Среди внутреннего убранства собора особой красотой и благолепием выделялся резной золоченый пятиярусный иконостас, иконы которого были написаны знаменитыми художниками. Из них кисти профессора Федора Бруни принадлежали иконы "Тайной Вечери" (эта уникальная икона находится в запасниках Екатерининского дворца) и святых великомучениц Екатерины и Царицы Александры. Кисти художника Егорова принадлежал запрестольный образ Воскресения Христова и иконы Архангелов Гавриила и Михаила на боковых вратах. Изображения евангелистов в куполе собора, икона "Трех Святителей" и часть местных образов были выполнены академиком Федором Брюлловым.
В боковых приделах собора находились резные одноярусные золоченые иконостасы, украшенные иконами в сребропозлащенных ризах.
Из других, не менее ценных икон, необходимо отметить Владимирскую икону Божией Матери в сребропозлащенной ризе и украшенную драгоценными камнями - в память священного Коронования Государя Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны, и образ Святителей Московских, присланный в 1867 году святым Филаретом, митрополитом Московским.
В алтаре главного придела находились два замечательных живописных образа - "Распятие" работы Ван-Дейка, и "Слава Богородицы" Паоло Веронезе.
Всего Екатерининский собор мог вместить до двух тысяч прихожан. К собору была приписана небольшая каменная часовня, находившаяся в Гостином дворе. Большой колокол собора имел вес 286 пудов. Пятиглавый крестово-купольный храм окружал большой сквер с площадкой, на которой в установленные дни проводились церковные и городские празднества.
С 1872 по 1878 год к Екатерининскому собору была приписана церковь Рождества Пресвятой Богородицы Николаевской мужской гимназии (Набережная ул.12/66).
В 1938 году Екатерининский собор был закрыт, а спустя год - в июне 1939 года, за один год до своего 100-летия, - взорван (на месте собора планировалось устроить сквер поэтов, но поставили памятник Ленину, а Широкую улицу переименовали в ул. Ленина. Памятник на останках собора простоял более 40 лет, Широкой улице в 90-х годах было возвращено историческое название).
Соборная площадь в будущем будет возрождена и воссозданный на ней собор святой великомученицы Екатерины, стилизованный в духе Суздальских соборов, с пятью золочеными куполами звоном колоколов возвестит о себе и украсит город. На его мощенных площадках, окруженных большим сквером будут производиться в установленные дни церковные и городские праздники. Собор святой Екатерины станет доминантой исторического центра Царского Села.
Рис. 9. "Восточный" сфинкс: лик фараона
Сфинксы на Университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством. Пристань с парными египетскими сфинксами на Васильевском острове, напротив Академии художеств - одно из красивейших и мистических мест Санкт-Петербурга. Она сооружена на свайном основании из массивных блоков красного выборгского гранита по проекту известного петербургского зодчего К.А. Тона в 1832-1834 гг. По обе стороны широкой, спускающейся к Неве лестницы на массивных гранитных постаментах установлены два сфинкса.
"Восточный" сфинкс: Владыка Обеих Земель могучий фараон Аменхотеп III - отец знаменитого фараона-реформатора Эхнатона (Аменхотепа IV).
Древние скульптуры найдены при раскопках в Фивах, южной столице фараоновского Египта, и привезены в Санкт-Петербург весной 1832 года. Фигуры этих мифологических существ высечены искусными египетскими мастерами из сиенита (разновидность мелкозернистого гранита) в XIII веке до н.э. Считается, что их лица являются портретными изображениями могучего фараона Аменхотепа III - отца знаменитого фараона-реформатора Эхнатона (Аменхотепа IV).
Участок берега, примыкающий к пристани, был облицован гранитом в 1843-1844 гг., когда началось строительство первого постоянного, разводного моста через Неву - ныне это мост Лейтенанта Шмидта.
Слева от Академии художеств, рядом с петербургскими сфинксами, расположился Румянцевский (Соловьёвский) садик, устроенный на месте плаца Николаевского кадетского училища. В центре сквера находится ещё один египетский символ - памятник-обелиск из серого карельского гранита, установленный в честь побед российского оружия в русско-турецких войнах времён Екатерины Великой.
Оценка на рубеже XIX-XX веков.
Несмотря на то, что изобретённый им стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил своё время лишь только не стало покровительствовавшего ему императора Николая I, вырабатывая этот стиль, Тон пытался не только вернуться к общим формам и деталям старинных национально-русских построек, в особенности храмов, но и придать им большую правильность, гармоничность и соответствие с новейшими потребностями и художественными принципами. Для этого требовалось, кроме врождённого дарования, проникнутость чисто русским духом, горячая любовь к отечественной старине и близкое знакомство с её памятниками. Немец по происхождению, развившийся под эклектической ферулой санкт-петербургской академии и в чужих краях, Тон, при всей своей талантливости, не был в состоянии удовлетворительно решить смело взятую на себя задачу - восстановить в новом блеске наше древнее зодчество, тем более, что систематическое изучение уцелевших его произведений в то время едва лишь начиналось.
Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, вообще представляет собой смесь неверно понятых и неуместно применённых форм и мотивов нашей древней архитектуры с произвольными измышлениями соорудителя; они грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и истинного величия.
При всём том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый отвернулся от слепого подражания западноевропейским образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины.
В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи К.А. Тона нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по "образцовым" проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, конечно тоже являвшиеся образцами "русско-византийского стиля". Таковы, например, соборы в Яранске, Томске, Красноярске или церковь в Любани близ Петербурга
1. Храм Христа Спасителя. Проект К.А. Тона
http://www.xxc.ru/history/ton/cou15. htm;
http://www.patriarchia.ru/ db/text/232770.html; http://www.spasi.ru/xrr/xxs. htm
2. Нефедов А. "Великолепный тон Тона: Посвящается 200-летию со дня рождения создателя храма Христа Спасителя в Москве" Нар. газ. 1994 г.
3. Борисова Е.А. "Русская архитектура второй половины XIX в. "ВНИИ искусствознания. - М.: Наука, 1979г.
4. Константин Тон
http://www.peoples.ru/art/architecture/ton/;
http://dic. academic.ru/dic. nsf/ruwiki/56288;
http://ru. wikipedia.org/wiki/Рахау;
http://russia. rin.ru/guides/6022.html
5. Большой Кремлевский Дворец
http://www.kreml.ru/ru/main/kremlin/buildings/BKD/
http://russia. rin.ru/guides/11176.html
http://www.kremlin.ru/articles/atributes10. shtml
6. Пилявский В.И. История Русской архитектуры. 1984 г.
7. "Египет: земля фараонов" (серия энциклопедий "Исчезнувшие цивилизации"), М., изд-во "ТЕРРА", 1997 г.
8. Казанский Собор в Санкт-Петербурге
http://walkspb.ru/zd/kazanskiy_sobor.html;
http://dic. academic.ru/dic. nsf/ruwiki/35976
http://www.opeterburge.ru/sight_703_781.html
http://ru. wikipedia.org/wiki/Казанский_собор_ (Санкт-Петербург)
9. Проекты и Постройки
http://community. livejournal.com/karta_spb/6674.html
http://www.archipiter. info/index. php? page=4940242_kultovie_postroyki_cerkvi_chasovni_monastiri;
http://www.russianculture.ru/formb. asp? ID=207&full;
http://art. thelib.ru/culture/people/konstantin_andreevich_ton.html