Теперь рассмотрим историю Месопотамии. Самую древнюю принято делить на Протописьменный (2900–2750 до н.э.) и Раннединастический периоды (2750–2310 до н.э.), государство Саргонидов (2310–2200 до н.э.) и 3‑ю династию Ура (2111–2008 до н.э.). На рубеже тысячелетий произошло вторжение племён амореев – пастушеских племён западных семитов, шумерский язык окончательно стал мёртвым, хотя до конца III тысячелетия он оставался языком письменности (канцелярские тексты и надписи велись на нём). В последующий период главное значение среди городов Месопотамии приобретает Вавилон, возникают аморейские династии в большинстве месопотамских городов, семитоязычное население становится господствующим в Месопотамии. Шумерский период в истории Месопотамии закончился, таким образом, на стыке тысячелетий; далее в Месопотамии возникли два новых мощных политических центра: Вавилон и Ассирия, выросшая на базе Ашшура – небольшого торгового города, разбогатевшего на торговле с хеттами и восточным Средиземноморьем. Борьбой между этими двумя новыми центрами Месопотамии заполнен практически весь период между концом 3‑й династии Ура и образованием Персидской державы – почти 1500 лет – от 2005 года до 539 года до нашей эры. Таким образом, историю древней Месопотамии можно поделить на две части: III тысячелетие – Шумерская история, II‑ое и первая половина I тысячелетия до нашей эры – Вавилоно-Ассирийская история, предстающая как второй виток цивилизационного этногенеза на месопотамских землях. История Шумера представляет первый.[19]
Разделение витков этногенеза на территории Месопотамии не вызывает особых трудностей в отличие от Египта, где такое разделение мы провели, базируясь в основном на косвенных данных (перенос столицы, распад централизованного государства без видимых причин), а не на прямых, связанных с изменением языка. Именно изменение языка проживающих на данной территории людей и может служить основным индикатором начала нового витка этногенеза, при этом изменение обычно не происходит мгновенно, а может затянуться на несколько веков. На территории Месопотамии такое изменение произошло в явном виде, хотя процесс вытеснения шумерского языка семитскими продолжался очень долго.
К этому изменению приплюсовываются изменения в территориально-политической структуре и в политико-культурных институтах (которые будут разобраны нами далее), что даёт практически полный перечень цивилизационных изменений, позволяющих говорить о смене цивилизации. Здесь мы сделаем небольшое отступление от рассматриваемой темы и обсудим вопрос об основных факторах любой цивилизации.
Первоначальным толчком к появлению цивилизаций стала задача создания искусственной среды для выживания в изменившихся природных условиях, которые стали почти экстремальными – пустыня наступала на собирателей-охотников, это был «Вызов» невиданной силы в истории человечества, но и «Ответ» получился выдающимся – возникли первые цивилизации. Далее человечество двинулось по пути создания других творений собственных рук и мозга: государства, письменности, технических изобретений; природная среда постепенно, очень медленно отдавала свой контроль над человеческой жизнедеятельностью самому человеку.
Первые речные цивилизации возникли не просто на базе земледелия как основной деятельности, а на базе ирригационного земледелия, требующего координации усилий большого количества людей.
В Месопотамии речная география не являлась «монополией» какой-то одной реки, и здесь со временем возникла существенно отличающаяся от египетской социальная и политическая структура.
Цивилизованный мир постоянно расширялся в течение всей дохристианской эры, а в христианскую эру церковь и образцы германской государственности, возникшие на обломках Римской империи, проникли на север Западной Европы и в Восточную Европу, цивилизовав эти территории. Первоначальным источником этого распространения государственности стал Шумер.
Обширное государство возникло в Месопотамии лишь на рубеже XXIV и XXIII веков до нашей эры и связано оно было с именем Саргона Древнего (2316–2261 до н.э.). До него в Месопотамии возникали лишь военные союзы нескольких номов, обычно под предводительством сильного лугаля (военачальника).
Саргон первым получил власть над Верхней и Нижней Месопотамиями; его воины, уже побывавшие у Средиземного моря, теперь омыли оружие в Персидском заливе (совсем как воины Святослава, которые могли это сделать даже в трёх морях – Балтийском, Каспийском и Чёрном).
