражданина Венеции. Получила широкое распространение система анонимных доносов. Так, во Дворце дожей, где обосновался Совет десяти, были сделаны специальные прорези, к которым прикреплялись скульптурные маски, изображавшие человеческие лица с открытыми ртами, куда опускались эти доносы. Тому, кто навлек на себя подозрение Совета десяти, угрожала либо смерть от кинжала наемного убийцы, либо исчезновение в страшных «свинцовых тюрьмах», получивших свое название от свинцовых крыш, раскалявшихся в летний период и приносивших невыносимые мучения узникам, которые обычно очень быстро в них погибали. К середине Х1У в. Совет десяти стал важнейшим политическим органом республики, хотя, как и прежде, продолжал функционировать (издавать законы, избирать должностных лиц) и Большой совет. Идеалом государства была объявлена система смешанного правления: дож (единовластие), Малый совет и Совет десяти (олигархия), Большой совет (демократия). Власть дожа, ограниченная сначала Малым советом, а затем Советом десяти, постепенно стала лишаться реальной основы и превращаться в пышную декорацию. Попытки сделать ее наследственной и более полновесной оканчивались провалом.