Царь Иван Грозный первым среди московских государей стал считать себя царем в настоящем библейском смысле этого слова – помазанником божьим. Была создана целая «ученая» теория происхождения его царственной власти. В ход была пущена нелепая легенда о том, что римский император Октавиан Август перед смертью разделил всю вселенную между своими наследниками и брата своего Пруса посадил царствовать по берегам реки Вислы, отчего и земля эта стала называться Прусской. Рюрик же якобы был потомком Пруса в четырнадцатом колене.
Паранойяльность Ивана Грозного также доказывалась огромным количеством пространных цитат в его произведениях. Как отмечал Ключевский, «Иван любит пестрить свои сочинения цитатами кстати и некстати». Царь «иногда выписывает подряд целые главы из ветхозаветных пророков или апостольских посланий».
Современные исследователи оспаривают точку зрения Ковалевского. Невероятная безжалостность и подозрительность могли быть и в самой человеческой природе царя. Ковалевский писал, что у царя "резко выражается страсть многих неустойчивых людей (дегенератов) возможно чаще и возможно больше фигурировать, произносить речи, являться народу и блуждать по государству". Но современная психиатрия считает, что дегенератизм (врожденное слабоумие) и паранойя - совершенно разные заболевания. Очевидно, ученого на мысль о паранойе навела невероятная жестокость царя. Жестокость была свойственна той эпохе и на Западе, но в казнях Ивана сказались изощренный садизм и причуды полуазиатского деспота. Иван часто был несправедливым и жестоким судьей, но, что немаловажно, судил всегда самостоятельно. Царь не поддавался чужим влияниям, что свидетельствует об отсутствии "врожденного слабоумия".
Пора совершеннолетия в жизни людей XVI в. наступала в 15 лет. Отрок Иван, говоря современным языком, был акселератом, быстро развивался физически и уже к 13 годам выглядел настоящим мужчиной. Зигмунд Фрейд считал, что преждевременная сексуальная зрелость затрудняет в дальнейшем возможность контроля над сексуальным влечением со стороны высших нервных центров и повышает навязчивый характер этих влечений. Действительно, современники отмечали в Иване IV "гнусные восторги сластолюбия".
В 1963 г. в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Ивана IV, его сыновей - царя Федора и царевича Ивана и гробница виднейшего военачальника князя Михаила Скопина-Шуйского.
Спектральное исследование показало, что в останках царя и его сына находится почти в пять раз большее количество ртути, чем в объектах из саркофагов царя Федора Иоанновича и князя Скопина-Шуйского. Причем ртуть не могла попасть в останки извне, так как в стенках всех гробниц и в одежде ее было обнаружено ничтожно мало. Следовательно, соединения ртути попали в организм царя Ивана и его старшего сына при жизни.
Высокая концентрация препаратов ртути в организме Ивана IV наводила на мысль об отравлении. Но сын Грозного, царевич Иван, погиб насильственной смертью, но и у него в организме было обнаружено огромное количество ртути!
Исторически достоверно, что препараты ртути стали применять на Руси с конца XV в., причем исключительно для лечения сифилиса. В конце XV - начале XVI веков многие страны Европы охватила эпидемия сифилиса. В царствование Ивана Грозного сифилис, несомненно, гулял по Москве.
Летописцы отмечали, что после смерти первой жены Анастасии "нача царь яр быти и прилюбодействен зело". Иван "хвастал тем, что растлил тысячу дев, и тем, что тысячи его детей были лишены им жизни". Сифилис был неотвратимым наказанием сластолюбивого и похотливого монарха.
Течение сифилиса отличается в основном волнообразной сменой активных проявлений болезни, периодами скрытого течения, улучшения и постепенным, по мере заболевания, утяжелением клинических проявлений болезни. Появляются сифилитические язвы с обильными зловонными гнойными отделяемыми. Очевидцы пишут, что в начале 1584 г. тело царя Ивана распухло и стало издавать нестерпимое зловоние. Врачи находили у него "загнивание крови". В последние годы жизни Иван Грозный сильно располнел, что подтвердили исследования его останков. Вес его достигал 85-90 кг. Эксперты при изучении останков царя обратили внимание на мощные отложения солей на позвоночнике - остеофиты, которые причиняли мучительные боли при малейшем движении. Современники свидетельствуют, что перед смертью Иван Грозный выглядел дряхлым стариком, его носили в кресле. Безусловно, царя мучил непременный спутник сифилиса - цирроз печени, который обычно сопровождается накоплением жидкости в брюшной полости.
