История помнит его как мудрого политика, заложившего первые камни фундамента русского централизованного государства. Мощным союзником его политики была православная церковь. И такая политика, позволявшая мирно трудиться, находила поддержку в народе. Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество[№ 12, стр.91].
Со второй половины XIV в. начинается переход к государственному объединению вокруг Москвы русских земель и организации общенародной борьбы за свержение ордынского ига.
Другим выдающимся деятелем эпохи образования централизованного государства, возглавившим борьбу с монголо-татарами, был Дмитрий Иванович Донской (1369-1389 гг. княжение) [№ 12, стр.103]. Дмитрий Иванович успешно продолжал дело своего деда Калиты - укреплял могущество Москвы. В этом огромную поддержку ему оказывал митрополит Алексей, оставшийся верным московской династии и использовавший авторитет церкви для предотвращения княжеских усобиц.
Отличительной чертой московского князя была воинская доблесть. Менее чем за два года на месте сгоревшей крепости были воздвигнуты белокаменные стены. Были укреплены и дальние подступы разросшейся столицы - построены крепости монастыри.
Ослабленную междоусобицами Орду тревожило усиление Руси, где шёл процесс образования единого государства. За 6 лет [№ 3, стр.70] до Мамаева побоища – после съезда князей в Переславле-Залесском – Дмитрий Иванович прекратил выплату дани в Орду. Первая победа, одержанная русскими над монголо-татарами на реке Воже в 1378 г. [№ 7, стр.127], показывала силу этого государства. Это сражение было прелюдией к Куликовской битве.
Великий князь Дмитрий Иванович заблаговременно готовился к отражению Мамаевых полчищ, укрепляя единство страны, собирая общерусское войско.
8 сентября 1380 года [№ 7, стр.127] Мамай, пришедший к власти в Орде после нескольких лет междоусобной вражды, попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Дмитрий за короткий срок смог собрать общерусское войско под единым командованием и перехватить инициативу в свои руки. Было сделано то, что исторически было не осуществимо в XIII веке. Огромное моральное, духовное воздействие на боевой дух русских войск сыграло благословление преподобного Сергия Радонежского - игумена Троице-Сергиева монастыря, самого влиятельного церковного деятеля общерусского масштаба. В московском войске было 100 000 человек. [№ 12, стр.104]. Такой грозной рати никогда не выставляла в поле русская земля! Стотысячное войско было единой силой, подчиненной единой воле великого московского князя. Дмитрий Иванович встретил неприятеля на Куликовом поле у устья реки Непрядвы. Обе рати с громкими криками устремились одна против другой – и началась знаменитая Куликовская битва. Татары панически бежали. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.
Сражение на Куликовом поле было едва ли не самой кровавой битвой в русской истории. Однако победа не привела к немедленному возрождению независимости Русского государства. Но миф о непобедимости Орды был развеян. Кроме того, победа общерусского войска под руководством Московского князя, благословленная православной церковью, стала сильнейшим фактором духовного единения всех русских.
После Куликовской битвы Орда, несмотря на поход Тохтамыша в 1382 г. [№ 7, стр.127], не смогла восстановить в прежнем объёме власть над русскими землями. Куликовская битва имела большое значение. Русский народ понял, что объединёнными силами можно добиться победы над иноземными завоевателями. Ещё выше поднялся авторитет Москвы как центра освободительного движения. Ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы.
Ситуацию не смогли принципиально изменить ни поход хана Тохтамыша и сожжение Москвы в 1382 году [№ 7, стр.127], ни возобновление выплаты «выхода».
За объединение Руси стояло большинство населения страны, феодалами-вотчинниками истощали её силы, мешали развитию торговли. Идея единого государства поддерживалась средними и мелкими феодалами-помещиками. Это были слуги великого князя, получившие от него земельные поместья на время службы. В случае войны они должны были приходить к князю с отрядом вооружённых всадников. Помещики были заинтересованы в усилении власти великого князя и расширении его земельных владений. Им нужна была крепкая централизованная власть для защиты от сильных вотчинников и для подавления крестьянских волнений.
