Смекни!
smekni.com

Русская сельская община X – начала XX века (стр. 2 из 4)

Обрядов было множество: «вождение колоска» - посвящённый Ладе – богине семейного согласия, Семик – девичий праздник, посвящали Перуну – самому грозному языческому богу – держателю гроз и молний.

Обряды проводились совместно всеми членами общины – селяне просили богов об урожае, о милости княжьей, о семейном согласии, о рождении детей и т.д.

Особой разновидностью общественных работ являлись так называемые помочи, или толоки. Толокой совершали трудоёмкие работы, которые требовали быстрого исполнения. Особенно были распространены толоки при вывозе навоза на поля. Собираются на толоку с женами и детьми. Каждый двор доставляет лошадь и телегу. Мужчины накладывают на дворе навоз на телеги. Дети везут навоз на поля, сидя верхом на лошади. На поле женщины вилами стаскивают навоз понемногу с телеги, причём лошадь постоянно движется вперёд, так что навоз распределяется небольшими кучками по всему полю.

В полдень оживлённая работа прерывается, - все собираются в избу к тому хозяину, чей навоз возят в данное время, и приступают к угощению, которое выставлено хозяином. Пироги, блины, щи с говядиной поедаются в изобилии, а затем следует часовой отдых, и снова работа закипела!

Хотя толокою выполнялась работа тяжелая и не очень приятная, но между тем толока – праздник для всех участников, в особенности для детей и молодёжи.

Глава 3. Изменения и государственное влияние на общины с XXVI вв.

Часто на сельские общины нападали половцы. Из-за небольшого количества общин селяне не могли дать отпор, поэтому сёла пустели, крестьян уводили в плен.

Так же междоусобицы князей переходили в войны.

На рубеже Х-ХII веков произошло сплочение племён в государство. Предки русских, украинцев и белорусов на протяжении X – XIII век составляли единую народность, имели общую культуру и язык – древнерусский.

Дальнейшее развитее федеральных отношений привело к переменам в жизни русских сельских общин. Княжеские дружины стали оставаться в своих владениях, заниматься хозяйственными делами. В это время начали изготовлять деньги, но господствовало всё же натуральное хозяйство.

Каждое княжество обладало правом определять «строй земельный», т.е. внутренний порядок жизни, собирать и содержать войско, иметь органы управления, издавать законы, наводить порядок. Сельские общины были подчинены законам князя. Только сильное княжество могло обеспечить себе независимость власти, поэтому князья старались укреплять свои владения. Период феодальной раздробленности стал периодом подъёма экономики и культуры.

Во время возникновения каких-то вопросов князь пользовался советами старшин, собирались собрания «вече», где участвовало всё население, и правом голоса обладал каждый общинец.

Князя поддерживала дружина, которая не только собирала налоги, но и охраняла владения.

В 1236 г. орда хана Батыя обрушилась на Волжскую Булгарию и захватила её. Войско Батыя продвигалось по русской земле, оставляя после себя пожарища. Пали Коломки, Москва Рязань, Суздаль … Жителей городов и сельских общин забирали в плен, по лесам скрывались уцелевшие от погромов люди, подавленные бедой. Ханы подчинили своей власти русских князей.

В низовьях Волги Батый поставил город Сарай, сделал своей столицей. Возникло новое государство, названное Золотой Ордой. На Русь была положена тяжелая дань.

Сельские общины были в это время полностью подчинены ханским сборщикам дани (баскакам), которые обирали население. Сельские общины приходили в упадок.

Иго ордынское продолжалось два столетья.

После падения ордынского ига произошло ускоренное объединение русских земель. К 30-м гг.XIIв. сложилось крупнейшее государство со столицей в Москве. Свидетельством этого стало создание в1497г. единственного для всей страны судебника. В этом законе содержалась статья о запрещении выхода крестьян в другие места, кроме - Юрьева дня осеннего 26 ноября. Введение Юрьева дня ограничивало свободу передвижения сельских жителей. Но Юрьев день не означал полного закрепощения крестьян.

Создание единого Русского государства привело к расширению его территорий. Но большинство земель находилось в суровых природных зонах. Урожайность (получали в 4 раза больше, чем сеяли) считалась приемлемой. Но развитие сельских общин не стояло на месте. Не стало ордынской дани, хозяйственные занятия получили больше простора. В течение 1 половины XVIв. в России наблюдается экономический подъём. Оживляются земли, используется трёхпольный севооборот применением нового оборудования, рост животноводства. Пока тучнеют нивы, в междупарье, старались побольше навоза вывезти на паровой клин, отчего эту пору называли навозницей. Сдобрить парующее поле – значит, побеспокоиться о ржаном хлебушке на другой год. “Хлеб - всему голова”, с ним связывалось благополучие дома: “Не уродится рожь – по миру пойдёшь”.

