Смекни!
smekni.com

"Конец истории?" или новые национальные интересы (стр. 1 из 4)

«КОНЕЦ ИСТОРИИ»

ИЛИ НОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ?

Критика концепции «Конец истории?» Френсиса Фукуямы

История последовательность событий, более знаменательные из которых составляют ее основу и определяют дальнейшее ее развитие, остальные же являются их ответвлениями.

Событием, имеющим глобальное значение, явилась распад Советского Союза, крушение опоры и плацдарма, мирового социализма.

Существование СССР определяло собой биполярное состояние мира, отразившая себя в «Холодной войне» и создавало, условия постоянной угрозы ядерной войны, которая могла привести к уничтожению всего человечества.

Распад Советского Союза повлиял на ход мировой истории и изменил существовавшую систему международных отношений и мировой порядок. Некогда вторая сверхдержава мира, «империя зла» рейгановской трактовки, официальна, объявила о своем распаде, и заложила основу неофициальной Беловежской эпохи, чем подтвердила конец Потсдамско-Ялтинской, в системе международных отношений.

Именно эти факторы и придают ему (распаду СССР) глобальное значение. Отсюда и появились (и продолжают) множество концепций, по-разному интерпретирующих дальнейшее развитие международных отношений и образование в нем новой системы. Значительная часть этих концепций опираются на теории современного происхождения, а некоторые представляют собой продолжение концепций уже имевших место в истории, но в современной риторике и в окраске поддерживаемой идеологии.

Один из них концепция «Конецистории?», автором которого является профессор Гарвардского университета, политолог, Френсис Фукуяма.

В нем Ф. Фукуяма опирается на идеи Гегеля, по мнению которого противоречия, движущие историей существуют, прежде всего, в сфере человеческого сознания, то есть на уровне идей (идеологий). Также Гегель утверждает, что сознание - причина, а не следствие, и оно не может развиваться независимо от материального мира; поэтому реальной подоплекой окружающей нас событийной путаницы служат идеологии.

Для гегельянцев, глубинные процессы истории обусловлены событиями, происходящими в сознании, или сфере идей, поскольку в итоге именно сознание переделывает мир по своему образу и подобию.

В своем труде Фукуяма опирается на идеологический фактор, как на основной феномен, влияющий на ход мировой истории. По его мнению, распад Советского Союза, означает победу либеральной демократии и приведет к распространению ее во всем мире и торжеству ее принципов. Фукуяма утверждает, что в дальнейшем мир не должен пережить антагонизм времен «Холодной войны» и победа либеральной демократии должна ликвидировать войны и конфликты, что и должно привести «концу истории».

Концепция «Конец истории» основывается на двух нюансах:

1. история существует на основе взаимоотношений идеологий.

2. победа либерализма и наступление «конца истории», то есть состояния бесконфликтности.

1) Разумеется, идеологии как факторы, участвующие в политической жизни общества и государства нельзя отвергать. Многие государства, предопределявшие (и продолжающие) ход мировой истории и оставившие в нем след, образовались на основе определенных идеологий и питались ее силой, такие как Наполеоновская Франция, Третий Рейх, фашистская Италия, Советский Союз, Китай и США.

При тщательном анализе истории мы можем стать свидетелями того, что идеологический фактор не совсем составляет основу истории, в которой решающую роль играют взаимоотношения государств, действовавшие согласно своим национальным (государственным) интересам, то есть национальные интересы государств осуществляются на основе идеи их государственности или эта идеология служит их национальным (государственным) интересам.

В качестве аргумента можно привести следующее, нацистская Германия, фашистская Италия или Япония начавшие Вторую мировую войну, не ставили перед собой цель распространения фашизма, иначе, зачем нацистам истребить 6 млн. евреев, если тоталитарная система, созданная А. Гитлером могла бы с легкостью поглотить их и превратить в фашистов, но государственные интересы Третьего Рейха требовали уничтожения евреев как грозную силу, обладающую большим влиянием в немецкой экономике и обществе, также возможно этого требовало освобождение «жизненного пространства» (Lebensraum). Вышеперечисленные государства являлись ревизионистами, и целью их действий была установление нового мирового порядка, с преобладающим влиянием этих держав.

Население СССР не состояло из единой нации, как это было в Германии или в Италии, но в нем господствовал русский народ, и это государство представляло собой апогей развития Российской империи, но окрашенный в идеологический цвет. В качестве аргументов вышесказанному можно привести первый из трех постулатов Коллинза и Д. Уоллера, в котором говорится – Советский Союз был «продолжением экспансионистской геополитической траекторией Российской империи». Ни один из союзных республик не вошел в состав союза добровольно, все они были захвачены русским оружием, а если и какое-то сделало это добровольно, то под политическим давлением Москвы, о чем свидетельствуют восстания в 20-х г.

