Интересно, что численность мужского населения всегда больше, хотя смертность среди мужчин наблюдается выше, чем у женщин. Например, в 1845 году:
мужчин - 5611 душ; умерло: мужчин – 248 душ;
женщин – 4968 душ; женщин – 189 душ.
в 1896 году:
умерло: мужчин – 318 душ;
женщин – 248 душ.
2. Евпаторийские греки очень сроднились с татарами, переняли их обычаи и язык. Такие греки назывались дангалаками или анатолийскими греками. Отличала их от татар только православная вера. У них не было в Евпатории своей церкви. Духовные потребности они удовлетворяли в русской.
Армяне среди населения Евпатории занимали не большой процент. В 1874 году их было 60, в 1888 – 159, что составляло 1%.
Евреев также имелось незначительное число в городе. Если в 1846 году – 77 душ обоего пола, 1874 – 138, 1888 – 483 души обоего пола. Но в 1896 году их число в Евпатории заметно возросло – 1443. С чем связан прилив населения этой национальности – неизвестно. Можно допустить, что привлекало евреев в Евпаторию экономическое развитие города, что было особенно важно дли рода их занятия. Интересно, что число евреев в довоенные годы и послевоенные возрастает, а не как среди других национальностей.
Цыгане жили в северо-восточной части города, особого влияния на жизнь и развитие города не оказывали, стояли на самой низкой ступени образования среди всех наций Крыма.
Немцы Евпаторийского уезда – это выходцы из Пруссии, Баварии. Жили они замкнутой жизнью в своих общинах, не сближались с другими национальностями. Не оказывали никакого влияния на хозяйство края.
Караимы имели более важное значение для жизни города. Хотя они также жили своими общинами, но много делали и на благо всего города. Среди караимского населения Евпатории наблюдалась интересная тенденция: в 1846 году – 2025 душ обоего пола, в 1874 – 1123, 1896 – 2907 душ обоего пола. Возможно, причина – война.
Татары составляли 1/3 часть всего населения. Этот национальный пласт жителей Евпатории имел весомое значение, как по численности, так и по деятельности в жизни общества всего города. Город и уезд понес большие экономические потери, когда в послевоенное время наметилась тенденция к выселению татар из Крыма. Тогда магометанское население сократилось с 8629 душ обоего пола( 1846 год) до 1217 душ обоего пола( 1874 год). Хотя в 1896 году число татар увеличилось до 5081, прежний уровень не был достигнут.
Православные по количеству в довоенное время находились на третьем месте после татар и караимов: в 1846 году – 1386 человек. Но 1874 год показывает такие данные: 1420 душ обоего пола, второе место после численности татарского населения. Причём, нужно заметить, сравнивая до – и послевоенное время, численность православных не уменьшилась, а возросла, хотя и не на много. К 1896 году православное население возросло до 6516 душ обоего пола.
Что касается иностранцев, то Евпаторию посещали и жили в ней подданные таких государств, как Турция, Греция, Австро – Венгрия, Швейцария, Франция, Румыния, Болгария, Германия.
Для сравнения автор приводит такие данные: в 1846 году в Евпатории было 203 иностранца, в 1874 году – 7, а в 1896 году – 735 человек. Как видим, торговый портовый город интересен для иностранцев. Но военное и послевоенное время не было благоприятным для торговой и иной деятельности в этом уезде, что и сказалось на числе иностранцев в послевоенные годы.
3. Говоря о трудовой занятости населения нужно указать, что в Евпатории второй половины 19 века занятия населения были в соответствии с определенными национальностями. Так, русские, в основном, чиновники, французы и итальянцы – приезжие торговцы, греки и армяне – народ торговый, но были между ними и ремесленники и баркасники, евреи – ремесленники и торговцы, караимы – держат в руках почти всю торговлю, много среди них солепромышленников, татары занимаются или поденной работой, или мелкой торговлей, или баштанщики.
Все евпаторийское общество не представляло из себя однородной сплочённой массы, а было разделено или по национальному принципу, или по принципу трудовой занятости. По последнему принципу, в основном, организовывались евреи.
Многие помещичьи хозяйства занимались таким прибыльным делом, как разведение овец. Исключительно принадлежащая этому уезду порода – мерлушковые бараны.
4. Внешняя торговля ведется городом через порт. Евпаториский порт, хотя и не удобен, но пользуется выгодами близкого расположения к Одессе и Константинополю. Можно сказать, основными двигателями иностранной торговли в Евпатории – караимы. Основными привозными товарами являлось: сухие фрукты, маслины, деревянное масло, кофе, табак, беломорские вина, разные бумажные изделия – кутня, самолоджа, кна, пояса, платки, выбойки. Отпускные товары – соли, войлоко, шерсть, кожи, полотно, пестряди, масло, сало, мерлушки.
Основная статья экспорта – пшеница.
