Глава 5. Община в XVIII – начале XIX вв.
В законах 1861 года община была оформлена как сельское общество.
Крестьянская община являлась экономическим объединением и низшей административной единицей.
Община распределяла землю среди своих членов, устанавливала правила как использовать пастбища и леса. Закон возлагал на общину обязанности по распределению налогов и сохранению порядка.
Сельский сход решал все важные дела, на них избирался сельский староста. Община строилась на сочетании коллективного землевладения и отдельного ведения хозяйства каждым двором. Община землёй владела черезполостно. Каждый двор получал полосы хорошей и плохой земли, ближней и дальней, на пригорке и в низине. Земля распределялась по числу душ мужского пола. Если рождался мальчик, он получал надел, если умирал мужчина, общество отнимало надел. Такие распределения назывались частными переделами. Но число родившихся превышало умерших, поэтому производился общий передел примерно раз в 12 лет. Некоторые же общины вообще не производили переделов, и никто не знал почему, в одной деревне делали передел, в другой – нет, хотя они были соседними. Но и переделы постепенно ушли в прошлое.
Реформа 1861 года, несмотря на тяжесть выкупных платежей и эксплуатацию со стороны помещиков, ускорило переход крестьян от застойного натурально-потребительского хозяйства к товарно-рыночному.
Одной из функций общины была развёрстка податей и повинностей между дворохозяйствами. В случае недоимок с отдельного двора, за него должна была платить вся община. Но община обычно, старалась не доводить до этого и использовала ряд средств воздействия на недоимщиков: могла продать часть зерна с полос недоимщика, продать часть имущества, послать на заработки в город и даже отдать в рекруты.
Высшим органом крестьянского самоуправления на уровне деревенской общины являлся сход дворохозяев. Решения о мерах против недоимщиков принимались исключительно на общих сходах.
Мир выносил решения по мелким судебным делам, не передавая дела в волостной суд. Приговор нередко тут же и приводился в исполнение: «Парень набедокурил, уличён в мелкой краже – его свяжут, приведут и выпорют».
Выборными органами общинного самоуправления были волостной старшина, староста и деревенский старшина.
Деревенский старшина не являлся официальным лицом и исполнял функции связанные с общей хозяйственной и духовной жизнью общины.
Староста был официальным лицом, избирался на общем сходе сельского общества, куда входили несколько деревенских общин, здесь же ему назначалось определённое годовое жалованье. На сельских старост, в своих действиях опирался волостной старшина, они выполняли все его поручения.
Примечательна речь одного из вновь избранного в 1872 году волостного старшины перед сельскими старостами: «Достопочтенные старосты сельских обществ! Видя единодушное желание волости иметь меня старшиною и зная её незавидное положение, я принял должность и священную присягу исполнять предстоящие мне обязанности согласно своему долгу; но я не надеюсь и не буду в состоянии исполнить своего долга без вашего содействия. Каждый из вас избран своим обществом, как я избран волостью… Так будем же, насколько хватит у нас сил и умения, исполнять свои обязанности – заботиться об общей пользе, прекращать споры и тяжбы, искоренять разврат и пьянство, заботиться, чтобы все в точности исполняли лежащие на обществах денежные и натуральные повинности, приводить в исправность дороги, внушать крестьянам чтобы заботились бы о хорошем воспитании своих детей, любили бы Бога, своего Государя и начальство, которые особенно пекутся о всех нас и жалуют, чтобы все мы были счастливы и благополучны».
В мае 1905 года образуется Всероссийский Крестьянский Союз, съезд Союза высказался за отмену частной собственности на землю, и передачу её в общую собственность народа.
9 ноября 1906 года был издан указ о свободном выходе крестьян из общины, положивший Столыпинской аграрной реформе начало. Главной её целью стало создание широкого слоя крепких хозяйств фермерского типа (кулатских). Эти хозяйства должны были расширить состав среднего класса России. Создать такие хозяйства, реформаторы пытались путём разрушения общины и насаждёния частной крестьянской земельной собственностью. Разрешено было покупать и продавать землю, это способствовало отливу бедных крестьян из деревни и расширению кулатских хозяйств. Крестьянский банк выдавал ссуды на покупку земли. Малоземельные крестьяне переселялись на новые территории: Сибирь, на Урал. В 1917 году в июне реформа была приостановлена. Она не решила поставленных перед ней задач. Крестьяне неохотно переходили к новому способу хозяйствования, так как был большой риск и вычлененность из общины. Крестьянин должен был сам решать проблемы, а специфика ведения крестьянского хозяйства была основана на коллективном решении проблем. Общины пользовались системой чересполосицы: в знойное время хороший урожай ожидали в низинах, в дождливое - на возвышенностях; в засушливых районах общая собственность на землю облегчала решение водоснабжения. Создание хуторов уничтожало сложившуюся веками систему хозяйствования общин.
