Извлечение из оперативной сводки генерального штаба красной армии № 182 (1220) к 8.00 30.6.1944 года: «…48 армия, продолжая бой с окруженными частями с окруженными частями противника, утром 29.6 форсировала реку Березина и во взаимодействии с частями 65 армии овладела городом Бобруйск. Противник окруженными частями оказывал ожесточенное сопротивление и яростными контратаками пытался пробиться из города Бобруйск на северо-запад и запад. К исходу дня части армии вышли на рубеж Курлянчики (севернее Бобруйск), Еловики, Киселевичи, Побоковичи. 65 армия. 105 стрелковый корпус, во взаимодействии с кораблями Днепровской военной флотилии и частями 3 и 48 армий, полностью очистила от противника город Бобруйск и продолжал вести бои по уничтожению остатков окруженного противника в районе Сычково» (4, с. 231). Таким образом, за шесть дней наступления под ударами советских войск четырех фронтов мощная вражеская оборона на пространстве между Западной Двиной и Припятью пала. Были освобождены сотни населенных пунктов, в том числе города Витебск, Орша, Могилев, Бобруйск. Теперь перед советскими войсками стояла следующая задача: путем двустороннего наступления из районов Борисова и Осипович на Минск и фронтального преследования с направления Могилев – Минск завершить окружение противника, уничтожить главные силы 4-й немецкой армии, отступавшей на запад, и освободить столицу Беларуси. Выполнить эту задачу должны были войска 3, 1 и 2-го Белорусских фронтов. Тем временем 1-й Прибалтийский фронт продолжал наступление северо-западнее Полоцка и западнее в направлении Глубокого. 4 июля 1944 г. Полоцк был освобожден. Советские войска, продвинувшись с 29 июня по 4 июля 1944 г. на запад на 120–130 км, вышли на подступы к Литве с востока, полностью изолировав друг от друга вражеские группы армий «Центр» и «Север». Войска 3-го Белорусского фронта 30 июня 1944 г. форсировали Березину, разгромили борисовскую группировку врага и освободили Борисов – важный опорный пункт оккупантов, защищавший подступы к Минску. 2 июля 1944 г. советские войска обошли Минск с северо-запада, овладели Вилейкой, Красным и переезжали железную дорогу Минск – Вильнюс.
Войска 1-го Белорусского фронта, наступавшие южнее Минска, 30 июня 1944 г. Освободили Слуцк, 2 июля – Городею. 4 июля – Несвиж и таким образом лишили противника возможности отступления на юго-запад. На рассвете 3 июля 1944 г. 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус 3-го Белорусского фронта вступил в Минск с востока. Вслед за танками в столицу вошли войска 3-го и 1-го Белорусских фронтов. Во второй половине дня 3 июля 1944 г. Столица Беларуси была полностью очищена от врага. 4-я немецкая армия и некоторые другие части врага восточнее Минска попали в окружение. В минском «котле» очутилась 105-тысячная вражеская группировка. Для ее ликвидации войска 2-го и часть сил 3-го Белорусских фронтов при взаимодействии с партизанами и активной поддержке авиации развернули широкомасштабные бои. Были убиты 70 тыс. гитлеровских солдат и офицеров и более 35 тыс. взяты в плен, в том числе 12 генералов (2,с.185). 4 июля 1944 г. Завершился первый этап грандиозной битвы за Беларусь. Советские войска за две недели боевых действий разгромили главные силы немецкой группы армий «Центр». В результате образовалась большая брешь до 400 км по фронтовой линии и до 500 км вглубь от нее, которую немецкие войска не смогли ликвидировать в короткое время. 4 июля 1944 г. войска 3-го Белорусского фронта вели бои в районах озера Нарочь, Сморгони, Красного, Волмы. 5 июля они овладели Молодечно, 16 июля – Гродно. Вместе с советскими авиационными частями в составе 1-й воздушной армии самоотверженно сражался 1-й истребительный авиаполк французских летчиков «Нормандия». За мужество и героизм, проявленные им при освобождении Беларуси, в частности на реке Неман, полку было присвоено наименование «Неманский» и название «Нормандия – Неман». Четыре французских летчика – М. Альбер, Р. де ля Пуап, Ж. Андрэ и М. Лефевр – стали Героями Советского Союза.
