Смекни!
smekni.com

Евпатория во второй половине XIX века (стр. 4 из 17)

Так в степном Крымском районе на 100 мужчин приходится женщин : у колонистов - «-»; у бывших помещичьих крестьян – 86,0; у бывших государственных крестьян – 91,8; у разносословных лиц имеющих собственную землю – 92,0; у десятинщиков – 86,7.

Но не нужно забывать, что бывшие колонисты и помещичьи крестьяне давно уже водворились в губернии, между тем как среди бывших государственных крестьян и в особенности среди десятинщиков много переселенцев, живущих в новых экономических условиях весьма недавно. На переселение, как это само собой понятно, скорее решаются самые, не обремененные не производимыми членами, то есть такие семьи, в которых преобладают мужчины, а потому возможно, что различие полового состава населения по разрядам обуславливается также неодинаковым приливом к ним поселенцев. [2, отд.2, с.26-27]

Численность населения: 1889 –

В Евпатории – 16940

Евпаторийский уезд – 29435 [2, отд.2, с.48]

Уезд Евпаторийский – население:

муж. жен. об. пола.

14038 12412 26450 [2, отд.2, с.64]

Детей школьного возраста: Учащихся:

мальч. девоч. об. пола мальч. девоч. об. пола

2511 2331 4842 1007 655 1662

[2, отд.2,с.67]

Из отчета доктора П. И. Кольского нам известно, что ввиду упорно державшихся слухов в конце сентября 1893г., в Евпатории появилась холера, губернская управа 2 октября спросила по телеграфу Евпаторийскую уездную земскую управу, есть ли холера в Евпатории, и если есть, то почему нет об этом сообщений. Управа ответил, что 1 октября в заседании санитарно - исполнительной комиссии заболевание в городе признано врачами за азиатскую холеру и что в уезде благополучно. 4 Октября Таврический врачебный инспектор по возвращении из Евпатории лично сообщил губернской управе, что холерных в городе во время его посещения было 50 с лишним человек и что чувствуется потребность в посылке туда фельдшеров и сестёр милосердия.

8 октября губернская управа получила 2 телеграммы из Евпатории: одну – от земской управы с известием, что с 4 по 7 октября заболело холерой – 58, умерло – 31; другие – от городской управы – в ней сообщалось, что с 1 по 27 сентября заболело – 8, умерло – 1; с 27 сентября по 1 октября заболело – 26, умерло – 9; с 1 по 7 октября заболело – 103, умерло – 47.[21, с.4]

Ходят слухи, что, холера привезена в Евпаторию из Булганака Симферопольского уезда с баштана и что первый больной умер, но по справкам в холерных картах, хранящихся в бюро при уездной санитарно – исполнительной комиссии, оказалось, что первый больной, зарегистрированный как холерный, был местный житель Евпатории и занимался грузской соли близ д. Саки.

Холера повергла жителей Евпатории в такой ужас, что люди, имеющие материальный достаток, преимущественно караимы уезжали из города целыми семьями, оставляли свои дома пустыми. Но убегали не одни богачи, а так же ремесленники и прислуга, так что хлеб, за отсутствием пекарей, вздорожал в цене и многие сидели без рабочей силы.

Из 114 девиц в прогимназию перестало ходить – 55, причём попечителю учебного округа было послано о временном закрытии этого учебного заведения. В мужской прогимназии не посещали классов только 15 учеников.

Больные преимущественно татары. [25, с.4]

Ещё одно обстоятельство, которое может подать повод к предположениям, что холера была вызвана незрелыми фруктами. Дело в том, что в истекшее лето в садах, расположенных в долинах рек Алмы, Качи и Бельбек, был неурожай на фрукты, а то, что собирали, было гнилое, незрелое, червивое. Вот эта – то дрянь, по рассказам скупщиков, и находит себе сбыт на Евпаторийском рынке, благодаря слабости санитарного надзора. Это сообщение осталось не проверенным, а поэтому к нему следует относиться с должной осмотрительностью . [26, с.4]

По полицейским и городским сведения за 1896г. в Евпатории значится жилых домов 1910, в которых проживает население обоего пола 17947 душ: преобладающий элемент – христиане – 6516 человек, магометан – 5081, караимов – 2907 и евреев – 1443.

В числе населения г. Евпатории 26-ю часть его составляют иностранцы, подданные: Турции – 626 душ, Греции – 50, Австро – Венгрии – 14, Швейцарии – 12, Франции – 10, Румынии – 10, Болгарии – 8 и Германии – 5, а всех 735 душ.

За 1896г. было: браков – 245; рождений: муж. пола – 442, жен. пола – 432, обоего пола – 874; умерло: муж. пола – 318, жен. пола – 248, обоего пола – 566; прибыль + 308. [28, с.4]

Площадь уезда простирается до 5.040кв. вёрст (без значительных внутренних вод). Много соленых самосадочных озёр. Численность всего населения определена переписью 1897г. в 63,2 тыс. человек, в т. ч. 34,1 тыс. муж. пола и 29,1 тыс. женского пола, средняя плотность населения - 12 человек на 1 кв. версту. Немногим менее 1/3 всей массы населения принадлежит городу Евпатории. [1, с.686]

Выводы по главе

Характер и численность населения Евпаторийского уезда и города во многом зависело от политики, проводимой русским правительством. В послевоенные годы наблюдается уменьшение численности населения. Прошедшая эпидемия холеры значительных человеческих потерь не вызвала.