Навоз, или назем, - плодородная сила земли. О нём с уст крестьянина слетали яркие выражения: “Возвращай земле долг – будет толк”. “Клади навоз впору, соберёшь хлеба гору”. “Гнои (навоз) сухие – хлеба дорогие”.

С развитием ремёсел, в города, в сельские общины поступали металлические изделия. Значительную роль в развитии сельского хозяйства имели монастыри, которые имели льготы и на их земли охотно селились крестьяне. Государственные налоги были не высокие, а помещик предпочитал получать доход от зависимых крестьян в виде оброка, деньгами или продуктами. Положение сельских общин было вполне сносным.

Более того, во многих местах вырастали торжки, ярмарки, расширялась продажа сельскохозяйственными продуктами. Иностранцы отмечали обилие и дешевизну продуктов.

С конца XV в. государственное писаное право учитывало нормы, определявшие положение мирских сообществ, и регулировало в той или иной степени их отношения с верховной властью и ее представителями на местах. Жалованные грамоты великих князей и судебники 1497 и 1550 гг. законодательно упрочивали положение мирских крестьянских представительств в системе местного управления. Крестьянское владение угодьями в границах общины-волости в равной степени прослеживалось повсеместно, вне зависимости от того, были ли они черносошными, дворцовыми или входили в состав феодальных вотчин. Община-волость обладала немалыми правами, которые в значительной степени вытекали из структуры ее существования. Община-волость возглавлялась волостным сходом, который выбирал должностных лиц волости (старост, сотников, или соцких), раскладывал и утверждал возлагаемые на волость повинности. Эта демократично выборная организация обладала немалой и разносторонней властью; за ней оставались судебно-розыскные функции, сохранявшиеся со времен Русской Правды, организация выполнения государственных повинностей, распоряжение вымороченными и свободными земельными угодьями и прием новых поселенцев, надзор за состоянием общинных угодий и их охрана от внешних посягательств. Все эти хозяйственно-административные, фискальные и полицейские функции общины-волости силой обстоятельств заставляли считаться с ней и центральные дворцовые управления и местных феодалов-соседей. В лице своих выборных представителей община-волость выступала со своими жалобами непосредственно перед верховной властью. Она же охраняла сустановившийся обычай отмечать храмовые праздники с их "пирами" и "братчинами", на которых могли обсуждаться и решаться местные дела. Вместе с тем актовые источники XTV-XV вв. позволяют судить об определенном этапе в истории сословной крестьянской организации в системе феодального государства, в котором именно общинное землепользование, как это ни парадоксально, облегчило верховной власти, не встречавшей сопротивления частных земельных собственников, объявить себя верховным собственником земли, сохраняя за общинами функции местного самоуправления и тем самым инкорпорируя их в систему государственного управления. Следует иметь в виду, что этот этап заложил в крестьянском самосознании глубокий след - двойственная основа земельного права навеки оставалась в сознании крестьян-общинников, а общинная организация оставалась основой сельского существования и хозяйствования, несмотря на серьезнейшие изменения в дальнейшем крестьянского бытия.

XVI век положил начало трансформации общинной организации. Именно с этого времени начались массовые расхищения волостных земель все более и более умножавшимися помещиками. Создание поместной системы привело к гибели общину-волость в центральных уездах России. Община из волостной организации превращалась собственно в сельскую и замыкалась в своей деятельности границами частнофеодальных владений, а жизнь крестьян-общинников регламентировалась "кодексами" помещиков и вотчинников, о чем можно судить по сохранившимся материалам более позднего времени (XVII-XVIII вв.).

В областях, где поместное замлевладение не получило развития, община-волость продолжала существовать, местами вплоть до второй половины XIX в., в ее истории основным мотивом становится борьба с все более усиливавшейся бюрократизацией местного управления. Общины-волости сохранились прежде всего в северной, заволжской части России, в Поморье - от Карелии до Урала. До середины XVI в. местное управление в этом регионе возглавлялось присылавшимися из Москвы кормленщиками, с которыми общины-волости, отстаивая свои прерогативы, вступали в острые противоречия.