Смекни!
smekni.com

Европа от средневековья до Второй мировой войны (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ:

ЗАДАНИЕ 1 Каковы экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития стран Европы в средние века ?

ЗАДАНИЕ 2 В чем, по вашему мнению, состоит историческая обусловленность эпохи просвещения. Охарактеризуйте национальные особенности Просвещения по странам

ЗАДАНИЕ 3 Что вызвало Вторую мировую войну, какой была расстановка участвующих в ней стран, какие этапы она прошла и как закончилась ?


ЗАДАНИЕ 1

Каковы экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития стран Европы в средние века ?

Хронологические рамки периода средневековой ци­вилизации определяются историками неодинаково. Дол­гое время отечественные исследователи, рассматривая средневековье как время эволюции феодального способа производства, начинали эту эпоху с падения Западной Римской империи (476) и завершали ее началом англий­ской буржуазной революции (1640). Зарубежные ученые, не опираясь на теорию формаций, принятую марксист­ской наукой, относили начало средневековой эпохи к VIII в., когда вследствие арабских завоеваний прервались торговые коммуникации в Средиземном море, действо­вавшие с античных времен, и окончательно установились натуральнохозяйственные отношения.

Проблемы общественных отношений в средневековой истории

Одной из важных особенностей западноевропейской цивилизации является зарождение и развитие производ­ственных отношений, основанных на земельной собствен­ности.

Феод — земельное владение, пожалованное сеньором сво­ему вассалу, обязующемуся за владение феодом служить сеньору.

В отечественной историографии долго было принято считать период с конца V до середины IXв. раннефео­дальным, но в последние десятилетия авторы, продолжающие стоять на позициях формационного анализа, при­шли к выводу, что точнее было бы рассматривать это время , как дофеодальный период, поскольку феодальные общест­венные отношения еще не стали господствующими. Отчуждение земельных владений в виде обмена или дарения приводило к складыванию условных форм земельного имущества, что являлось признаком зарож­дающихся феодальных отношений.

Свободные люди часто передавали свои земельные уча­стки в собственность монастырям и крупным магнатам, добиваясь их покровительства и стабильных условий существования. Во многих случаях представители церкви силой или обманом принуждали владельцев отказывать­ся от земельных участков в пользу монастырей. Такой же практики придерживались королевские дружинники и должностные лица. При этом земледельцы продолжали обрабатывать свои наделы, но уже как находящиеся в их пользовании без права отчуждения, тогда как право соб­ственности на землю концентрировалось в руках монас­тырей и светских землевладельцев.

Таким образом, перераспределение земельной соб­ственности в I тыс. происходило без отрыва непосред­ственного производителя — крестьянина — от земли как основного средства производства. Крупные земельные собственники не были заинтересованы в отделении про­изводителя от условий его труда, они нуждались в ра­бочих руках для производства продуктов в своих скла­дывающихся владениях.

Все это вело к складыванию экономической основы нового общественного строя — вотчины как основной хозяйственной ячейки средневекового общества. Поня­тие вотчина нельзя смешивать с понятием феод. В вот­чине воплощалась связь между феодалами и основными производителями — крестьянами, — выступающая преж­де всего как экономическое отношение. Факт же пере­дачи феода сеньором вассалу за службу предусматривал социально-политические отношения внутри сословной иерархии. Средневековая вотчина обладала двойствен­ной структурой, разделяясь на господский домен (земля, занимающая до 1/3 всей вотчины) имансы — крестьян­ские наделы. На домене применялась барщина (отрабо­точная рента), которая до XII в. оставалась в Западной Европе преобладающей формой эксплуатации.

В условиях господства натуральнохозяйственных от­ношений средневековая вотчина смогла к началу XII в. реализовать заложенные в ней важные возможности: ре­гулировать воспроизводство рабочей силы таким обра­зом, что если в IX в. во Франции приходилось около 2.1 ребенка на семью (по данным Ю. Л. Бессмертного), то к началу XV в. в семьях в среднем выживало по 3,6 — 5 детей, а в зажиточных семьях — до 8 детей. Благоприят­ные демографические процессы, хотя и неравномерные (резкий спад численности населения имел место в XIV в. в связи с тяжелыми эпидемиями), создавали дополни­тельные жизненные ресурсы для дальнейшего динамич­ного развития цивилизации. В X в. началась реализация другой экономической потенции — внутренней колони­зации земель, т. е. расчистки лесных массивов под паш­ни и осушение болот. «Эпоха великих расчисток» про­должалась и в XI в. Наконец, в рамках феодальной вот­чины происходили первые этапы отделения ремесла от сельского хозяйства под непосредственным покровитель­ством феодала, нуждающегося в услугах ремесленников для строительства замков и крепостных сооружений, про­изводства металла, выделки оружия и доспехов. Создан­ный трудом производительного населения продукт превращался в железо и камень, а Европа, по выражению хрониста Рауля Глабера, «одевалась в белый наряд бур­гов» (городов).

