Смекни!
smekni.com

Политика умиротворения Германии (стр. 11 из 14)

И в Великобритании, и во Франции усиливались общественные настроения против вовлечения этих стран в борьбу за сохранение целостности Чехословакии, страны, созданной волей участников Антанты и просуществовавшей всего лишь 20 лет. Во Франции ширилось нежелание "умирать за чехов" и "жертвовать тремя миллионами французов, всей молодежью наших университетов, школ, заводов и страны в целом ради сохранения трех миллионов чешских немцев под господством Чехословакии?". Такие мотивы были подхвачены всей правой прессой. И хотя они встретили многочисленные возражения, весь тон и все оттенки вспыхнувшей полемики показывали широкое распространение установок "умиротворителей" во французских политических сферах. В целом они отражали глубокие сдвиги и в расстановке политических сил, знаменовали окончание периода существования Народного фронта в стране, рост влияния правых партий и течений.

Англо-французские отношения переживали тогда серьезный кризис, вызванный твердым намерением Н. Чемберлена добиться урегулирования двусторонних отношений с Германией, пусть даже за счет Франции.

В ходе переговоров 28-29 апреля 1938 г. в Лондоне была выработана совместная линия западных держав по отношению к Чехословакии и другим процессам, развивавшимся в Европе в то время, а также к их будущим отношениям с Германией. Инициативу при обсуждении всех этих вопросов держала английская сторона, которая развила систему аргументов в духе политики "умиротворения". Они решили, что если Германия решится захватить Чехословакию, считали они, западные державы не в силах будут воспрепятствовать таким планам. А если в связи с этим вспыхнет война, то даже в случае ее победоносного завершения западные державы не смогут после нее восстановить Чехословакию "на прежней основе". Они призывали смотреть на "чехословацкую проблему" с позиций "полного реализма" и побуждали чехословацкое правительство решить вопрос о положении немецкого национального меньшинства путем переговоров с генлейновской партией. Франция заявила, что следует защищать чехословацкую независимость против германской угрозы, привлекая к этому Югославию, Румынию и Польшу.

Переговоры проходили довольно трудно, позиции французской делегации ослаблялись ухудшением внутриполитической ситуации и предостережениями, полученными от военного руководства страны, которое считало жизненно важным английскую военную помощь в возможной войне с Германией. В конечном счете, Э. Даладье признал, что расхождения между двумя правительствами заключается не во взглядах, а в понимании, какими средствами можно добиться общих целей. В итоге переговоров стороны пришли к выводу о необходимости произвести совместный демарш в Праге, чтобы побудить чехословацкое правительство удовлетворить пожелания судетских немцев и таким образом "погасить" возникшую проблему.

Следствием лондонского совещания стал нажим Великобритании и Франции на Чехословакию. После ряда промежуточных шагов представители западных держав передали 7 мая 1938 г. официальные ноты чехословацкому правительству с требованием новых уступок Генлейну. В противном случае, как говорилось в нотах, Великобритания и Франция не возьмут на себя никаких гарантий против нападения Германии. 15 мая 1938г. Чехословацкое правительство в ответной ноте Англии и Франции благодарило западные державы за добрые советы и заверяло их в своей готовности рассмотреть и разрешить национальную проблему в рамках конституции и при сохранении территориальной целостности. К тому времени уже начались переговоры с генлейновцами, и правительство приступило к подготовке проекта закона о национальном статусе. Вслед за западными державами руководящие деятели Чехословакии заявляли о своей готовности улучшить отношения с Германией.

В середине мая генлейновцы организовали множество инцидентов в судетских областях. Руководство судетско-немецкой партии заключило соглашение со словацкой клеро-фашистской "Народной партией" о том, что та выдвинет требование о предоставлении Словакии автономии по образцу автономистских требований генлейновцев, что повлекло бы разделение государства на несколько частей. Одновременно гитлеровская Германия выступила с рядом заявлений о том, что она не допустит применения силы против судетских немцев и ущемления их прав. К чехословацким границам стали стягиваться германские войска.

Массовые беспорядки в судетских областях и подготовка к путчу, приуроченному к дню выборов в муниципальные органы 22 мая, принудили чехословацкое правительство к принятию мер по восстановлению спокойствия в пограничных областях. 17 мая 1938 г. было опубликовано правительственное решение о мерах по поддержанию общественного спокойствия. В ответ судето-немецкая партия 20 мая прервала переговоры с правительством и потребовала восстановления "демократических и конституционных прав", т.е. отмены всех мер против их подрывных действий. Обстановка еще более накалилась после того, когда у приграничного города Хеб чешский жандарм застрелил двух нацистских террористов. В такой ситуации сообщения о новых передвижениях германских войск вынудили чехословацкое правительство объявить частичную мобилизацию. Все эти события привели к так называемому майскому кризису, ставшему крупной вехой на пути к Мюнхенскому соглашению. Мобилизация 21 мая 1938 г. вызвала патриотический подъем в Чехословакии и прошла в обстановке организованности. Демократические силы продемонстрировали готовность защищать независимость страны с оружием в руках. Антифашистские настроения и боевой дух чехословацкого народа произвели большое впечатление во всем мире.

