Смекни!
smekni.com

Гражданская война и ее последствия (стр. 5 из 5)

Под пресс всеобъемлющего насилия попали политические противники, оппоненты и конкуренты большевиков. Сворачивается издательская деятельность, запрещаются небольшевистские газеты, происходят аресты руководителей оппозиционных партий, которые впоследствии объявляются вне закона. В рамках диктатуры контролируются и постепенно уничтожаются независимые институты общества, усиливается террор ВЧК, насильно распускаются «непокорные» Советы в Луге и Кронштадте.

Созданная в 1917 году ВЧК, задумывалась изначально, как орган расследования, но местные ЧК быстро присвоили себе право после короткого суда расстреливать арестованных. Террор носил массовый характер. Только за покушение на Ленина Петроградская ВЧК расстреляла, по официальным сообщениям, 500 заложников. Это получило название «красный террор».

«Власть снизу», то есть «власть Советов», набиравшая силу с февраля 1917 года через различные децентрализованные институты, созданные, как потенциальное противостояние власти, стала превращаться во «власть сверху», присвоив себе все возможные полномочия, используя бюрократические меры и прибегая к насилию.

О бюрократизме надо сказать подробнее. Накануне 1917 года в России насчитывалось около 500 тысяч чиновников, а за годы гражданской войны бюрократический аппарат удвоился. Первоначально большевики надеялись решить эту проблему разрушением старого управленческого аппарата, однако оказалось, что без прежних кадров, «спецов», обойтись было невозможно, да и новая экономическая система, с ее контролем над всеми сторонами жизни, располагала к формированию совершенно нового, советского, типа бюрократии. Так бюрократизм стал неотъемлемой частью нового строя.

Ещё одна немаловажная сторона политики «военного коммунизма» – уничтожение рынка и товаро-денежных отношений. Рынок, главный двигатель развития страны, - это экономические связи между отдельными товаропроизводителями, отраслями производства, различными районами страны. Война же нарушила всякие связи, разорвала их. Вместе с бесповоротным падением курса рубля (в 1919 году он равнялся 1 копейке довоенного рубля), происходило падение роли денег в целом, неизбежно влекомое войной. Также, огосударствление экономики, безраздельное господство государственного способа производства, сверхцентрализация хозяйственных органов, общий подход большевиков к новому обществу, как к безденежному, привело в итоге к упразднению рынка и товарно-денежных отношений.

22 июля 1918 года принят декрет СНК «О спекуляции», запрещавший всякую негосударственную торговлю. К осени в половине губерний, не захваченных белыми, ликвидировалась частная оптовая торговля, а в трети – и розничная. Для обеспечения населения продовольствием, предметами личного потребления СНК декретировал создание сети государственного снабжения. Подобная политика потребовала создания специальных сверхцентрализованных хозяйственных органов, ведающих учётом и распределением всей имеющейся продукции. Созданные при ВСНХ главки (или центры) управляли деятельностью тех, или иных отраслей промышленности, ведали их финансированием, материально-техническим снабжением, распределением изготовленной продукции.

Одновременно происходит национализация банковского дела, на их месте создается в 1918 году Народный банк, который, по сути, являлся отделом Комиссариата финансов (декретом от 31 января 1920 года был объединен с другим отделом того же учреждения и превратился в Отдел бюджетных расчетов). К началу 1919 года полностью национализируется и частная торговля, кроме базарной (с лотков).

Итак, госсектор составляет уже почти 100 процентов экономики, поэтому ни в рынке, ни в деньгах надобности не было. Но если отсутствуют или игнорируются естественные экономические связи, то их место занимают связи административные, устанавливаемые государством, организуемые его декретами, распоряжениями, реализуемые агентами государства – чиновниками, комиссарами. Соответственно, для того, чтобы люди верили в оправданность тех изменений, которые происходят в обществе, государство применяло еще один метод воздействия на умы, также являющийся неотъемлемой частью политики «военного коммунизма», а именно: идейно-теоретический и культурный. В государстве насаждались: вера в светлое будущее, пропаганда неизбежности мировой революции, необходимость принятия руководства большевиков, утверждение этики, оправдывающей любое деяние, совершенное во имя революции, пропагандировалась необходимость создания новой, пролетарской, культуры.

