Радищев не видел различий в историческом развитии и положении России и Европы. Ему казалось, что революционный переворот в состоянии решить все проблемы общества и принести народу истинную свободу. Эти идеи и были выражены Радищевым в его "Путешествии из Петербурга в Москву", изданном в "1790 г. (Радищев напечатал книгу тиражом 600 экз., в продажу поступило только 25 экз.). Книга вызвала "великое любопытство публики". Екатерина II, ознакомившись с этим произведением, написала на его полях: "…Бунтовщик, хуже Пугачева". Таким образом, А.Н. Радищев первым в России связал проблему уничтожения крепостного права с необходимостью ликвидации самодержавия.
3.12 Литература
Русская литература второй половины XVIII в. по преимуществу была дворянской. Народное творчество в силу специфики условий труда было устным, в нем были такие жанры, как песни, сказания, сатирические сказки, юморески. Дворянская литература развивалась в жанре классицизма. В этот период сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). "Имя основателя и отца русской литературы", по словам В.Г. Белинского, по праву принадлежит М.В. Ломоносову.
Основоположником новой русской драматургии был А.П. Сумароков (1717 - 1777), поэт и драматург. Он происходил из старинного дворянского рода, учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи, подражая В.К. Тредиаковскому. Стихи А.П. Сумарокова несут на себе сильную печать од М.В. Ломоносова, но вскоре поэт избирает иной жанр, принесший ему популярность - любовные песни. От песен А.П. Сумароков перешел к любовным трагедиям в стихах. До его первых трагедий - "Хорев" (1747), "Гамлет" (1748), "Синав и Трувор" (1750) - русская драматургия жила традициями т.н. школьной драмы XVII в. с ее аллегорическими сюжетами и условно-мифологическими персонажами. А.П. Сумароков впервые в истории русского театра соединил любовные темы с общественной и философской проблематикой. Появление трагедий послужило стимулом для появления Российского театра, директором которого А.П. Сумарков был в 1756-1761 гг. В конце 50-х - начале 60-х гг. Сумароков пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными. В 70-е гг. он пишет свои лучшие комедии - "Рогоносец по воображению", "Мать - совместница дочери", "Вздорщица" (все - 1772), и трагедии "Дмитрий Самозванец" (1771), "Мстислав" (1774). Произведения Сумарокова способствовали воспитанию человеческого достоинства, гуманизма, высокой морали и чести.
Будучи сторонником крепостного права, он критиковал его крайности Творчество Д.И. Фонвизина (1745- 1792) положило начало обличительно-реалистическому направлению русской литературы. В своих произведениях он критиковал отдельные недостатки крепостного права. В 1764 г. он сочинил свою первую, стихотворную комедию "Корион". Действие в ней происходит в подмосковной деревне и заключается в изложении сентиментальной истории влюбленных Кориона и Зеновии, разлученных по недоразумению и благополучно соединяющихся в финале. В к. 1760-х Д.И. Фонвизин пришел к замыслу оригинальной русской сатирической комедии. Первым образцом в этом роде явилась его комедия "Бригадир" (1766-69), в которой высмеивалось невежество, взяточничество, раболепство перед всем иностранным "благородного сословия". Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия Недоросль (1779-1781). Это "комедия нравов", живописующая домашний быт дикой и темной семьи провинциальных помещиков.
Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р. Державин (1743-1816). Он создал свой поэтический стиль, нашедший наиболее яркое выражение в стихотворениях "Ода на смерть кн. Мещерского" (1779), "Ода к Фелице" (1782), "Бог" (1784), "Осень во время осады Очакова" (1788), "Видение Мурзы" (1789), "Водопад" (1791-94) и др. Первая "Ода к Фелице", утвердившая поэтическую славу Державина, вызвала восторженные отзывы многих современников. В ней блестяще отразились некоторые важные черты, характеризующие царствование Екатерины II: рост русской государственности, героика военных побед, национальный патриотизм.
На рубеже XVIII - XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к конкретному человеку и его чувствам. Героем художественных произведений стал простой человек. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина (1766-1826) - русского мыслителя, историка, поэта. В 1792 г. была издана его повесть "Бедная Лиза", которая стала одним из первых произведений русской сентиментальной литературы XVIII века. переживаний, способности любить и страдать. Просветительская в своей основе литература XVIII в., несла в себе гуманистическое и сатирическое начало. Но вместе с тем, отвечая требованиям эпохи, литература русского классицизма создала образ нового человека - патриота и гражданина. Она способствовала утверждению внесословной ценности человека и решительно боролась с жестокостями крепостничества.