Французское правительство заявило, что в случае неспровоцированного германского нападения на Чехословакию оно выполнит свои союзнические обязательства, но отвергло саму мысль о возможности обсудить с СССР вероятные меры по оказанию помощи Чехословакии из опасения, будто франко-советско-чехословацкие переговоры могли бы быть истолкованы как некий заговор против Германии. Напротив, оно пошло на поводу у британских "умиротворителей", связав себя обязательством не предпринимать без консультаций с Великобританией никаких мер, которые могли бы обострить ситуацию, и предоставило инициативу британской дипломатии.

Между тем нацистское руководство решило до конца использовать благоприятную для него ситуацию. 30 мая 1938 г. Гитлер утвердил новый вариант Директивы о единой подготовке вооруженных сил в войне. Он открывался словами, формулировавшими цель намеченных действий: "Моим непоколебимым решением является разбить Чехословакию в ближайшем будущем путем проведения военной кампании". Параллельно с военной подготовкой развернулась интенсивная деятельность по подрыву внутренней стабильности Чехословакии. По приказу из Берлина генлейновцы 8 июня выступили с новыми требованиями, включавшими в качестве непременного условия образование своего сейма и особые льготы при участии в правительстве. Переговоры вскоре зашли в тупик.

В летние месяцы 1938 г. британская дипломатия усиленно развивала идеи нейтрализации Чехословакии и проведения плебисцита в Судетских областях с перспективой их передачи Германии. Было ясно, что западные "умиротворители" взяли курс на перестройку всей системы международных отношений в духе "пакта четырех", что затрагивало интересы всех европейских государств, но особенно сильно - соседей Чехословакии и государств, входивших вместе с ней в Малую Антанту, - Румынии и Югославии.

После длительного обсуждения идеи британского "посредничества" правительствами Великобритании и Франции, а также с германскими эмиссарами в Лондоне в конце июля последовало английское обращение к Чехословакии, решительно поддержанное французской дипломатией, с предложением послать "посредническую" миссию лорда Ренсимена. Под нажимом западных держав чехословацкие правящие круги пошли на новые уступки и дали согласие на британское посредничество. При английском посредничестве развитие кризисной ситуации приобрело ускоренные темпы. В глубокой тайне в ближайшем окружении британского премьера был выработан "план Зет". Его суть заключалась в прямом контакте Чемберлена с Гитлером и молниеносном разрешении "чехословацкого кризиса" на основе передачи Германии судетских областей и расчленения Чехословакии.

В ночь на 13 сентября 1938 г. по инструкциям из Берлина генлейновцы сделали попытку поднять путч. Он был быстро подавлен чехословацкой полицией. Это стало поводом для Великобритании ускорить осуществление заранее спланированного "плана Зет". В ночь на 14 сентября британская дипломатия приступила в спешном порядке к подготовке экстренной встречи британского премьера с фюрером. По замыслу Н. Чемберлена, их личный контакт должен был привести к англо-германскому соглашению и урегулированию в "духе динамизма" всех проблем, подлежащих разрешению.

15 сентября 1938 г. состоялся полет Чемберлена в Мюнхен и его встреча с Гитлером в Берхтесгадене. Беседа с фюрером протекала не так, как он ее себе представлял. Предложение Чемберлена отложить обсуждение "чехословацкого вопроса" на следующий день, а вначале заняться выяснением значительно более крупных проблем, ради чего он и предпринял эту поездку, было обойдено Гитлером. Он потребовал немедленной передачи судетских областей Германии. Ради этой цели, угрожал фюрер, он готов идти даже на риск мировой войны. Но это было только частью его требований. Гитлер заявил далее, что, пока не будет ликвидирован советско-чехословацкий договор, он будет рассматривать Чехословакию как "копье, направленное во фланг Германии". Правда, он дал понять, что Чехословакия вообще вскоре прекратит существование после удовлетворения "справедливых требований" других национальностей (словаки, венгры и поляки). Чемберлен указал на необходимость обсуждения этих вопросов британским и французским правительствами. Была достигнута договоренность, что их новая встреча состоится через несколько дней, в течение которых английская сторона просила не осложнять усилий Чемберлена какими-либо неожиданными действиями.