Первый цивилизационный виток в Месопотамии завершился, настало время новой цивилизации. Третья династия Ура правила чуть более ста лет, столько же существовало централизованное бюрократическое государство на территории древней Месопотамии. Такая модель государственного устройства не возрождалась на этих землях вплоть до нашествия арабов, хотя арабская государственность вряд ли может быть охарактеризована как классическое бюрократическое централизованное государство. Но оно оказалось наиболее близким к нему из всех последовавших за урским правлений. Представление о «восточной деспотии» как о наиболее характерном для Востока государственном устройстве в противоположность западному «свободолюбию» вряд ли может быть связано с реальной эволюцией государственных систем на территории Месопотамии и прилегающих к ней областей. Наиболее ярко новая модель государственного управления проявилась в истории следующей за шумерской цивилизацией – вавилоно-ассирийской.
Объединительное государство для новой цивилизации на территории Месопотамии создал Вавилон 1‑й династии, шестым и наиболее знаменитым царём которой был Хаммурапи (1792–1750 до н.э.). Основателем этой династии был Сумуабум (1894–1881 до н.э.), правивший за сто лет до Хаммурапи.[20]
Месопотамия вавилоно-ассирийского витка этногенеза оказалась гораздо более разноплемённой, чем Египет, с гораздо большим количеством различных государственных образований, поэтому касситы столь долго смогли удержаться у власти. В касситский период началась почти непрекращавшаяся борьба за преобладание в Месопотамии с набравшей силу Ассирией, победителем в которой как раз чаще были ассирийцы, но и вавилоняне одерживали победы, приводившие к временному подчинению Ассирии Вавилону. Тем не менее, наибольший интерес для нас представляет начальный период вавилоно-ассирийской цивилизации, ведь именно в это время в Месопотамии зародилось новое устройство политических институтов.
Месопотамия того периода (впрочем как и предыдущего) вполне заслуживала названия «страны множества городов». Наличие большого количества городов говорит о развитости цивилизации, ведь именно в городах происходит «основная жизнь» цивилизации, они являются сосредоточением и государственности, и письменности, и культуры. Падение централизованного государства 3-й династии Ура привело к почти полной ликвидации государственно-хозяйственного управления. Новые правители предпочитали не возрождать его механизм, а раздавать государственную землю, мастерские, торговые учреждения частным лицам, которые начинали вести почти частное хозяйство, хотя и не являлись его собственниками. Даже распределение жреческих должностей превратилось из функции государственной власти в предмет торговли, частных соглашений и завещаний. Государство свою функцию постепенно стало видеть не в организации всего хозяйственного механизма, а лишь в его регулировании и взимании податей, которые постепенно превращались в налоги.
В Месопотамии, в отличие от Египта, на втором витке цивилизационного этногенеза начался рост частного хозяйственного сектора.
Таковы два очень глубоких изменения в ассирийско-вавилонской цивилизации, которые отличают её от предшественницы – шумерской цивилизации – в отношении структуры политико-культурных институтов: переход от государственно-распределительной экономики к товарно-денежной и изменение способа наполнения государственного «кармана» – от полного изъятия с последующим распределением до введения налогой системы. Это был эволюционный путь цивилизаций, существовавших в Месопотамии. Эта модель постепенно распространяется по близлежащим регионам, особенно в областях, примыкающих к Средиземному морю. А именно с Восточным Средиземноморьем и велась основная торговля Месопотамии. Выделив основные структурные изменения, произошедшие в течение второго витка этногенеза в Месопотамии, вернёмся к периодизации истории этого региона.
До XV века до нашей эры такого названия не существовало, а города, позднее вошедшие в качестве ядра в эту державу, были разного этнического происхождения. Ниневия первоначально была, по-видимому, хурритским городом; Ашшур – аккадским. В конце этого века Ашшур стал независимым городом, богатевшим на торговле между Малой Азией и Месопотамией, а также странами Загроса и Армянского нагорья. Возвышение Ашшура представляет собой первый в истории случай возвышения не земледельческого, а торгового города. Если взглянуть на карту того географического образования, которое называется Ближним Востоком в широком смысле, то территория, где расположились главные ассирийские города – Ашшур, Ниневия и Арбела, находится в самом центре этого образования, ограниченного с разных сторон пятью почти независимыми морями: Красным, Средиземным, Чёрным, Каспийским и Персидским заливом. Мореплавание в середине XV века до нашей эры было слаборазвито, моря представляли собой естественные границы региона, лишь вдоль которых ходили морские суда. Но так как эти моря слабо связаны между собой, преимущество в этом регионе имела сухопутная торговля. Кроме того, этот регион с юга ограничен Аравийской пустыней, с севера – Кавказскими горами, и лишь с востока сухопутная граница более прозрачна – горы Загрос были не столь высоки. В рассматриваемый период цивилизованный регион Большого Ближнего Востока помещался в этих естественных границах, включая в себя и нильскую долину.[21]