Смекни!
smekni.com

История Словении (стр. 4 из 4)

В марте 1861 г. Маяр выступил с идеей объединения всех словенских земель в единое административное политическое целое. Предусматривалось введение словенского языка в школах и учреждениях, т.е. эта была программа, которая родилась еще в 1848 г. Однако вскоре словенские общественные деятели от нее отказались, так как в этот период большинство славянских политиков (хорваты, чехи, поляки) выдвигали принцип "исторического права" при создании административно-политических единиц в Австрийской империи. Словенцы также попытались приспособить программу "исторического права" к словенским условиям. Ее автор, Андрей Эйншпиллер, каринтийский священник и апологет католической церкви, предложил план создания Внутренней Австрии, административной единицы, существовавшей в 1564-1747 гг. и включавшей в свой состав Штирию, Каринтию, Крайну.

В сентябре 1865 г. в Мариборе собрание ведущих словенских политиков приняло программу Внутренней Австрии, которая вошла в историю под именем Мариборской. Однако во Внутренней Австрии словенцы составляли всего 43 % населения, и поэтому ее создание никак не решало словенский национальный вопрос. Желая усилить словенский элемент в будущей автономной единице, такие деятели как Маяр и Эйншпиллер стали пропагандировать проект создания Иллирийского королевства. Эта политическая программа на основе "исторического права" не могла словенцам заменить собою программу Объединенной Словении и не получила в дальнейшем распространения.

В 60-е гг. ХІХ в. в словенских городах стали бурно развиваться различные культурно-просветительские общества: читальни, издательства. Так, в 1864 г. была основана Словенская матица, общество по изданию книг на славянском языке. Матица выпускала труды по истории, этнографии, филологии. Эти общества в условиях борьбы за национальные и политические права очень быстро политизировались. Из них вышло новое поколение словенских национальных деятелей, которые не довольствовались осторожными методами политиков, ориентирующихся на Мариборскую программу. В отличие от представителей старшего поколения, которых стали называть старословенцами, они получили имя младословенцев. Младословенцы стремились к более активным действиям, особенно после австро-венгерского соглашения 1866 г., которое нанесло удар по национальным интересам и надеждам словенцев. Этот акт означал упрочение господства австрийской буржуазии в западной части империи, в том числе и Словении, и окончательный отказ австрийских правящих кругов от объединения словенских земель и предоставления словенцам автономии.

После введения австро-венгерского дуализма в Австрии была принята новая Конституция (1867), которая явилась шагом вперед в буржуазном преобразовании Австрии. Были провозглашены свобода вероисповедания, равенство граждан перед законом и право народов пользоваться своим языком в школах и учреждениях, школа была отделена от церкви. Закон 1873 г. установил прямые выборы в рейхсрат, что еще раз подтверждало централистский принцип государственного устройства Австрии. Для словенцев степень осуществления провозглашенных Конституцией 1867 г. национальных прав зависела от силы их отпора германизации в каждой земле. Географический фактор мешал национальной интеграции. Горные затерянные селения и низинные села были оторваны друг от друга. В городах Каринтии и Штирии преобладало немецкое население. Центром национального единения стала Крайна во главе с городом Любляна, где словенцы составляли большинство.

В этот период в словенской общественной мысли преобладали два направления: программа Объединенной Словении и югославянская идея, предусматривавшая триалистическое переустройство империи с выделением югославянской единицы. О возможном административном объединении словенских земель с Триединым королевством договорились хорватские и словенские политические деятели в 1870 г. в Любляне. Тогда же была принята резолюция, которая провозглашала общность интересов южных славян Австро-Венгрии.

В начале 90-х гг. XIX в. у словенцев оформились политические партии. В 1892 г. возникла консервативно-клерикальная - Католическая народная партия, которая впоследствии, в 1905 г., переименовалась в Словенскую народную партию, а в 1912 г. - в хорвато-словенскую партию права. В 1894 г. получила организационное оформление либеральная Народная прогрессивная партия. Все последующие десятилетия главенствующее место на политической арене занимали консерваторы-клерикалы.

