Смекни!
smekni.com

Военные реформы Петра І (стр. 3 из 6)

Маневры 1691 года ставили главной задачей научить совместным действиям пехоту и конницу. Эти маневры были двухсторонними: на одной стороне - 4 выборных полка, а на другой – стрельцы и дворянское ополчение. В ходе «сражения» победило войско нового строя.

Маневры 1692 года велись с целью обучить пехоту действиям на судах. Но Переяславское озеро, где шли маневры, было очень тесным даже для речного флота (размеры озера всего 8 x 6 верст). Поэтому Петр пришел к необходимости строить морской флот – на Белом море. С этой целью царь в 1693-1694 гг. посещает Архангельск, единственный крупный порт России. В Архангельске Петр I впервые увидел большие, настоящие морские купеческие иностранные суда и понял, как много теряет Россия без развитой морской торговли. Петр немедленно приказал архангельскому воеводе Федору Матвеевичу Апраксину построить возле города, на Соломбальском острове, судостроительную верфь. На этой верфи заложили первый 44-пушечный корабль.

Вернувшись из Архангельска, осенью 1694 года Петр проводит грандиозные маневры под Москвой возле села Кожухово. В излучине Москва-реки построили пятиугольный ретраншемент (укрепленный лагерь), укрепили его валом в 5 аршин высоты и рвом в 4 аршины глубины. Маневры продолжались 3 недели. В итоге «царь Федор Плешбурской» (Ромодановский) разбил «царя Ивана Семеновского» (Бутурлин). Бои шли безо всяких условностей: «убито с 24 персоны пыжами и иными случаями и ранено с 50» свидетельствовал князь Куракин. В маневрах участвовало до 30.000 человек.

Первый азовский поход Петра состоялся уже в 1695 году. Весной 31-тысячное регулярное московское войско с 201 орудием, с запасом пороха в 30.000 пудов и 32.700 гранатами, ядер и бомб, начало поход. В конце июня осадили Азов. Однако армия сильно страдала от недостатка провианта, в то время как 6-тысячный гарнизон Азова получал поддержку с моря. Поместная конница шла на пункты сбора неохотно, тащила за собой огромные обозы (хотя, может быть, именно эти обозы помогли избежать голода). При атаках она не могла выдерживать строй и порядок, сильно напоминая татарскую орду. Еще больше русская армия страдала от «многовластия»: в поход армия вышла будучи разделенной на 4 отряда. У каждого отряда – свой высший командир: Алексей Шеин, Патрик Гордон, Франц Лефорт и Артамон Головин. Сам же Петр I числился только капитаном бомбардирской роты Преображенского полка в отряде Головина. Под Азовом русская армия простояла до осени, захватив лишь 2 каланчи (их построили турки на Дону в 6 верстах от Азова с целью не дать русским судам подвозить припасы для армии). Петр отступил.

Главное внимание теперь царь уделил постройке флота в Воронеже. И к весне 1696 года там было построено 2 фрегата, 4 брандера, 2 гальета, 23 галеры и до 1.000 речных барок. В мае 1696 года. Петр начал второй азовский поход. Во главе 70-тысячной сухопутной армии стоял Шеин, а во главе флота – Лефорт. 19 мая армия Шеина прибыла к Азову. Русский флот блокировал город с моря. Начался штурм. 18 июля Азов сдался. Начавшаяся реформа армии дала первые блестящие результаты. Петр I еще раз убедился в правильности выбранного пути.

Значение азовской виктории заключалось даже не столько в самом взятии Азова, сколько в том, что новый подход Петра I к армии и флоту доказал на практике свою верность.

6. Флот

Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять невозможно. Поэтому Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Флотилия стояла в чужом море, где не было ни одной гавани, которая бы принадлежала ей. Корабли этой флотилии были построены из мерзлого дерева и, по словам иностранных экспертов, годились лишь на дрова. Петр делал все возможное со своей стороны для укрепления и развития флота, по этой причине на смену малограмотным мастерам были приглашены английские и голландские мастера, которые славились своим мастерством в этом деле.

Возникли арсеналы и портовые мастерские. Наскоро были обучены матросы и офицеры. Было устроено общее управление флотом; адмирал Крюйс составил правила морской службы. И уже в 1710г. Черное море пересекали русские корабли.

Первыми русскими матросами были те же “потешные“. Петр I начал заботиться о создании личного состава флота еще в 1697 году: он отправил несколько партий учеников в Венецию, Англию и Голландию. В 1699г. Они вернулись обратно в Россию. Надеясь обнаружить глубокие познания в корабельном и морском деле у учеников, Петр I делает им экзамен в городе Воронеже. Из всех учеников, хотя бы удовлетворительно, экзамен выдержали только 4 человека, Петру пришлось нанять матросов, офицеров и кораблестроителей в Англии и Голландии.