Единственным методом лечения сифилиса в то время было применение препаратов ртути, сулемы - "жидкого серебра". Передозировка приводит к хронической ртутной интоксикации - меркуриализму. При этом первой страдает нервная система, на которую ртуть оказывает избирательное действие. При хроническом отравлении ртутью наблюдается синдром ртутного эретизма - особое состояние психического возбуждения, тревожность, пугливость, мнительность. Вероятно, именно ртутным эретизмом можно объяснить неадекватность, своеобразие и парадоксальные реакции, которым, как подтверждают историки, был подвержен царь Иван. Мгновенный переход от блуда к смирению, от жестокости к покаянию...
Конечно, Иван Грозный глубоко страдал. "Тело изнеможе, болезнует дух, струпи телесна и душевна умножишася", - писал царь. Состояние здоровья Грозного прогрессивно ухудшалось. Историк Н. Карамзин отмечал: "...в сие время он так изменился, что нельзя было узнать его: на лице изображалась мрачная свирепость, все черты исказились, взор угас, на голове и в бороде не осталось почти ни одного волоса". Выпадение волос - один из характернейших признаков меркуриализма. При передозировке препаратов ртути наблюдаются эпилептиформные припадки, хаотическое психическое возбуждение. Эти симптомы отчетливо наблюдались и у Ивана IV. Очевидцы передают, что он страдал припадками, во время которых приходил "как бы в безумье", на губах выступала пена. Царь "бесился на встречных". Это типичная картина эпилептиформных припадков. Внезапные вспышки ярости, усилившиеся к концу жизни, все возрастающая невероятная подозрительность связаны в этот период, скорее всего, с нервно-психической болезнью. Не этой ли вспышкой "ртутного гнева" объясняется и убийство старшего сына Ивана? Таким образом, первопричину многих политических потрясений следует искать не только в характере, но и в болезни царя.
На фоне ртутной интоксикации при хроническом сифилисе проявляются психические и неврологические нарушения, которые начинаются с неврастении: радражительность, плохое настроение, снижение памяти, работоспособности, головные боли, плохой сон. Весьма характерна смена настроений - от эйфории до глубокой депрессии. Все это наблюдалось у Ивана Грозного.
Последние годы жизни Грозный был дряхл, с разрушенной сифилисом и неправильным лечением личностью. Царь знал, что его ненавидят за жестокость, презирают за дряхлость, за исходивший от него, несмотря на благовония, дурной запах. Царь писал в исповедании: "...его ради всеми ненавидим есмь...".
Изучая психологический портрет Ивана Грозного нельзя однозначно определить, что явилось толчком к проявлению в его характере таких противоречивых черт, как крайняя мнительность и рассудительность, изощренная жестокость и забота о воинстве, невероятная гордыня и смирение. Психологи считают, что чем больше ненавидят человека, тем больше он ненавидит и презирает людей. Невероятная подозрительность и жестокость Ивана IV могла быть заложена в самой человеческой природе царя, могла усугубиться неправильным воспитанием и той средой, в которой проходило его детство. Но жестокость царя Ивана IV нельзя объяснять только патологическими причинами. Духом насилия, суеверий и пренебрежения к жизни человеческой проникнута вся атмосфера средневековья.
Личность Ивана IV, необузданного средневекового тирана, вызывает до сегодняшних дней в российской истории самые противоречивые отношения, но, видимо явление царя-тирана на российском престоле в эпоху становления в Европе единых национальных государств можно считать закономерным. В памяти современников кровавое правление первого московского царя оставило глубокий след. Недаром народ наградил Ивана Васильевича прозвищем Мучитель.
Но тем не менее “…добрая слава Иоанова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоаново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоановой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа!” /Н.М.Карамзин/
Список литературы:
1. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М.: АСТ, 2001
2. Ключевский В. О. Исторические портреты. – М.: Правда, 1990
3. Карамзин Н.М. История государства российского