3.13 Театр
Середина XVIII в. - важный этап в становлении отечественного театра. В 1756 г. в Петербурге был создан первый русский драматический профессиональный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым (1729-1763) (См. дополнительный хрестоматийный материал). Ф.Г. Волков родился в богатой купеческой семье в Ярославле (См. дополнительный иллюстративный материал). Надежды родственников на приобщение его к купеческому делу не оправдались. Он смолоду жил идеей театра. В 1750 г. Ф.Г. Волков организовал любительскую драматическую труппу. Выступления труппы были настолько удачны, что слух о ее успехах дошел до столицы. В 1752 г. ярославцы были вызваны в Петербург, где выступали на придворной сцене. В 1756 г. императрица Елизавета Петровна издала указ о создании Российского публичного театра, куда вошла значительная часть труппы Ф.Г. Волкова. В этом театре Ф.Г. Волков занимал положение первого трагика. Первым директором этого театра стал известный поэт и драматург А.П. Сумароков. Вдохновенная игра Ф.Г. Волкова покоряла зрителей, но его век был недолог: простудившись на лютом февральском морозе во время маскарадного шествия по случаю коронации Екатерины II, он умер в 1763 г. в возрасте 34-х лет. Во второй половине XVIII в. в Петербурге действовали вольные, любительские и крепостные театры. Широко известными были императорский, театр "малого двора" (великого князя Павла Петровича), школьный театр при Сухопутном шляхетском корпусе, театры Академии художеств, Института благородных девиц. В 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил поэт И.А. Дмитриевский. На сцене этого театра впервые были поставлены пьесы Д.И. Фонвизина. Театр просуществовал недолго: в 1783 г. он был закрыт по указу Екатерины II. В северной столице по-прежнему процветали итальянская, немецкая и французская труппы. В Москве театральные представления разыгрывались в университете итальянской труппой Д. Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, в репертуаре которого имелись драматические, оперные и балетные спектакли. Театральные труппы существовали в столицах, некоторых провинциальных городах. Своеобразным явлением русской культуры второй половины XVIII - начала XIX в. был крепостной театр. Драматические и оперные спектакли с успехом ставились в крепостных театрах А.Л. Нарышкина, Н.С. Титова, Г.А. Потемкина, у Юсуповых, Шуваловых. Некоторые из крепостных театров, например графа Н.П. Шереметева в Останкине, князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, были широко известны среди любителей-театралов. На крепостной сцене выступали многие талантливые актеры и музыканты, в театре Шереметевых славилась своей великолепной игрой П.И. Ковалева-Жемчугов (1768-1803).
3.14 Музыка
Во второй половине XVIII в. музыкальная жизнь России ярко преобразилась. Сохранив свой самобытный облик, она стала более европейской. Хоровое партесное пение приходит в упадок. Это было связано с появлением в России высокообразованных итальянских музыкантов, принесших в Россию жанр светской музыки. На рубеже XVIII-XIX вв. в русской песенной культуре прочное место заняла народная песня, имея приверженцев во всех слоях общества. Об этом времени поэт Г.Р. Державин сказал: "Век был песен". В быту пелись песни "простонародные", "книжные", русские, цыганские, крестьянские, городские, любительские и профессиональные, "российские" и завезенные с Запада. В конце XVIII в. появился жанр камерной лирической песни (романс), текст которой обычно заимствовался из русской поэзии. Расцвет этого жанра связан с творчеством двух замечательных русских музыкантов - Ф.М. Дубянского и О.А. Козловского. Ф.М. Дубянский вошел в историю русского искусства как автор всего лишь шести романсов, но которые являются вершинами этого жанра. Его романсы - это мир интимных переживаний, сочетающих изысканность и открытую эмоциональность, что тогда любителями песен ценилось очень высоко. Ф.М. Дубянский "проснулся знаменитым" после сочиненного им сентиментального романса "Стонет сизый голубочек" на стихи И.И. Дмитриева: О.А. Козловский был автором музыки симфонической, театральной, камерной, маршей. Поляк по национальности, он приехал в Россию молодым человеком, и в России его талант музыканта раскрылся в полной мере. Композитор участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. и дослужился до чина премьер-майора. Громкую славу О.А. Козловскому принес полонез "Гром победы, раздавайся!" на стихи Г.Р. Державина, посвященные взятию русскими войсками в 1789 г. турецкой крепости Измаил. До появления официального русского национального гимна "Боже, царя храни!" в 1833 г. полонез распевался как национальный гимн. Композитор также писал музыку на стихи известных в то время поэтов - А.П. Сумарокова, Ю.А. Неледицкого-Мелецкого, Г.Р. Державина. Преувеличенная патетика, излишняя сентиментальность его музыки были очень востребованы в то время. Ведущим музыкальным жанром становится опера. В театральном репертуаре преобладала комическая опера - особый жанр, опера с диалогом, где вокальные номера перемежаются с разговорами действующих лиц. В операх действовали крепостные крестьяне, обиженные своими помещиками, злые и добрые дворяне, хитроумные мельники, наивные и прекрасные девушки. Самой любимой музыкальной комедией XVIII в. стала опера М.М. Соколовского на текст писателя А.О. Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и сват" (пост. в 1779 в Москве, затем в Петербурге).