Значительный вклад в укрепление русского централизованного государства внёс Иван III (1462-1505 гг. княжение) [№ 7, стр.127]. Иван III объединил почти всю Русь и стал первым действительным ГОСУДАРЕМ ВСЕЯ РУСИ. К концу жизни Иван III сосредоточил в руках необъятную власть, которой не обладал ни один европейский государь. Этому послужило не только его честолюбие, но и поддержка всех сословий. Эпоха Ивана III - это эпоха сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска. Опираясь на поддержку церкви, дворянства, посадского населения, крестьян, Иван III смог заложить основу империи и довести до конца борьбу против чужеземного ига. Параллельно с объединением русских земель в 1480 году [№ 7, стр.127] «Стояние на реке Угре» кончилось освобождением Русской земли от татаро-монгольского ига.
Богатство и власть рождают силу, а сила не терпит подчинения. Такой силой стало Московское Государство. Чтобы укрепление Русского государства стало возможным, были выполнены ряд условий. Во-первых, в процессе длительной борьбы с Золотой Ордой было сформировано национальное сознание, что привело к объединению сил. Во-вторых, для успешного объединения сил нужен был лидер. И этим лидером стала Москва. Русь окончательно сбросила ненавистное иго, а спустя несколько десятков лет русские войска завоюют Казанское (1552 год) и Астраханское (1446 год) ханства и подчинят Москве потомков золотоордынских ханов. [№ 7, стр.127]
§4. Сельское хозяйство, город
В результате нашествия погибло около половины населения. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов, и многие другие города были разрушены. Исключение составили Великий Новгород, Псков, Смоленск, а также города Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Развитая городская культура Древней Руси была уничтожена.
На несколько десятков лет в русских городах практически прекратилось строительство из камня. Исчезли сложные ремёсла, такие как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя» [ № 9, стр.528].
В этот период такие старые города, как Киев, Владимир, Рязань и целый ряд других, потеряли свое первенство в экономической области. На внутреннем рынке и за рубежом их активно стали теснить такие города, как Тверь, Москва, Курск, Галич, Холм и др. По существу лишь два старых города смогли укрепить свои позиции - Новгород и Псков.
В своём социально-экономическом развитии Русь была значительно отброшена назад. Южные русские земли потеряли почти всё осёдлое население. Уцелевшее население уходило на лесной северо-восток, концентрируясь в междуречье Северной Волги и Оки. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо-татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго-восточными русскими землями от Золотой Орды. Здесь были более бедные почвы и более холодный климат, чем в южных полностью разорённых регионах Руси. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар. Суровый и непредсказуемый климат накладывал отпечаток на характер народа, который учился великому терпению, находчивости. Не было в Европе, отмечал В.О.Ключевский, народа менее избалованного и непритязательного и более выносливого. Русская природа обманывала порой самые скромные расчеты и надежды крестьянина. Оттого русские то смиренно все принимали как кару за грехи, то вдруг очертя голову выбирали «самое, что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось», - считал В.О.Ключевский. [№ 10, стр.163-164]
Русь в этот период напрягала все силы, чтобы выжить. Огромные поборы пошлины и дань душили русский народ. Бедняки привыкали унижаться, прибегать к разным уловкам и обманам, чтобы соблюсти свои выгоды. Торговцы, платившие большие пошлины, старались купить товар за бесценок, а продать втридорога. Ремесленники, которым давали купцы слишком низкую плату за их изделия, не старались улучшать качество, а заботились только о количестве денег, вырученных за товар. Безысходная нужда побуждала многих к нищенству. Богатство, достаток были в те времена только приманкою и для хищных татар, и для других «лихих людей». Жизнь скрашивалась светлой надеждой на скорое освобождение от тяжкого монголо-татарского ига.