Что же, в итоге, принес «военный коммунизм» для страны? Созданы социально-экономические условия для победы над интервентами и белогвардейцами. Удалось мобилизовать те незначительные силы, которыми располагали большевики, подчинить экономику одной цели – обеспечить Красную Армию необходимым вооружением, обмундированием, продовольствием. Большевики имели в своем распоряжении не более трети военных предприятий России, контролировали районы, которые давали не более 10 процентов угля, чугуна и стали, почти не имели нефти. Не смотря на это, в годы войны армия получила 4 тысячи орудий, 8 миллионов снарядов, 2,5 миллиона винтовок. В 1919-1920 годах ей выделили 6 миллионов шинелей, 10 миллионов пар обуви.

Большевистские методы разрешения проблем привели к утверждению партийно-бюрократической диктатуры и одновременно к стихийно нарастающим волнениям масс: крестьянство деградировало, не ощущая хоть какой-нибудь значимости, ценности своего труда; росло число безработных; цены вырастали вдвое каждый месяц.

Также итогом «военного коммунизма» стал неслыханный спад производства. В 1921 году объем промышленного производства составил только 12 % довоенного, объем продуктов на продажу сократился на 92 %, государственная казна пополнялась на 80 % за счет продразверстки. Весной и летом в Поволжье разразился жуткий голод – после конфискации не осталось зерна. Не справился «военный коммунизм» и с обеспечением продовольствием городского населения: выросла смертность среди рабочих. С уходом рабочих в деревни сужалась социальная база большевиков. Лишь половина хлеба поступала через государственное распределение, остальное через чёрный рынок, по спекулятивным ценам. Нарастало социальное иждивенчество. Рос бюрократический аппарат, заинтересованный в сохранении существующего положения, так как оно означало и наличие привилегий.

К зиме 1921 всеобщее недовольство «военным коммунизмом» достигло предела. Тяжелейшее положение экономики, крах надежд на мировую революцию и необходимость каких-либо немедленных действий для улучшения положения страны и укрепления власти большевиков заставили правящие круги признать свое поражение и отказаться от военного коммунизма в пользу Новой Экономической Политики.


Заключение

То, что происходит в наши дни на территории бывшего Союза ССР, в какой-то степени напоминает трагический период начала гражданской войны в России. Сегодня мы все вроде считаем себя гуманистами, и никто не хочет крови, а она льется, мы за гражданский мир, а он рушится то там, то здесь.

Выходит, и в наши дни, как и девяносто лет назад, непросто нащупать путь ненасильственной демократической эволюции, который учитывал и примирял бы интересы всего общества. Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать только тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше всего остального, как политического, так и национального. Трагедия гражданской войны 1918 – 1920 годов учит нас в первую очередь отказу от ненависти, от насилия и произвола как методов государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа «осчастливить» народ.


Литература

1. Апальков В.С., Миняева И.М., История Отечества: Учеб. пособие. М., 2004.

2. Булдаков В. П., Кабанов В. В. «Военный коммунизм»: идеология и

общественное развитие. М., 1990.

3. Верт Н., История Советского государства. 1900 – 1991. М., 1998.

4. Вяземский Е.Е., Левандовский А.А., Шестаков В.А., История России: с древнейших времен до наших дней. М., 2002.

5. Зуев М.Н. Отечественная история. Россия в ХХ – начале ХХI века. М., 2005.

6. История России / Под ред. М.М. Шумилова, С.П. Рябкина., СПб., 2000.

7. История России ХХ век. / Под ред. В.П. Дмитриенко., М., 1997.

8. Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. М., 2006.

9. Кодан С.В., Ляушин В.П., Шандра А.В. Россия в контексте истории цивилизаций. Курс лекций: Екатеринбург, 1998.

10. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А., История России. Учебник. М., 1998.

11. Шевоцуков П.А., Страницы истории гражданской войны: Взгляд через десятилетия: Кн. для учителя. М., 1992.

12. Шамбаров В.Е., Белогвордейщина. М., 1999.