Булгары не раз предпринимали попытки вновь обрести независимость. По сведениям персидского историка первой половины XIV в. Рашид ад-Дина, булгарские царевичи Баян и Джику, изъявившие сначала покорность монголам, в 1238 г. «опять возмутились» и подняли народ против поработителей. Именно в это время в окрестностях разрушенного Биляра начинается строительство новой столицы (Балынгузское городище). Получив известия об этом, войска Субудая зимой 1239-1240 гг. пошли против восставших «Билеров, то есть Великой Болгарии и совершенно ее разорили» (Плано Карпини). В 1277-1278 гг. монгольский хан Менгу-Тимур совершил еще один поход «в царство Болгарское и по прошествии двух лет, одержав победу, возвратился домой» (Абуль Гази).
Времена были неспокойные. И значительная часть населения ушла за Каму, в более безопасные северные районы. По сообщениям русских летописей, «от пленения татар (монголов) многие болгары избегше. Пришли в Русь и просили, чтобы им дали место. Князь великий Юрий вельми рад сему был и повелел их развести по городам около Волги и в другие». Беженцев из Булгарии видел в Суздале в 1237 г. венгерский путешественник Юлиан.
Таким образом, Булгарский Эмират потерял свою независимость. Но страна была покорена лишь после ожесточенного и длительного сопротивления. Различные источники говорят о том, что это сопротивление булгар продолжалось более сорока лет.
Государство булгар сложилось в начале Х в. В это время булгарский эмир организует чеканку монет (902-908 гг.), делаются первые шаги по установлению дипломатических отношений с Багдадским халифатом (921-922 гг.). Тогда же булгары принимают новую религию — ислам, начинается строительство городов и крепостей.
В БулгарскомЭмирате появляется государственная форма эксплуатации населения. Она не предполагала обязательное лишение земледельцев земельной собственности и личной свободы. Эти черты были присущи многим раннефеодальным обществам.
Булгарский Эмират обладала большим экономическим потенциалом, что свидетельствует высокий уровень развития в стране сельского хозяйства, ремесла и торговли, в том числе внешней.
Со временем булгарские города стали крупнейшими центрами ремесла, торговли и культуры. В них развивалась каменная и кирпичная архитектура, представленная дворцами правителей, мечетями, караван-сараями и общественными банями. О ярком расцвете городской культуры Волжской Булгарии свидетельствуют археологические исследования последних лет.
Булгарский Эмират установил равноправные торговые контакты, поддерживала дипломатические отношения со многими ближними и дальними странами. Высокий экономический потенциал государства и должный уровень организации военного дела позволяли противостоять попыткам соседей утвердиться на волжско-камских торговых путях, проводить активную внешнюю политику, в которой использовались не только дипломатические средства.
Булгарский Эмират был страной высокой духовной культуры эпохи средневековья. Об этом свидетельствуют ее прекрасные образцы, часть которых дошла до наших дней в виде памятников литературы и искусства.
Осенью 1236 г. Булгарский Эмират, несмотря на отчаянное сопротивление, была завоевана монголами. Города и села были разрушены, жители угнаны в рабство. Началась новая страница в ее истории.
1. Мифтахов Б.М. История и культура родного края. – М.: Магариф, 1994
2. Синицына К.Р. История Татарстана и татарского народа. – М.: Магариф, 1995
3. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана. – М.: Хятер, 2001.
4. Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. - М.: Наука, 1989
5. Хузин Ф.Ш. Рассказы по истории Татарстана. – М.: Магариф, 1998
[1] Султанбеков Б.Ф. История Татарстана. – М.: Хятер, 2001. – С. 55
[2] Хузин Ф.Ш. Рассказы по истории Татарстана. – М.: Магариф, 1998. – С. 43