Смекни!
smekni.com

Диктатура Цезаря в Древнем Риме (стр. 1 из 7)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И.ВЕРНАДСКОГО

Кафедра истории древнего мира и средних веков

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ДИКТАТУРА ЦЕЗАРЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

БУРМИСТРОВ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ,

студент VI курса исторического факультета

(заочное отделение)

Научный руководитель:

доктор исторических наук,

профессор Г.М.БУРОВ

СИМФЕРОПОЛЬ

2010

Содержание

Введение

Глава I. Античные авторы о диктатуре Цезаря

Глава II. Диктатура Цезаря в историографии

Глава III. Цезарь как диктатор

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Предлагаемая работа посвящается рассмотрению одной из наиболее сложных и противоречивых проблем в многовековой истории Древнего Рима – вопрос о диктатуре Гая Юлия Цезаря. На первый взгляд может показаться, что в этом историческом явлении все можно подвергнуть однозначной оценке, и проблеме тут нет места, а есть лишь констатации факта, потому что само слово «диктатура» говорит само за себя. К тому же об этом кратком периоде римской истории было оставлено столько свидетельств древних авторов, что дополняя друг друга, они могут, казалось бы, только подтвердить безоговорочность нашей оценки. С другой же стороны, это историческое явление действительно, представляет собой проблему, и такую, которую, и это можно с уверенностью утверждать, не удалось разрешить до настоящего времени. Уже тот факт, что не только диктатура, но даже и тирания в древности имели несколько иной смысл, чем тот, что мы склонны придавать этим словам в наши дни, противоречит однозначности в оценке этого вопроса. Кроме того, и свидетельства античных авторов, и исследования историков нового и новейшего времени, посвященные вопросу о диктатуре Цезаря, никак нельзя назвать полностью идентичными и лишь дополняющими одно другое. Напротив, они не только в чем-то расходятся между собой, но представляют разные концепции и подходы, а порой даже входят в острое противоречие.

Цель работы: с объективной точки зрения попытаться раскрыть характер тех сведений о диктатуре Цезаря, которые мы можем почерпнуть у античных авторов. Поскольку диктатура Цезаря отличается многогранностью, она имеет целый ряд различных аспектов, Здесь дана оценка античными авторами меры легитимности того исключительного положения, которое занял Цезарь в римском государстве, и такие элементы, как преобразование Цезарем государственного строя Рима, социальная опора диктаторского режима и провинциальная политика Цезаря по данным античных авторов. Вот тот круг вопросов, который я попытаюсь в силу своих возможностей, разрешить на страницах этой работы. Поскольку данная работа будет иметь историко-источниковедческий характер, то необходимо отметить методологическую основу анализа наших источников по диктатуре Цезаря: прежде всего, постараться выявить причины, лежащие в основе индивидуального подхода каждого из античных авторов к изображению и оценки единовластного правления Цезаря. Далее, сопоставляя эти данные, попытаться, с одной стороны, обнаружить то общее, что их объединяет, а с другой – найти принципиальные различия между ними, и объяснить причину этих противоречий.

Надо, однако, с самого начала отметить то существенное обстоятельство, что ни один из древних писателей, сведения которого о периоде единовластного правления Юлия Цезаря будут подвергнуты здесь анализу, не создал сочинения, специально посвященного описанию диктатуры Цезаря. И насколько известно, никто и не ставил для себя такой задачи. Для каждого из наших авторов, Цезарь является одной из самых ярких фигур, на фоне той бурной и противоречивой эпохи, которую теперь, глядя с высоты двух прошедших тысячелетий, называют римской революцией, ведущей свой отчет от движения братьев Гракхов, а заканчивающейся битвой при Акциуме1. Иначе говоря, с того времени, когда происходил кризис римской республики и зарождения империи2.

Ведь представление о характере власти Цезаря которое, мы имеем возможность получить из анализа наших источников, приходится или ставить в соответствии с тем обобщенным образом личности Цезаря, который мы находим практически у каждого нашего автора (даже у Саллюстия в его «письмах»), или, наоборот, по мере возможности изолировать, отделять.

Значительное место в нашей работе занимает также историография диктатура Цезаря в новое и новейшее время. Особый очерк (III глава) составляет история римской диктатуры до Цезаря.

Гай Юлий Цезарь, проявил себя в самых разных сферах деятельности. Говоря обобщенно, эти области можно свести к четырем основным: политика, военное дело, литературное и ораторское искусство. Так вот, в сочинениях античных авторов, все эти сферы, или четыре образа Цезаря: политик, полководец, писатель и оратор, синтезированы в некое единое целое, и самый наглядный тому пример – биография Цезаря из серии «Параллельных жизнеописаний» Плутарха. Наша задача заключается в том, чтобы, не поддаваясь соблазну подробного рассмотрения всего образа Юлия Цезаря в целом, затронуть только одно его проявление, которое имело место в тот короткий отрезок времени, когда Цезарь являлся вершителем судьбы всего римского государства в целом и каждого его отдельного подданного.