1.2. Национальный и религиозный анализ населения

Крым – многонациональный край. А Евпаторию можно назвать воплощением этой многонациональности, так как это портовый город и здесь всегда жили люди разных национальностей и вероисповеданий. Вот как пишет в своём дневнике Юрий Никитич Бартенев о составе населения Евпатории в 1843г.: «Здесь до 3000 караимов. Это народ богатый и благовидный, но они живут отдельно и не имеют сношения с христианами, особенно их жёны, которые даже по-русски говорить не умеют. Потом следуют татары, этих, как мне помнится, до 7000, потом грузины, молдаване, цыгане, армяне, последнее – 2 – х исповеданий григорианского и католического; они не терпят друг друга вследствие ревнования по вере. Татары, особенно цыгане, очень бедны.»[29, с.3]

По вероисповеданиям число постоянных жителей Евпатории 1846 года есть следующее:

Православных: муж. пола – 747 душ, жен. – 639, всего – 1386, католиков – 94 души обоего пола; армяно – григориан – 116; евангелика – лютеран – 9; магометан: муж. пола – 4344 души, всего – 8629; евреев – талмудистов: муж. пола – 45 душ, жен. пола – 32, всего – 77 душ; караимов: муж. пола – 1136 душ, жен. пола –889, всего – 2025 душ.

Каждое вероисповедание имеет свои места богослужения, а именно: православных церквей – 3; караимских синагог – 2; мечетей –18; еврейский молитвенный дом – 1.[16, с.4]

По сведениям Статистического Комитета за 1874 год известно, что караимов было – 1123, татар – 1217, цыган – 513, русских – 1420, греков – 259, евреев – 138, армян – 60.[7, лист 6]

Пьянков в своей книге так говорит о жителях разных национальностей в Евпатории 1888г.:

ГРЕКИ. Греки появились в Крыму в VII веке до Р. Х. Учение Спасителя ещё в I веке своего существования имело последователей – греков в Тавриде. Св. Андрей Первозванный, водрузивший крест на Киевской горе, прошёл из Синопа (Анатолийский берег) через Херсонес и без сомнения, бросил здесь первые семена христианства. В XIII веке христианство охватило большую часть Крыма (с юга).

Евпаторийские греки на предложения Румянцева выйти из Крыма говорили: «Мы его светлостью ханом и отчизною своею довольны: от предков своих платим дань своему государю и хоть саблями нас рубить будут, то мы всё – таки никуда не уйдём (1778г.)» Всех христиан во время татарского владычества, как греков, грузин, армян – католиков, вышло из Крыма обоего пола 31386 душ: греки и грузины – в Мариуполь, а армяне – в Нахичевань на Дону, а отсюда, как те, так и другие, перешли отчасти снова в Евпаторийский уезд и здесь занялись торговлей и судоходством. Поселившись в Евпатории, греки переняли от татар их язык и многие обычаи.

Некоторые из греков до того сроднились с татарскими нравами и обычаями, что их весьма трудно бывает трудно отличить от татар; они носят платье одного покроя с татарами или, по крайней мере, очень похожее; говорят на татарском языке; сидят по татарскому обычаю, поджав под себя ноги; любимые их блюда – татарские, питьё татарское. Такие греки называются дангалаками или анатолийскими греками. Только одна православная религия отличает такого грека от татарина.

Впрочем, евпаторийские греки не имеют ни своей церкви, ни своего притча; духовные их потребности удовлетворяются в этом случае русскою церковью. Своих специальных школ в Евпатории греки также не имеют и, к удивлению их предков, мало обнаруживают склонности вообще к просвещению.

АРМЯНЕ. Армяне переселились в Крым из Великой Армении в 1262г., расселились по городам и занялись торговлей; отличаются бойким и изворотливым умом и хитростью; в душе горды, но в обращении, где нужно, мягки и любезны; святых икон в домах не имеют, кроме церкви; домашняя обстановка похожа на татарскую. Армян в Евпатории живёт немного, всего 159 человек, что составляет 1 процент общего числа городского народонаселения.

ЕВРЕИ. Евреи переселились сюда по присоединении Крыма к Империи, из западных губерний и бывшего Царства Польского. Между евпаторийскими евреями нет значительных капиталистов, а поэтому они, при своём незначительном числе, почти незаметны в городе; занимаются мелкой торговлей, по преимуществу по галантерейной и бакалейной, содержат шинки, публичные дома и распивочные заведения, но также занимаются портняжеством, переплётничеством и часовых дел мастерством. Всех евреев 483 человек, или 4 процента общего числа жителей.

ЦЫГАНЕ. Цыгане пришли в Крым из Азиатской Индии; они долгое время перекочёвывали из Крыма в Бесарабию и обратно. Но в царствование Александра – Освободителя они оставили свой кочевой образ жизни, приписались к евпаторийским мещанам и занялись кузнечеством, коновальством, деланием решёт, мелкою разносною торговлей; большая часть цыган находят себе средства к жизни, которая, кстати сказать, весьма несложна, от переноски товаров на своих крепких спинах – на суда и обратно.

Цыгане исповедуют магометскую религию, но обрядов её не исполняют; говорят они на испорченных татарском и русском языках, склонности к образованию не проявляют, и грамотных между ними нет, так что этот народ стоит на самой низкой ступени образования из всех наций, населяющих Крым; живут они в северо – восточной части города в низеньких тесных курных мазанках, отличаются необыкновенной беспечностью и нечистоплотностью[21, с.4]