Войска 2-го Белорусского фронта за 12 дней с боями прошли около 270 км, освободили Новогрудок, Волковыск и вышли на государственную границу на этом направлении. Преследуя противника, советские части и соединения не давали ему передышки. Они перехватывали его колонны, дробили их и уничтожали. Самолеты 4-й и 16-й воздушных армий буквально висели над фашистскими войсками. Задача летчиков облегчалась тем, что гитлеровцы отходили только по дорогам. Лесов они боялись: там господствовали партизаны. В конце-концов немецко-фашистское командование потеряло управление войсками. Вот выдержки из дневника командира роты 12-го полка 31-й пехотной дивизии 4-й немецкой армии, характеризующие агонию врага: «27.6. Все катится вспять. Последние силы еще ведут тяжелые бои, чтобы прикрыть мост. Все отступают. Машины увешаны людьми. Дикое бегство. 29.6. Продолжаем отход. Русские все время стараются обогнать параллельным преследованием. Величайшее напряжение. Партизанами разрушены все мосты. 30. 6. Невыносимая жара. Начался путь ужасов. Все встало. Мост через р. Березина под сильным обстрелом. Мы проходим через этот хаос. 1.7. Все совершенно выдохлись. Двигаемся дальше по шоссе на Минск. Дикие пробки и заторы. Часто обстрел справа и слева. Все бежит. Паническое отступление. Многое остается на дороге. 2.7. Русские заняли шоссе, и больше никто не пройдет... Такого отступления еще не бывало! Можно сойти с ума» [3, с. 314]. Войска 1 -го Белорусского фронта наступали на Барановичско-Брестском и Пинском направлениях. Русские армии с неослабевающей энергией стремились в самом зародыше ликвидировать все попытки немецких войск создать новый фронт, вбивая мощные клинья в направлении Барановичей, Вильнюса и южнее Даугавпилса. Командование группы армий «Центр» пыталось отразить русские удары в направлении Барановичей и Вильнюса, непрерывно контратакуя танковыми дивизиями прорвавшиеся части противника и отходя остальными силами с непрочных оборонительных рубежей лишь постепенно, шаг за шагом, в расчете на то, что прибытие новых сил позволит приостановить наступление противника. Немецкие войска на различных участках почти ежедневно оказывались в критическом положении, 2-й и 4-й армиям в ходе этих сдерживающих боев кое-как удавалось поддерживать между собою непрочную связь. С рубежа Лунинец, Барановичи, восточнее Лиды они к 12 июля были отброшены на рубеж Пинск, Слоним, восточнее Гродно, Алитус. Уже отчетливо вырисовывались намерения русских прорваться на Белосток и Брест.
28 июля 1944 г. Секретно. Штаб 3-й танковой армии Оперативный отдел № М 835/44, Штаб-квартира армии 28.7.44 г. Дневное оперативное донесение штабу группы армий «Центр»: «…69-я пехотная дивизия отбила несколько атак противника, проводившихся при поддержке танков, на предмостное укрепление Ионава, при этом подбито 2 танка противника. Дивизия локализовала вклинение противника на своем левом фланге по обе стороны Ширвяи и отбила в ожесточенных боях, шедших с переменным успехом, все попытки противника прорвать фронт. Подразделения дивизии стойко оборонялись, переходили в стремительные контратаки и наносили противнику большие потери. Уничтожено 17 танков и самоходных орудий противника. Однако противник вводил в бой все новые и новые силы пехоты и танков и, в конце-концов, вечером нашим частям не удалось предотвратить прорыва, тем более, что в результате непрерывных атак штурмовой авиации ухудшилось снабжение и начал ощущаться недостаток боеприпасов. В Меймяй продолжала обороняться боевая группа дивизии, несмотря на повторные атаки, только вечером противник смог овладеть этим населенным пунктом. Кроме участка между Ширвяй и Меймяй большое количество танков противника вечером прорвало нашу оборону и на участке между р. Швентои и шоссе. После прорыва танки противника повернули на север и попытались разгромить наши войска, занимавшие оборону на этом участке. Наши части уже начали отход из Ионава. Положение на левом фланге дивизии продолжает оставаться критическим, т. к. дивизия не имеет резервов для того, чтобы закрыть брешь на стыке с правым флангом 9-го армейского корпуса» [4, с.417]. 8 июля 1944 были освобождены Барановичи, 14 июля – Пинск. 21 июля они пересекли государственную границу в районе Беловежской пущи. 28 июля штурмом был взят город Брест. Этот день стал знаменательным в истории белорусского народа. Взятием Бреста наши войска завершили изгнание немецко-фашистских захватчиков с белорусской земли. В ходе успешного завершения операции «Багратион» советские войска уничтожили и взяли в плен более 500 тыс. гитлеровских солдат и офицеров. Фактически перестала существовать одна из самых мощных группировок вермахта – группа армий «Центр». 17 июля по улицам Москвы прошла огромная колонна – 57 тыс. немецких военнопленных, захваченных преимущественно в ходе операции «Багратион», в том числе 19 генералов [2,с.187]. Большие потери понесли и советские войска. С 23 июня и до конца июля 1944 г. четыре фронта потеряли свыше 440 тыс. человек, в том числе 97 232 убитыми [2, с. 188]. Успех, достигнутый в ходе Белорусской операции, был своевременно развит активными действиями на других направлениях советско-германского фронта.
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗГРОМА ФАШИСТСКОЙ АРМИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
Успешное выполнение замысла операции «Багратион» позволяло решить целый ряд других, не менее важных в стратегическом отношении задач: