Смекни!
smekni.com

Западно-тюрский каганат (стр. 2 из 3)

2. Экономическая и политическая жизень западно-тюрского каганата

В начале VI в. н.э. многочисленные тюрксие племена, кочевавшие по территории нынешнего Казахстана стали ощущать настоятельную потребность в объединении. Кочевое скотоводческое хозяйство невозможно было вести без более или менее правильного распределения пастбищ по сезонам года.

Отсутствие единой власти приводило к постоянным столкновениям между кочевниками, ослабляло их, затрудняло правильный экономический обмен с земледельческими народами. Объединение многочисленных кочевых племен в один более или менее устойчивый политический союз в особенности соответствовало интересам привилегированных имущественных групп и классов населения. В середине VI в. такое объединение возникло - это был Тюрксий каганат.

В 546 г. Бумын - военный вождь тюркского племени дулга, кочевавшего на территории Алтая и Монголии, - объявил себя каганом. В дальнейшем состав Тюркского каганата расширился, включив в себя огромное количество кочевых племен от Байкала до Черного моря, а также земледельческие районы Средней Азии. Через Тюрксий каганат проходил "великий шелковый путь" из Китая в Византию.

В 603 г. Тюркский каганат, состоявший из большого количества племен и целых племенных союзов распадается на Восточный и Западный Тюркский каганат. Для истории Казахстана большое значение имеет Западно-Тюркский каганат, занимавший его территорию. Племенную основу ЗТК составлял союз тюркских племен, заметную роль в котором играли племена карлуков, ягма, усуней, кангюев. [4]

Западный Тюркский каганат представлял собой уже более сложное в экономическом и политическом отношении объединение, чем племенные объединения усуней, кангюев и хунну.

На территории западного тюркского каганата существовало своеобразное разделение труда: горный Алтай давал металлы (железо), Семиречье - хлеб и продукты городского ремесла, степные районы - продукты животноводства. Обмен производился между этими областями преимущественно в натуральной форме и достигал больших масштабов. Так, тюрки только китайцам продавали по нескольку десятков тысяч лошадей, получая в обмен до 100 тыс. кусков шелка.

Такое разделение труда содействовало укреплению частной собственности и дальнейшей дифференциации общества.

Основную массу кочевого населения каганата составляли свободные общинники "кара будун". Среди них уже выделялись впавшие в зависимость члены родовых общин (тат). "Тат" - полузависимый, не имевший своего хозяйства человек, должен был работать в хозяйстве крупного скотовладельца.

По другим источникам "тат" - инородцы, зависимые иноплеменники. Каждый бек или тархан имел своих "татов". "Нет тюрка без тата" - свидетельствовали источники.

В каганате имелось значительное количество рабов из числа военнопленных. Занимались они домашним хозяйством.

Внутри народа (будун) выделяется племенная знать, это родовая аристократия - тарханы, выполнявшие судебные функции, беки (старейшины, племенные вожди) - главная опора аристократического сословия на местах. К господствующей верхушке каганата следует отнести и так называемых огланов, которые составляли военную дружину кагана и наиболее крупных беков.

Кочевое население каганата подразделялось на родоплеменные общности, состоявшие из патриархальных семей. Господствующей формой собственности была семейная частная собственность на скот. Семья состояла из главы (кан); из жен, среди которых выделялась старшая (катун); из сыновей, дочерей, невесток; рабов (кул-раб, кюнь-рабыня), а также из наложниц и их детей. Из совокупности таких семей складывался род (урук), группа родов образовывала племя. [5]

В обширном каганате, объединявшем различные этнические группы из числа кочевого и земледельческого населения, не могло быть полного кочевого равенства. Господствующие кочевые племена должны были укрепить себе привилегированное положение. Себя они именовали элем, всех других, не входящих в господствующие племенные группы, именовали кара будунами. В будущем это разделение на сословия у казахов выступило в форме разделения на белую кость и черную кость.

Политический строй западно-тюркского каганата еще недостаточно исследован. Источники свидетельствуют, что власть кагана непосредственно выросла из власти племенного вождя. Каганы, как и усуньские гуньмо, усвоили сложную титулатуру: их называли уже "небоподобными", "неборожденными".

