Смекни!
smekni.com

Мировоззрение декабристов (стр. 2 из 3)

Декабристы, отдаленные от века Просвещения двумя десятилетиями, могли в известной степени понять историческое значение деятельности просветителей, идейно подготовивших Великую Французскую революцию. Это не могло не вдохновлять первых русских революционеров. Таким образом, правомерно говорить не о заимствовании, а о критическом осмыслении декабристами идеологии Просвещения, использовании ее применительно к конкретным задачам политических и социально-экономических преобразований в России.

Влияние масонства на мировоззрение декабристов

Разумеется, главным девизом декабристов можно считать ключевые слова Великой Французской Революции: "Свобода.Равенство.Братство.", а значит нельзя не сказать о влиянии масонства на идеи декабристов

В Россию масонство проникло в 1730-х годах. Первый из орденов английского масонства был основан в Санкт-Петербурге. В него вошли граф Р.Л. Воронцов, назначенный гроссмейстером, князь С.Ф. Апраксин, историк И.Н. Болтин и др. Провинциальным великим мастером "для всей России" был назначен капитан Джон Филлипс. В целом в этот период (1730—1762 годы) масонство в России представляло собой лишь модное заимствование с Запада, но уже в 1762—1781 годы оно начинает принимать специфические национальные черты и становится русским масонством в собственном смысле слова. В его рамках развиваются этико-философские и религиозно-мистические идеи, вера в которые дополняется рационализмом отвлеченного мышления.

Приход военной интеллигенции (в лице декабристов) к масонству в целом можно связать с зарождением политического либерализма в среде молодого поколения дворянской интеллигенции и ее желанием вступить на путь борьбы с несправедливым общественным строем. Жесткая цензура не оставляла возможности открытых выступлений в печати, да если бы таковая и была, этого было бы явно недостаточно. Поэтому будущие декабристы обращались к созданию тайных обществ, одной из распространенных и устоявшихся форм которых были масонские организации.Усилили влияние масонов события Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. Длительное пребывание русских офицеров на территории западноевропейских государств, прежде всего Германии и Франции, привело к тому, что либеральные идеи, широко укоренившиеся в этих странах, захватывали и русских "братьев" - членов походных военных лож.Особенно большое значение в этом плане имели непосредственные контакты русских масонов с их заграничными братьями, так как и германские, и французские ложи считали за честь принять в свои ряды русских офицеров. Не следует забывать, что европейское масонство начала XIX века, в полной мере испытав на себе влияние Великой Французской революции 1789 года, отличалось радикализмом, что не могло впоследствии не сказаться на мировоззрении ориентировавшихся на них русских братьев - будущих декабристов.

Влияние масонства было ощутимо уже при организации Союза Спасения в 1816—1817 годах. Его учредителями были братья А.М. и Н.М. Муравьевы, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, князь С.П. Трубецкой и И.Д. Якушкин. Позднее к ним присоединились князь Ф.П. Шаховский, князь И.А. Долгорукий, П.И. Пестель, М.А. Фонвизин, Ф.Н. Глинка и другие. В 1817 году в Союз Спасения вошел М.С. Лунин. Многие члены Союза Спасения были членами ложи Трех Добродетелей, состоявшей в союзе Великой Провинциальной Ложи. В работе ложи Соединенных Друзей, основанной в 1802 году, с 1816 года участвовали гвардейские офицеры П.И. Пестель, П.Я. Чаадаев (в 1817—1818 годах последний был в степени мастера, впоследствии вошел в Союз Благоденствия), генерал-майор А.X. Бенкендорф (в 1817—1818 годах был в степени товарища), князь Ф.П. Шаховской и др. А.Н. Муравьев был масоном еще до войны 1812 года.

Устав Союза Спасения имел ярко выраженные черты вольного каменщичества. Влияние масонства чувствовалось и в Союзе Благоденствия. Весьма примечательно, например, что на печати Союза Благоденствия был изображен пчелиный улей — масонская эмблема, часто встречавшаяся на виньетках. Известные члены Союза Благоденствия, а затем Северного общества Н.И. Тургенев, К.Ф. Рылеев также были масонами (К.Ф. Рылеев, например, с 1820 года состоял в степени мастера в ложе Пламенеющей Звезды, работавшей в рамках союза Астреи на немецком языке).

Член Союза Спасения, а затем Союза Благоденствия, состоявший в ложе Избранного Михаила, М.Н. Новиков, племянник Н.И. Новикова, стал в 1818 году управляющим мастером масонской ложи Любви к Истине в Полтаве (в рамках союза Астреи); генерал-майор П.С. Пущин в 1821 году был управляющим ложи Овидия в Киеве.

