Просвещенный абсолютизм в России
В России* как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. - время правления императрицы Екатерины И.
Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки.
Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г. ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке от Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. В Казани готовы были, как пишет В.0. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, "ситуацией прекрасные, а строением мерзкие". Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. "Вот я и в Азии", - писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил ее пестротой населения. "Это - особое царство, - писала она, - столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно". Пока накоплявшиеся наблюдения еще не успели сложиться в цельный преобразовательный план, Екатерина, по выражению Ключевского, "спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления".
На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. "Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привел, - писала она еще до воцарения,
- слава страны - моя собственная слава". Екатерина И решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых эпохой Просвещения. С этой целью в 1767 г. Екатерина И принялась за составление своей знаменитой инструкции - "Наказа Комиссии о составлении проекта нового Уложения". При его составлении она, по собственному признанию, "обобрала" Монтескье, разработавшего идею разделения властей в государстве, и других его последователей. Ее политика просвещенного абсолютизма предполагала правление "мудреца на троне". Она была хорошо образована, знала сочинения просветителей - Вольтера, Дидро и др., состояла с ними в переписке.
Ей удалось ввести их в заблуждение, они считали ее благодетелем всей нации, покровителем искусств. Вольтер называл ее "северная звезда", а в письме к одному русскому корреспонденту писал: "Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу". Об отношении Екатерины И к взглядам просветителей свидетельствует ее воспоминание о встречах с Дидро: "Я долго с ним беседовала, но более из любопытства, чем с пользой. Если бы я ему поверила, то пришлось бы преобразовать всю мою империю, уничтожить законодательство, правительство, политику, финансы и заменить их несбыточными мечтами". "Наказ"
- компиляция, составленная по нескольким произведениям просветительского направления того периода. Главные из них - книги Монтескье "О духе законов" и работа итальянского криминалиста Беккариа (1738-1794) "0 преступлениях и наказаниях".
Книгу Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл. "Наказ" состоял из 20 глав, к которым затем были прибавлены еще две. Главы разделены на 655 статей, из которых 294 были заимствованы у Монтескье. Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками, проводившим новый взгляд на вменяемость преступлений и целесообразность наказаний. "Наказ" был проникнут гуманным и либеральным духом. Он утверждал необходимость самодержавия в России ввиду обширности пространства Империи и разнообразия ее частей. Цель самодержавного правления не то, "чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра". [7]
В "Наказе" императрицы цитаты из сочинений просветителей использовались для обоснования крепостного права и сильной самодержавной власти, хотя и были сделаны определенные уступки развивающимся буржуазным отношениям. Черты просвещенного абсолютизма просматриваются в создании судов, отделенных от административных учреждений, реализации выборного начала при замещении некоторых должностей, в бессословном обучении, провозглашенном в 1786 г. при организации губернских и уездных училищ.
Заключение.
Крестьянская война 1773-1775 гг. Емельяна Пугачева (1740 или 1742-1775) и Великая французская буржуазная революция 1789 г. положили конец заигрываниям Екатерины и ее окружения с идеалами Просвещения. Штурм Бастилии, тревожные сведения о сожжении дворянских замков напоминали русским феодалам о крестьянской войне в России.
Получив известие о казни Людовика XVI, двор объявил шестидневный траур в Петербурге. Россия стала пристанищем для французских изгнанников. Любая информация о событиях во Франции подвергалась строжайшей цензуре, были разорваны дипломатические отношения с Францией.
Одновременно усилилась и внутренняя реакция. Первой жертвой стал писатель, мыслитель А.Н. Радищев (1749-1802) - автор "Путешествия из Петербурга в Москву". В 1790 г. А.Н. Радищеву был вынесен смертный приговор, замененный в 1792 г. ссылкой в Тобольск сроком на -10 лет. Вслед за Радищевым репрессиям был подвергнут издатель Н-И. Новиков (1744-1818), который в 1792 г. был арестован и заточен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Судьбу Радищева и Новикова разделили и некоторые другие активные представители Просвещения.
Эти факты знаменовали открытый конец политике просвещенного абсолютизма в России.
В истории России едва ли можно найти время, равное по своему значению преобразованиям первой четверти XVIII в. С деятельностью Петра 1 историки связывают новый период русской истории, преобразования оставили глубокий след прежде всего тем, что они охватили самые разнообразные сферы жизни страны.
В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость, зарождались элементы капиталистического уклада.
Политику Петра 1. направленную на развитие российской промышленности, продолжили Елизавета Петровна и Екатерина 11. во второй половине XVIII в. производительные силы России сделали большой шаг вперед не только в количественном отношении, но и в качественных параметрах. Формируется всероссийский рынок. расширяется применение вольно-наемного труда, создается банковская система, развивается рыночная инфраструктура - в России стал необратимым процесс складывания капиталистических производственных отношений, несмотря на это господствующее положение в стране занимало дворянство, обладавшее монополией на землю и на крестьянский труд.
С императрицей Екатериной И связана политика просвещенного абсолютизма в России. Век принизывала идея внесословной ценности человека, носителями которой были выдающиеся деятели русского Просвещения. Враждебное отношение к Французской революции, преследование передовых людей внутри страны свидетельствовали о конце этой политики.
Список литературы:
1.Алекссев С. Петр 1. –М., 1995.
2.Баггер Х. Реформы Петра. –М., 1985.
3.Буганов В. Петр Великий и его время. –М., 1988.
4.Валишевский К. Петр Великий. –М., 1993.
5.Всемирная история./Поляк Т. –М., 1997.
6.История Европы. Т. 4. Европа Нового времени. –М., 1994.
7.История СССР с древнейших времен до наших дней. –М., 1981.
8.Мунчаев Ш. История России. –М., 1996.
Орлов . История России. –М., 1997.
Человек: мыслители прошлого и настоящего о жизни, смерти, бессмертии.- М., 1991.
[1] Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. –М., 1991, с. 362
[2] История Европы. Т. 4. Европа Нового времени. –М., 1994, с. 251
[3] Всемирная история./Поляк Т. –М., 1997, с. 250
[4] Баггер Х. Реформы Петра 1. –М., 1985, с. 87
[5] Буганов в. Петр 1 и его время. –М., 1988, с. 42
[6] Валишевский К. Петр Великий . –М., 1993, с. 76
[7] Всемирная история./Поляк Т. –М., 1997, с. 262