Смекни!
smekni.com

Военные реформы Петра І (стр. 2 из 6)

·Немцы и шведы отняли у Литвы и России восточное побережье Балтики. Хотя Новгород и владел берегом Финского залива, но, не имея удобных гаваней, в своей западной торговле Россия зависела от немцев. Подчинив Новгород, Москва изгнала ганзейских купцов, но полностью избавиться от немецкого влияния не получилось: В XVI веке Иван Грозный, пользуясь упадком Ливонии, объявил ей войну с целью захвата балтийского побережья. Из-за войны Ливония вынуждена была присоединиться к Речи Посполитой на правах провинции. Проиграв войну, Московское государство было полностью отрезано от Балтики.

Правление царевны Софьи было неоднозначным с точки зрения развития внешней политики. В 1686 году Польша подписала «вечный мир», уступая Москве все, что было ею завоевано в XVII веке (и главное - Киев), ища себе союзника в войне против Турции. По этому союзу Москва должна была начать войну с Турцией и Крымом, ей подчиненным. Князь Василий Васильевич Голицын совершил два похода на Крым (1687-1689). Оба похода были неудачными.

Подведем итог: ко времени Петра I Московское государство достигло неравномерных успехов во внешней политике. Более успешно шла борьба с татарами, менее успешно – со шведами. Однако окончательная цель – свободный выход в Черное и Балтийское моря и достижение твердых естественных границ России – не была выполнена. Для достижения этой цели у России до Петра не хватало ни политической, ни военной силы.

4. Насущная необходимость реформ

В создании регулярной армии Петру I не пришлось начинать с полного нуля: первым шагом к созданию регулярного войска в России было образование стрелецких полков в 1550 году.

Стрельцы (особенно «выборные» или «московские») состояли на постоянной службе, имели довольно четкую военную организацию в мирное и военное время, получали от государства денежное и хлебное жалование и даже проходили некоторое военное обучение. Они сводились в приказы численностью около 500 - 1000 человек. Приказы делились на сотни, а сотни – на пятидесятки и десятки. Систематических военных занятий со стрельцами не велось. В мирное время их служба ограничивалась несением караулов и выполнением полицейских функций. Однако со временем сближаясь с посадским населением, они «обрастали» имуществом, ремеслами, торговлей, превращаясь еще и в орудие дворцовых интриг и переворотов. Таким образом, стрельцы не могли стать опорой молодого, укрепляющегося абсолютизма и не могли составить костяк новой, регулярной армии, способной не только оборонять государство, но и помочь усилить его международный авторитет.

Кроме стрельцов ядром русской армии XVII века считалось и дворянско-боярское поместное ополчение. Вызванные на сборные пункты по случаю войны дворяне одного уезда объединялись в сотни, а сотни уже распределялись по полкам. После окончания войны сотни распускались и в следующий раз формировались заново. Все дворяне должны были являться на службу вооруженными, на коне и со своими людьми

Особое место в системе вооруженных сил России занимали казаки. В поисках лучшей доли многие бежали в малообжитые земли – на р. Дон, Волгу (в южные степи) и на Урал. Во второй половине XVI века там накапливается вольное население, получившее название «казаки», т.е. вольные люди. Они быстро образовывают общины, управляемые выборными атаманами, есаулами, сотниками.

В апреле 1630 года воеводам многих городов было разослано указание о наборе на солдатскую службу беспоместных детей боярских. Солдатам-боярам полагались казенные жалование, кормовые деньги, пищаль, порох и свинец. Для обучения они должны были явиться в Москву. Но сентябрю 1630 года на службу записалось только 60 человек. Тогда власти разрешили записывать в солдаты и казаков, и татар, а позже – всех добровольцев. В итоге к 1694 году было набрано 6 солдатских полков по 1600 рядовых и 176 офицеров в каждом полку. Полк делился на 8 рот, каждая рота состоит из 200 рядовых (120 пищальников и 80 копейщиков), 6 капралов, 3 сержантов, 3 барабанщиков, лекаря, подьячего, каптенармуса, квартирмейстера, прапорщика и поручика5.

В июне 1632 года началось формирование Рейтарского (конного) полка. Сюда дворяне записывались охотно, так как:

·конница всегда считалась привилегированным родом войск;

·за рейтарскую службу платили вдвое больше, чем за солдатскую;

·из казны получали по карабину, два пистолета, латы и шашку.

Рейтарский полк состоял из 12 рот (по 167 человек), во главе роты – ротмистр; всего в полку было 2400 человек6.

К концу XVII века численность русского войска значительно выросла: если в 1650-1651 гг. была армия в 130.000 человек, то в 1682 году армия насчитывала 214.500.