Однако, несмотря на то, что подавляющее большинство декабристов являлись масонами, их принадлежность к вольному каменщичеству была весьма кратковременной. Это объяснялось тем, что определенный консерватизм русского масонства казался декабристам ограниченным, и они, перешагнув через него, вступили на путь борьбы с монархией, апогеем которой явилось восстание 14 декабря 1825 года. Масоны же Александровской эпохи неоднократно выражали свою любовь к царю: "...Прямой масон премудрость знает: он любит Бога и царя".

Вместе с тем стоит заметить, что принятый в 1782 году Устав Вольных Каменщиков гласил: "Твоя первая клятва принадлежит Богу, вторая — Отечеству и Государю", а в издании 1812 года слово "Государю" заменено словом "Государству". Однако в целом это не меняет противоречивой сути отношения русских масонов к монархическому государству и религии, а, скорее, лишь подчеркивает ее.

Внимание вопросу влияния масонства на декабристов уделил известный русский философ Николай Бердяев. В своём труде "Русская идея" он пишет: "Декабристы прошли через масонские ложи. Пестель был масоном, Н.Тургенев был масоном и даже сочувствовал иллюминатству Вейсгаупта, т.е. самой левой форме масонства". Бердяев считает, что заговор декабристов идейно вырос на основе масонства.

Мнения учёных по поводу масонства декабристов и масонства в России в целом традиционно расходятся между собой. Одни считают, что восстание декабристов есть восстание масонов, основной целью которого был подрыв авторитета православной церкви.

Однако, я думаю, что несмотря на то, как сильны были атеистические веяния в аристократических кругах, все понимали, что свержение православия в России к великому счастью невозможно. К тому же, как было сказано выше, одной из догм масонов была неприкосновенность личности Царя. Мне трудно представить, что возможно было противопоставить веру Государю. А значит, другие цели преследовали русские масоны. Кроме того, масонство в России кардинально отличалось от европейского: наши "вольные каменщики" не приняли ни мистики, ни обрядов.

Я думаю, что влияние непосредственно масонства было не так значимо, как влияние просветителей. Революционные идеи декабристов, на мой взгляд, шире и острее вековых догм масонства. Молодым революционерам становилось тесно в ложах.

Опыт французской революции

"Мы ненавидели преступления и любили правила Французской революции," -отмечал М. Ф. Орлов. И все же, несмотря на отрицательные стороны революции, как представляли их себе декабристы, а также и на реставрацию после 1815 года в Европе абсолютистских режимов, наиболее проницательные представители декабристского круга не могли не усмотреть и конечных положительных последствий революции.

П. И. Пестель говорил: "Возвращение бурбонского дома на французский престол и мои соображения о сем происшествия могу я назвать эпохою в моих политических мнениях, понятиях и образе мыслей, ибо начал рассуждать, что большая часть коренных постановлений, введенных революциею, были при монархии сохранены и за благие вещи признаны, между тем как все восставали против революции и я сам против нее всегда восставал. От сего суждения породилась мысль, что революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может быть весьма полезна, в какой мысли я укреплялся тем другим еще суждением, что те государства, в коих не было революции, продолжали быть лишенные подобных преимуществ и учреждений".

Таким образом, осуждение "ужасов французской революции" не мешало видным идеологам декабризма осознавать, что, говоря словами М. Ф. Орлова, "эпоха французской революции - великая эпоха, что эпоха человека и разума". Критика "крайностей" французской революции у декабристов согласовывалась с признанием положительных, в конечном счете, результатов.


Заключение

Выступление декабристов потрясло Россию… мероприятие невиданное ранее, идеи – немыслимые, планы – колоссальные.

Я не буду рассуждать о том, почему сорвалось выступление и что было бы, если бы декабристы довели начатое до конца. Всё случилось так, как, очевидно, должно было случиться. Важно другое, важно, с каким рвением и страстью люди, которых мы называем декабристами боролись за счастье своего народа, за процветание своего государства.

На мой взгляд, идея переворота была на редкость отточенной и чёткой. Планы декабристов, конечно , были в чём-то излишне романтичны, однако руководители обществ понимали, насколько серьёзна их задумка. В таком деле им невозможно было обойтись без надёжной опоры. Опорой это явилась в первую очередь суровая действительность. Офицеры, знавшие жизнь за границей, не могли не прийти в ужас, сравнивая устройство западноевропейских государств с Русским. Постоянная мысль о несправедливости государства к народу питала декабристов, давала им новые силы.

Меня поразило, что вся программа этого (если можно так сказать) революционного движения основана в первую очередь на идеях гуманизма и просвещения.

Восстание действительно имело прекрасную базу – труды величайших просветителей, учёных, философов.

Невозможно недооценить важность выбора верного ориентира. Ошибки в этом выборе – ужасны. Достаточно вспомнить Фашистскую Германию. Эти страшные ошибки мы наблюдаем и по сей день: теория нацизма ложится в основу расовой ненависти, антисемитизма и многое другое…