В 1834 году наблюдается уменьшение отпуска из Евпаторийского порта. Это зависело от недостатка главного экспортного товара – хлеба, из – за неурожая 1834 года.
Соседство Севастополя, где употребляется большое количество солонины для флота, содействует усилению отпуска кож из Евпаторийского порта.
Вследствие уничтожения пошлины на шерсть, её отпуск весьма усилился после 1831 года. Это видно из сравнительных данных за 4 года: в 1831 – 11 735 пудов; 1832 – 19 970 пудов; 1833 – 34 167; 1834 – 67 789 пудов.
Кож вывозилось намного меньше: 1832 – 2 985 пудов; 1833 – 5 916 пудов; 1834 – 16 332 пуда 30 фунтов ценой 12 – 14 рублей за пуд.
Лучше шёл вывоз войлока и бурок: 1832 – 23 407 штук; 1833 – 35 185; 1834 – 20 805 штук. Общий итог ценности товаров, отпущенных из Евпаторийского порта в 1834 году за границу составил 124889 рублей и в Российские порты – 376106 рублей.
Евпаторийские корабли торговали с Константинополем, Триестом, Марселем, Смирной, Архипелагскими островами, Анатолией, Францией, Италией, Египтом и Испанией.
Хлеб закупался в Екатеринославской, Полтавской и Воронежской губерниях.
В 1846 году внешняя торговля была в основном с Турцией зерновым хлебом, отчасти коровьим маслом, овечьей шерстью, кожами и войлоками. Общий оборот на 282433 рубля 57 копеек серебром.
В 1862 году торговля велась с Францией, Италией, Турцией, Египтом, Испанией. Главным образом вывозилась пшеница.
В 1866 году иностранными судами было вывезено товаров на сумму 650 тысяч рублей; российскими – на 660 тысяч рублей. Ввезено иностранными товарами на 140 тысяч рублей; русскими – на 553 тысячи рублей.
Анализируя вывоз хлеба за границу за 1880 – 1886 годы, автор делает вывод, что основным экспортным товаром являлась пшеница, которая вывозилась из Евпатории периодически на протяжении анализируемых шести лет. На втором месте по вывозу находится льняное семя, а на третьем – ячмень, который с 1882 по 1885 годы вообще не вывозился.
Внутренняя торговля производилась на площадях «Одун - базар» - самой большой, «Ашлык – базар», «Каклык - базар». Торговля на двух площадях производилась раз в неделю, а деятельность в бухте не прекращалась с ранней весны до поздней осени. Но существует некоторое несоответствие по поводу внутренней торговли. Домбровский утверждает, что внутренняя торговля значительнее внешней, но сведений о ней нет. Это может показаться странным.
Если говорить о самой внутренней торговле, то изделия евпаторийских ремесленников не имели большого сбыта среди нетатарского населения, кроме сёдел, бурок и подобных вещей.
К 1846 году Евпатория не могла быть причислена ни к городам исключительно потребляющим, ни к исключительно производящим. Городские доходы употреблялись на сам город. В 1846 года они доходили до 5481 рубля 89 копеек серебром. Доходы города во многом состоят из сборов с различных городских заведений. На каждый год наблюдались недоборы и недоимки с некоторых из них (Таблица недоборов и недоимок. Приложение№ )
К 1891 году в Евпатории насчитывалось 67 питейных заведений и 26 в ближайших селах уезда. Вина привозились из имения Хырлар владельца Г. Г. Бауэра с Южного берега Крыма, села Биюк – Ламбад ( около Алушты), из Караджинских заводов (Черноморский район). На улице Дувановской размещался большой винный, бакалейный, гастрономический, табачный и посудный магазин Ткаченко. На улице Лазаревской (улица Революции) – винный магазин Панайотова. На улице Базарной (Матвеева) – размещался склад заводов Ф.Енни и К. Там в достатке имелось такое пиво как пельзенское, мартовское, портер, венское, а так же сидр, минеральная вода Ессентуки №20, искусственные минеральные воды, которые производились награжденным русскими и иностранными далями заводом искусственных минеральных вод М. И. Палкина. Этот завод размещался в собственном доме хозяина по улице Александровской (Дм. Ульянова).
В 1892 году санитарно – исполнительный комитет издал правила «О мерах ограждения от заноса эпидемии и ее распространении», которые требовали «в будках для продажи сельтерской воды, как равно и на столах, где продается квас и другие напитки, а равно продавцам мороженого обязательно посуду прополаскивать после каждого потребителя, причем должно быть всегда чистое полотенце для вытирания стаканов, в которых подаются потребляемые напитки. Квас сохранять в бутылках или деревянных бочонках, а для охлаждения кваса последний загружать в деревянную посуду со льдом».
1 июля 1896 года – день открытия винной монополии. Казенных винных лавок в городе и уезде было 16. Круглогодичная навигация на евпаторийском рейде способствовало большому потреблению спиртных напитков.