Подобный ход событий позволяют нам интерпретировать СССР как империю, а империи основываются на господстве одной нации и служат его интересам (в данном случае русской). Таким образом, социализм в СССР служил национальным и государственным интересам русского народа, то есть являлся прикрытием его интересов.

Просмотрим период Первой Мировой войны, который характерен отсутствием какой-либо глобальной идеологии, на которой бы базировалась чья-то государственность.

Эта война повлияло на весь период ХХ столетия и являлось самой крупномасштабной войной до следующей.

Осложнение англо-германских отношений в начале ХХ века было связано не с тем, что их государственность основывалось на разных ценностях, они представляли собой империи, и их государственность вообще не базировалась на идеологиях. Закон, принятый в 1905 году и предусматривающий усиления военно-морского флота Германии был принят «владычицей морей». Британией как вызов.

Россия, Франция и Англия образовали Антанту не по причине, что у них общая идеология, а с целью защиты своих национальных интересов, которые совпадали по отношению к Германской и Австро–Венгерской империям; разумеется, с этой же целью был образован и Тройственный союз (Центральные Державы). Враждебность Британской, Французской и Российской империй по отношению к Германии было вызвано новыми геополитическими реалиями и изменениями «баланса сил», произошедшими в Европе после образования Германской империи, которая представляло собой континентальную силу превышающую по мощи любую державу или коалицию из двух держав. Еще четверть века назад Россия поддержала Пруссию в войне против Австрии и Франции, а Британия по соображениям «баланса сил», придерживаясь своих государственных интересов, поощряло образованию Германской империи, как противовес Франции на континенте.

Первая мировая война была лишь вопросом времени, план Шлиффена, «молниеносной войны» на два фронта, был подготовлен примерно за 10 лет до войны, железные дороги которые начали интенсивно прокладываться с первых годов образования Германской империи, имели заранее подготовленную структуру, способствующую успешному ведению войны на два фронта. Не успела Австрия закончить мобилизацию и начать войну против Сербии, как на западном фронте уже происходили грандиозные сражения.

Опираясь на вышеперечисленные факты, можно утверждать, что причины Первой мировой войны не являлись идеологическими, каждая из держав имела свои национальные интересы в борьбе за передел мира.

Можно с претензиями относиться ко Второй мировой войне, приведя в аргументы столкновение фашизма и коммунизма.

Эти претензии были бы правдивыми, если бы борьба шла только между этими двумя идеологиями, или в случае если бы Германия не воевала против Великобритании и Франции, но тут в качестве аргумента (противоположной стороны) можно привести, что война против них являлась противостоянием фашизма и либеральной демократии, но тогда следует забыть о попытках А. Гитлера заключить союз с Англией, которая в отличие от фашистской Германии, придерживалась либерализма. Достаточно вспомнить «Дюнкеркское чудо».

Согласно одному из основных девизов социализма, «пролетарии не имеют родину», можно прийти к выводу, что, если два государства придерживаются общих ценностей и их государственность опирается на единую идеологию (социализм), то между ними не должно быть почвы для любых видов конфликта. Но, несмотря на то, что СССР и КНР придерживались общей идеологии, их государственные интересы, приводили к столкновению между ними и постоянно держали их отношения в напряженности. То, что вооруженное столкновение на острове Даманский в 1969 году является не по идеологическим интересам, факт неоспоримый.

Известно, что Москва поддерживал КПК и способствовал ее приходу к власти, это было выгодно геополитическим интересам СССР, которое не могло бы терпеть громадное соседнее государство, находящееся под влиянием западных держав.

Но сотрудничество между двумя государствами продолжалось менее четверть века, и когда КНР начала претендовать на господство в социалистическом мире отношения с Союзом приблизились к конфликтной черте, до такой степени что СССР увеличил свои ядерные силы на границе с Китаем чтобы достичь баланса сил, ввиду превосходства живой силы китайской народной армии.

Когда государственные интересы Вьетнама вынудили его вторгаться в Камбоджу, которой управляли красные кхмеры, это привело к крупным столкновениям с Китаем, поддерживающее красных кхмер.

Несмотря на то, что все эти страны являлись социалистическими, это не предотвратило столкновений между ними и конфликта, пик которого был, достигнут вводом китайских войск на территорию Вьетнама и проведением крупномасштабных военных действий. Это лишний раз доказывает опережающий фактор национального интереса.