Изменение состава повлекло и изменение организации войска: дворянское ополчение в мирное время не имело никакой военной организации; стрельцы и казаки существовали постоянно, но не были объединены в войсковые соединения; и только появление полков нового строя привело к образованию войсковой организации в мирное время в виде Разрядов, Разрядных полков.

Большим недочетом в организации военного дела была распыленность центрального военного управления между множеством приказов, а так же двойственность в комплектовании армии: одновременно с полками нового строя сохранялись и ратники сотенной службы.

Одним из главных преимуществ полков нового образца перед старой службой являлось систематическое обучение их военному делу. В 1647 году по указу царя Алексея Михайловича в Москве был издан устав «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей».

Подведя итоги, можно сказать, что к концу XVII века Россия имела вполне сформировавшееся регулярное войско, рядом с которым существовали и остатки старого поместного ополчения. Правительство располагало сотнями тысяч вооруженных ратников и вместе с тем ясно сознавало отсутствие правильной организации, централизованного управления и боевой готовности своих войск. И у стрелецких полков, и у полков нового строя был крупный недостаток: стрельцы и солдаты были не только военными людьми, т.е. занимались не только военной службой. Россия обладала промышленной базой, позволявшей вооружать армию в достаточном количестве. Были офицерские кадры и опыт боевых действий. Регулярная армия уже существовала, но не было только Человека, который этот огромный потенциал реализует. В условиях русского абсолютизма таким человеком мог стать только сам царь.

5. Истоки и начало реформ

Важным шагом к созданию регулярной армии Петра I явилась организация потешных полков. Из кремлевской Оружейной палаты в Преображенское к Петру таскали разные военные вещи – оружие, знамена, порох, свинец. Кремлевский арсенал постепенно перекочевал в Преображенское.

По старому обычаю, когда царевичу исполнилось 5 лет, к нему из придворной знати назначили в слуги, в стольники и в спальники «породистых сверстников». Петр, увлекшись военными делами, начал верстать в свою службу молодежь из спальников, дворовых конюхов, сокольников и кречетников. Из них в ноябре 1683 года были созданы 2 роты (всего около 50 человек), которые путем набора всех «вольноохочих» (как из дворян, так и из холопов) выросли в 2 батальона, по 300 человек в каждом. При этом надо заметить, что все они действительно служили и за свою потешную службу получали жалование, как настоящие служилые люди.

Постепенно игра все больше приближается к реальности: потешные были одеты в солдатские мундиры западного образца, получили полное настоящее солдатское вооружение; были назначены штаб-офицеры, обер-офицеры и унтер-офицеры; в рощах Преображенского постоянно шла тяжелая солдатская выучка.

Чтобы приучить солдат к осаде и штурму крепостей, в 1685 году на реке Яуза была построена «потешная крепость» - «городок Плесбурх» (или Пресбурх). Крепость осаждали с мортирами и всеми приемами военного осадного искусства. Здесь уже Петр не мог обойтись своими скудными знаниями – и начинается тесное знакомство царевича с Немецкой слободой.

В 1684 году иноземный мастер Зоммер показал Петру гранатную стрельбу.

В 1687 году князь Яков Долгорукий привез царевичу из Франции в подарок астролябию. Освоить ее сам 15-летний Петр не мог, пришлось звать «знающего человека» - голландца Франца Тиммермана. Он оказался человеком высокообразованным и смог обучить Петра арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации. После этого Петр был окончательно покорен западной культурой и уже к началу 1690-х годов среди потешных почти все офицерские должности заняли иноземцы (но главным командиром обоих потешных полков был поставлен русский – Автомон Михайлович Головин, комнатный стольник Петра)

В 1691 году из потешных отрядов формируется 2 полка – Преображенский и Семеновский. Значение этих полков для будущей петровской регулярной армии огромно: через эти полки пройдут почти все будущие высшие офицеры и сановники. Эти полки станут настоящей кузницей офицерских кадров русской армии.

Дополнительно были созданы еще 2 выборных московских полка – Бутырский (командир - Гордон) и Лефортовский (командир – Лефорт).

Постепенно командование всеми вооруженными силами сосредоточилось в Преображенском приказе – «избе». Большое внимание уделялось одиночной подготовке, особенно стрельбе в цель и действиям гренадеров, которые впервые были введены в количестве одной роты в полку Гордона. После обучения отельных полков переходили к обучению совместным действиям пехоты, конницы и артиллерии. Завершались такие занятия ежегодными маневрами. Самые большие маневры прошли в 1691, 1692 и 1694 гг.