Итогом процесса развития и становления вотчин ста­ла возможность европейской цивилизации выдержать в IX—X вв. испытания извне, отразить арабскую угрозу со стороны Пиренейского полуострова (битва при Пуатье в 732 г.), нападения норманнов, выходцев из Скандина­вии, которые в начале X в. угрожали Парижу, вынудив предоставить им северо-западную часть Франции — Нор­мандию.

Складывание новых отношений в области экономики вело к важным социально-политическим последствиям. К XI в. сложилась и получила религиозные санкции но­вая социальная структура общества, существенно отли­чающаяся и от первобытных порядков древних герман­цев, и от римских. Возникло деление общества на три сословия, не потерявшее своего значения до конца XVIII в. Церковь учила, что каждому человеку Господом отведено место в одном из трех сословий: молящихся (ду­ховенство), воюющих (светские сеньоры — рыцари) и ра­ботающих (горожане и крестьяне). Права и обязанности каждого сословия передавались по наследству. Согласно этой модели горожане и крестьяне, хотя и входили в низ­шее сословие, признавались необходимыми членами об­щества и обладали определенными юридически закреп­ленными правами. Тем самым средневековое общество уважало их труд, отвергая свойственное античным нра­вам презрение к физической работе.

Значимым социальным явлением средневековья ста­ло формирование рыцарства и рыцарской культуры.Ры­цари становились носителями особых ментальных цен-нЪстей: безудержной храбрости, воинственности, верно­сти взятым на себя обязательствам, щедрости, преданно­сти своему сеньору, стремления отомстить за оскорбле­ние.

Средневековая эпоха многое предопределила в раз­витии западноевропейской цивилизации во всех сферах общественной жизни. Но у исследователей нет полной ясности в вопросе о причинах и путях формирования производственных отношений. Мнения расходятся относительно времени складывания отношений личной за­висимости.

В Западной Европе не существовало системы крепост­ного права, подобной той, что была в России, поскольку крестьяне не исключались из правовых отношений, даже отношения лично зависимых крестьян с землевладельца­ми регулировались сначала поместным обычаем, а потом, когда была произведена его запись, поместным правом. Поэтому вряд ли следует абсолютизировать фактор клас­совой борьбы в феодальном обществе. До XIV—XV вв. между феодалом и крестьянином существовала экономи­ческая взаимозависимость, исключающая масштабные проявления классовых противоречий.

Город в системе цивилизации в X-XI вв.

В средние века в Западной Европе происходит важ­нейший в ее истории процесс — урбанизация. Начинают расти и возрождаться старые города, оставшиеся со вре­мен Римской империи, и возникать новые. Урбанизация стала следствием многих предпосылок.

Маленькие городки, возникавшие в тени замков мо­гущественных сеньоров, приносили им доход в виде по­шлин с торговли и ремесел, штрафов и других платежей. Сеньор становился в городах, возникающих на его тер­ритории, главным судьей, возглавлял управление и на­значал должностных лиц. Европейские города возникали на основе высокой степени отделения ремесла от сельского хозяйства.

Первоначально города сохраняли связь с землей, бюр­геры владели покосами, лугами, виноградниками, дер­жали скот. Но по мере роста городов они отдалялись от сельскохозяйственных занятий и сосредоточивались на ремесле и торговле, обменивая ремесленные изделия на продукты питания. В городах стал формироваться осо­бый экономический уклад — простое товарное производ­ство, — отличающийся от феодальных отношений. Про­стое товарное производство — экономический уклад, при котором труженик в лице ремесленника является одновре­менно и собственником (мастерская, сырье, набор прими­тивных ручных инструментов, специализированные навыки и умения). В отличие от крестьянина ремесленника ник­то не наделял средствами производства, он не был объек­том экономической зависимости, отличаясь большим ста­тусом личной свободы. Не напрасно в Западной Европе бытовала поговорка: «Городской воздух делает человека свободным» и существовал обычай, по которому беглый крестьянин становился свободным, если ему удавалось скрываться внутри городских стен ровно один год и один день. Важной чертой простого товарного производства была органическая связь ремесленника с рынком, по­скольку каждая изготовленная им вещь предназначалась для обмена на продукты питания или продажи.