Постройка кораблей велась под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске. Особенно большое строительство разворачивалось в Воронеже, где было создано адмиралтейство. На заготовку корабельного леса и строительство судов мобилизовано свыше 26 тыс. человек. Одновременно шло комплектование флота солдатами Преображенского и Семеновского полков, новобранцами.

Всего за несколько месяцев, к весне 1696 г., был создан Азовский флот, основу которого составляли галеры (16-25 пар весел, две мачты с парусом, несколько пушек, экипаж до 250 человек).

20 (30) октября 1696 г. царь Петр I "указал", а Дума "приговорила": "Морским судам быть" - государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота.

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г.

Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он не долго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю. Петр I приступил к строительству Балтийского флота. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и меднолитейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу - кораблестроительным центром России.

В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше.

В петровский период центр морской торговли России переместился с Белого моря из Архангельска на Балтику в Петербург, ставший крупнейшим торговым портом страны.

7. Реформирование стрелецкого войска

До взятия Азова петровские нововведения в армии не были всеобщими, не касались всей армии в целом. И только с 1698-1699 гг. непосредственно начинается всеобъемлющая полномасштабная военная реформа.

Стрельцы участвовали в обоих петровских походах на Азов. В первом походе – 12 стрелецких полков, во втором – 13 полков. В походах стрельцы участвовали и раньше, но тогда дело ограничивалось летними месяцами, а на зиму они возвращались в Москву к привычным занятиям торговлей и промыслами. После взятия Азова в крепости были оставлены 6 солдатских и 4 стрелецких полка. Общая численность стрельцов: 2659 урядников и рядовых, 8 полковников и подполковников и 30 капитанов. На них возлагались обязанности не только отражать возможные попытки османов вернуть крепость, но и восстановить ее бастионы и построить новые.

Летом 1697 года стрельцам, перезимовавшим в Азове, было велено идти к Москве. Но уже в пути случилось новое распоряжение: полкам надлежало отправиться на польскую границу – в Великие Луки. Вместо встречи с семьями предстояли новые испытания – жить в малонаселенной местности, терпеть голод и нужду

Среди стрельцов разносятся слухи о том, что их навсегда вывезли из Москвы и что стрелецкому войску грозит гибель. Виновниками своих бед стрельцы считали бояр и иностранцев (Петр I в это время в составе «Великого посольства» был в Европе). Стрельцы самовольно идут в Москву. Но по дороге их встретили и разбили регулярные войска под командованием Шеина, Гордона, Кольцова-Мосальского (всего 3700 ратников и 25 пушек)34. После этого Шеин проводит расследование и казнит 722 бунтовщика. Потом в Москву вернулся Петр, было казнено еще более 1.000 стрельцов. Жизнь сохранили только стрельцам в возрасте от 14 до 20 лет – их били кнутом.

Этот последний стрелецкий бунт еще больше усилил настоящую ненависть и страх Петра к стрельцам. Поэтому царь решает раз и навсегда уничтожить их. Всего за участие в бунте было казнено более 1.700 стрельцов, остальных разослали по разным городам и записали в другие полки.

Таким образом, некогда знаменитое имя стрельцов жило еще около трех лет, верные царю стрелецкие полки получили новые названия. Стрелецкое войско прекратило существовать.

Вместо него в конце 1699 года были сформированы сначала 2 дивизии – Автомона Головина и Вейде (состоявшие из 18 пехотных и 2 драгунских полков). Позже создали еще 1 дивизию – под командованием Никиты Репнина38. На укомплектования этих дивизий были направлены офицеры и солдаты расформированных рот полков нового строя (в основном 1-го и 2-го Московских выборных полков). Они составили костяк создаваемых дивизий. Остальная часть солдат пополнялась путем набора даточных людей (с 1705 года их стали называть «рекрутами»).

Сам уклад жизни стрельцов, склонных более преуспевать в хозяйских заботах, нежели в военных, способствовал выполнению ими полицейских функций в столице. Но даже в качестве полицейской силы стрельцы показали себя ненадежными – потому что превратились в орудие дворцовых интриг. Именно поэтому замена стрелецких полков новыми военными частями представлялась Петру I мерой неотложной. Стрелецкий бунт 1698 года только ускорил «раскасование» стрелецких полков и их замену. Их расформирование вряд ли ослабило обороноспособность страны.