К 1 января 1916 г. из общин вышла около 2,5 млн. крестьян с 17 млн. десятин земли, что составило всего 26% от общинных дворов и 15 % общинного землевладения. Продавшие землю крестьяне разорялись, а кулакам не хватало средств на организацию хозяйства на новых хуторах.
Кулачество возникло в крестьянской среде в ходе развития товарного производства и оставалось верхушечной, зажиточной частью крестьянства до тех пор, пока последнее сохраняло черты докапиталистического класса-сословия. В России Кулачество стало складываться как класс после крестьянской реформы 1861. К началу 20 в. оно представляло собой самый многочисленный слой капиталистических эксплуататоров: кулацкими были до 1/5 крестьянских дворов. Кулаки с помощью аренды и покупок завладевали крестьянскими, помещичьими и казёнными землями. В их хозяйствах концентрировалась значительная часть с.-х. машин и орудий, поголовья рабочего и продуктивного скота. Они производили до 50% товарного хлеба, владели торгово-промышленными заведениями, содержали трактиры, занимались ростовщичеством, сдавали внаём бедноте рабочий скот и инвентарь под отработки, нанимали батраков. Всё кулацкое накопление было результатом беспощадной эксплуатации деревни, в особенности бедноты и батрачества. Кулачество использовало крестьянскую общину как средство для прикрытия кабальных методов эксплуатации, но для организации капиталистического производства в земледелии община была помехой. Крепостнические пережитки мешали капиталистическому накоплению. Отсюда враждебность Кулачество к помещикам. Против помещичьего гнёта Кулачество выступало как часть крестьянства, остававшегося ещё классом-сословием в той мере, в какой сохранялось крепостничество. Внутри крестьянства возникла и росла социальная война между Кулачество и с.-х. пролетариатом. Эта - «вторая», по Ленину, - социальная война в российской деревне была подчинённой по отношению к «первой» - к социальной войне всего крестьянства против крепостничества, но она уже стала одним из факторов, определявших социальное развитие деревни. После Революции 1905-07 царизм проведением Столыпинской аграрной реформы основательно подорвал общинное землевладение и укрепил Кулачество, стремясь в его лице создать себе прочную опору.
Столыпинская реформа возбудила недовольство в деревне, усугубило противоречия между старым укладом и новым способом ведения хозяйства, между бедными и богатыми общинниками и хуторянами.
В межреволюционный период приходят к мировым судьям, избираемым уездными земскими собраниями. Было введено земское самоуправление.
Но все вопросы, оставшиеся после 1905-1907гг. в отношении земли, крестьянства, общин и в целом аграрный вопрос, остались нерешёнными, а начало мировой войны усугубило их неразрешённость. Из общин забирали мужчин, угодья сокращались, общины беднели. Участие в войне стоило России 2 млн. человек, ещё 5 млн. было ранено или попало в плен. Вызванный войной кризис охватил все сферы жизни российского общества и тяжело лёг на плечи русских сельских общин. Обязательной в общественном мнении общины была общая трудовая помощь в пользу пострадавших: погорельцев, тех, у кого не уродился хлеб, заболевших и др. В тяжелые годы первой мировой войны многие общины принимали решение о «круговой поруке рабочими руками и предметами сельского хозяйства при обработке и засеве полей».
Всё это привело к крушению империи и установлению нового режима.
Таким образом, русская сельская община просуществовала на Руси тысячу лет, до XX века.
Литература
1. “История” – Ростов - на Дону “Феникс “ 2004 г.
2. “Большая школьная энциклопедия” – Москва “Омега-Пресс” 2002 г.
3. “История России (XI – XX вв.)” – под редакцией доктора исторических наук А.Ю. Дворниченко – Москва “Гардарики” 2003 г.
4. “Живица” – В. Пелихов – Москва “Молодая гвардия” 1989 г.
5. В.И. Ленин Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 282-83.
6. Бруцкус Б. Обобществление земли и аграрная реформа. - Русская мысль, 1917, N 11-12, с. 62.
7. Н. Верт «История советского государства» Москва "Прогресс" 1992 г.