Каган созывал Совет, состоявший из членов рода кагана, племенной знати, тарханов, огланов. По обычаю каган не мог игнорировать Совет, который имел право даже смещать кагана.

В действительности же каганы зачастую узурпировали власть и не считались с Советом, минуя его решения, стали самолично назначать своих наследников.

В связи с ростом власти кагана и появилось понятие "эль". Каган - вождь эля. Эль уже не просто народ, а страна, населенная различными племенами и народами.

Род кагана стремился дать руководителей для племен подвластных тюркскому кагану.

Для управления покоренными племенами всегда назначались ближайшие родичи кагана, так называемые ябгу, шады и элтеберы. Первоначально ябгу и шады командовали левым и правым крылом войск, в то время как центром командовал сам каган.

Из числа беков (племенная знать) каганы назначали буруков (начальники небольших военных отрядов, а в мирное время судьи народа), а также тарханов (сборщики дани - наместники).

Кроме военной власти, кагану принадлежало право распоряжаться пастбищами, районами кочевок отдельных племен, он разбирал споры между племенами и их руководителями - беками, а также осуществлял высшие жреческие функции. Впоследствии сам каган стал рассматриваться в качестве божества на земле. Военной опорой кагана была, кроме лично подчиненных ему племен, его военная дружина (огланы), формировавшаяся в основным из родичей, которая резко выделила его из среды всех остальных племенных вождей (беков как самого сильного среди них). Появление дружин, зачатков чиновничьего аппарата, учреждение округов представляло собой серьезный шаг в укреплении государственности в каганате и изживании родоплеменной системы в его земледельческих владениях. Военная демократия у тюрок представляла собой новый большой шаг от родоплеменной организации к раннефеодальному государству.

3. Правовая система в западно-тюрском каганате

Основным источником права у тюрок был обычай, но уголовные обычаи, как наиболее важные, уже стали кодифицироваться. Древние источники сообщают, что у многих племен "находится тюркское уложение, хранимое в храме. При определении наказаний берут сие уложение и решают дело".

Право собственности. При кочевом хозяйстве которым жила основная масса тюрок частная собственность могла утвердиться лишь на рабов, скот, орудия труда, оружие, предметы потребления, предметы роскоши. Основное средство производства - земля - находилась в общинной или племенной собственности. Распоряжались ею каган, его наместники, племенные вожди, т.е. феодальная верхушка тюркского общества. Каждый крупный скотовладелец старался занять обособленное от других пастбище.

В подвластных тюркам оседлых районах Семиречья возникло частное право владения пахотными землями. Порядок перехода права владения по наследству и по сделкам неизвестен.

Семейно-брачное право.

Тюрки в изучаемый период жили по отцовскому праву. Это вполне соответствовало скотоводческому характеру хозяйства у них. Знатные тюрки имели по несколько жен. Браки уже носили сословный характер. Знать не роднилась с простым народом. Женщина попала в зависимость от мужчины, на ее плечах лежали все семейные обязанности ведения тяжелого в условиях кочевого быта домашнего хозяйства. [6]

Отец и муж распоряжались имуществом семьи, в том числе и имуществом жены, которое она принесла в дом мужа; отец имел право отдать свою дочь за долги или продать в рабство.

В представлениях о родстве у тюрок долгое время сохранялись пережитки матриархата.

Уголовное право.

Применялась смертная казнь как наказание за преступление против кагана, а также за убийство других правителей; за похищение спутанной лошади (так как скот являлся основным богатством кочевников); казни подлежал соблазнитель чужой жены. Система выкупов применялась при защите собственности и личности кочевника: "укравший лошадь и другие вещи платит в 10 крат против стоимости кражи"; "повредивший глаз повинен отдать дочь, а если нет дочери, то женино имущество, изувечивший какой-либо член тела, платит лошадь".

Судебную власть в тюркском обществе осуществляли каган и представители знати (буруки и тарханы). Суд был открытым и производился по заявлению сторон.

Заключение

Из высше изложеного можно сделать вывод о том, что западно - тюрский каганат в то время был достаточно развитым государством в экономическом и правовом плане.

В государстве существовали свой законы, которые основывались на традициях предков. Произошло разделение труда, это способствовало развитию торговых отношении, создании и чеканки собственной монеты.