В Словении, как и в других католических странах, духовенство играло большую роль в общественной жизни. Толчком для активизации социальной и политической деятельности духовенства послужила энциклика Льва III. В этом послании глава католической церкви, защищая частную собственность, призывал католических священников к активной деятельности по защите угнетенных слоев населения и осуждал эксплуататоров. В конце XIX - начале XX в. в словенских землях состоялось четыре католических съезда (с 1892 по 1913 гг.), на которых обсуждались самые животрепещущие вопросы культурной и политической жизни словенцев. Особенностью политической жизни словенцев являлось то, что в национальном движении ведущую роль играла церковь и священники, как авангард национальных сил. Яркими представителями клерикальных кругов Словении в этот период были епископы Антон Махнич и Якоб Мисса, которые всесторонне и очень активно способствовали проникновению церкви во все сферы жизни словенцев. Под влиянием пропаганды Католической народной партии стало развиваться весьма популярное в словенских массах движение христианского социализма. Его возглавил священник и профессор богословия Янез Крек. Он считал, что противостоять эксплуатации можно, создавая крестьянские и рабочие кооперативы, открывая кредитные кассы для помощи рабочим и крестьянам. Весьма популярны были христианские социалисты и в рабочей среде. Уже в 1894 г. они создали "Словенское католическое рабочее общество" в Любляне, которое ставило своей целью улучшение материального и духовного положения рабочих. Христианские социалисты не стремились создать собственную партию, а действовали в рамках Католической народной партии и всячески содействовали ее популярности. В основе национально-политической программы партии лежала программа "Объединенная Словения".

Народная прогрессивная партия, возглавляемая либералами Иваном Хрибаром и Иваном Тавчаросом, в противовес клерикалам вела широкую пропагандистскую работу через культурно-просветительские организации Общества св. Кирилла и Мефодия.

В 1896 г. в Словении была создана Югославянская социал-демократическая партия (ЮСДП), которая являлась частью австрийской социал-демократической партии и также приняла Гайнфельдскую программу. Ее лидер Этбин Кристан считал, что словенцы должны бороться за культурно-национальную автономию и отрицал всякую политическую форму автономии.

В конце XIX - начале XX века обострились отношения между словенцами и немцами. Открытое противостояние в общественно-политической и экономической жизни объяснялось, прежде всего, конкуренцией национально - буржуазного чиновничества, а также ростом расистских и шовинистических теорий, распространением пангерманизма. Наиболее откровенно этот процесс проходил в зонах контактного проживания словенцев и немцев, и в первую очередь в Каринтии. Так, повседневные действия властей (назначение какого-либо чиновника или сельского учителя) становились поводом для острых национальных конфликтов. Австрийские шовинисты нередко организовывали нападения на словенских деятелей и на национальные учреждения. В сентябре 1908 г. в Штирии были избиты члены Общества св. Кирилла и Meфoдия. В связи с этим в Любляне вспыхнули демонстрации, сопровождавшиеся вооруженными налетами на дома австрийцев. Полиция при разгоне демонстрантов применила оружие, несколько человек было убито.

В словенских землях в течение всего предвоенного периода продолжалась борьба за словенскую школу, употребление словенского языка в учреждениях, за расширение участия словенцев в местном управлении. В то же время австрийские власти всячески тормозили упрочение национального единства словенцев.

После аннексии Боснии и Герцеговины, поставившей югославянский вопрос в центр политической жизни Австро-Венгрии, социал-демократы югославянских земель империи для выработки единых взглядов по национальному вопросу созвали в 1909 г. в Любляне конференцию. Резолюция по национальному вопросу выдвигала задачу слияния югославян в единую нацию и принцип культурной автономии в составе "демократической конфедерации народов". Среди политических деятелей, входивших в социал-демократическую партию, выделялся известный писатель Иван Цанкар, который считал невозможным национальное освобождение словенского и других народов в рамках Австро-Венгрии, он был сторонником независимой федеративной югославянской республики. Так же как и у других славянских народов, у словенцев накануне войны появились тайные молодежные организации ("Возрождение"), которые ставили задачу создания независимого государства и выступали с антиавстрийскими лозунгами.

Список использованных источников

1. Симакова О.А. История южных славян с древнейших времен до 1914 г.: учебное пособие / Симакова О.А., Сальков А.П., Александрович С.С. - Мн., 2004. - 191 с.

2. Кириллина Л.А. Словенцы и революция 1848-1849 гг. М., 2000.

3. История Европы: В 8 т. Т.3: От средневековья к новому времени (конец ХV - первая половина ХVII в.). М., 1993.

4. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.1 (I-VI вв.). М., 1991; Т.2 (VII-IХ вв.).М., 1995.

5. Хрестоматия по истории средних веков. М., 1963.