Гай Юлий Цезарь принадлежит к тем редким избранникам истории, чей образ не тускнеет от времени, чья слава переживает века. Выдающийся полководец, не менее выдающийся государственный деятель, разносторонний гений – таков как будто никем не оспариваемый приговор ряда поколений. В обрамлении таких эпитетов, в блеске таких оценок Цезарь вошел в историю. Но так ли это на самом деле? И всегда ли именно так считалось? Итак, в данной дипломной работе мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Глава I . Античные авторы о диктатуре Цезаря

Даная глава будет посвящена рассмотрению важнейших фактов биографии каждого античного автора, произведение которого можно считать источником по проблеме диктатуры Цезаря, на основе которых проясняется их мировоззрение.

Прежде всего, необходимо назвать самих тех авторов, сведения которых будут подвергнуты анализу: Марк Туллий Цицерон, Гай Саллюстий Крисп, Веллей Патеркул, Марк Аней Лукан, Плутарх, Аппиан, Иосиф Флавий и Гай Светоний Транквилл. Кроме того, буду привлечены по интересующей нас теме сведения, которые можно почерпнуть из «Записок о гражданской войне» самого Юлия Цезаря, а также из «Записок об Александрийской и Африканской войнах» его продолжателей, имена которых, к сожалению, не сохранились. Сведения диктатора и неизвестных авторов будут выступать на страницах данной работы как вспомогательный материал.

Далеко не все произведения древних писателей, содержащие сведения о гражданской войне 49 – 45 гг. и установлении диктатуры Цезаря, дошли до нашего времени. Например, не сохранилось сочинение в 17-ти книгах Азиния Поллиона, видного сподвижника Цезаря. Или книги с 110 по 116 монументального труда Тита Ливия «История Рима от основания города» в 142 книгах, где также содержалось изображение того бурного и противоречивого периода римской истории, который до сих пор не может быть оценен исследователями с единой точки зрения.

Сведения Цицерона о диктатуре Цезаря, которые будут подвергнуты здесь анализу, содержаться в его речах и письмах. За период диктатуры Цезаря сохранилось три речи Цицерона: «Речь по поводу возвращения Марка Клавдия Марцелла из изгнания», «Речь в защиту Квинта Лигария» и «Речь в защиту Дейтора». К большому сожалению, у меня не было возможности ознакомиться с содержанием последней речи, так что придется ограничится, лишь двумя первыми. Что касается писем Цицерона, то за период гражданской войны и диктатуры Цезаря, до нашего времени сохранилось всего 215 посланий к разным адресатам. Информация этих писем также является источником, и притом важнейшим. Конечно, своим адресатам Цицерон писал по какому-либо поводу, зачастую совершенно частному, личному, например: в связи с разводом со своей женой Теренцией, с женитьбой на Публии, в связи со смертью своей дочери Туллии или с бегством своего раба. Но в его письмах нередко затрагиваются такие важнейшие и оригинальные моменты, без которых, с одной стороны, невозможно было бы получить сколько-нибудь полное представление об отношении Цицерона к тому исключительному положению, которое, в итоге, занял в Риме Цезарь, а с другой стороны – сама история правления Цезаря была бы гораздо беднее фактами.

Выше отмечалось, что будут использоваться в качестве источника как речи, так и письма Цицерона. В этой связи необходимо сразу отметить существенный момент. Как отмечал известный исследователь Г. Буасье: «С первого взгляда кажется, что между речами и письмами Цицерона громадная разница, и поневоле хочется спросить себя, каким образом один и тот же человек мог так искусно сочетать совершенно противоположные черты? Можно безошибочно сказать, что и речи, и письма Цицерона имеют одинаковые качества, но они просто яснее заметны в его письмах, так как в них он пользовался большой свободой и откровеннее предавался своей натуре1». Автор данной работы полностью солидарен с этим мнением.

Особая ценность и даже исключительность информации Цицерона заключается в том, что он является современником Цезаря и все события, о которых он упоминает, происходили, можно сказать, прямо у него на глазах. Но невозможно будет в полной мере проанализировать сведения Цицерона, если не упомянуть о его социальном происхождении и о главных фактах его жизнедеятельности.

Один из самых знаменитых деятелей античного мира неоднократно подчеркивал, что он новый человек на римской политической и общественной арене. И действительно, Цицерон родился не в самом Риме, а в маленьком городке Арпине, на расстоянии 150 км от столицы1. Цицерон появился на свет в 106 г. до н.э., во всаднической семье2. Всадники являлись вторым сословием римского общества, вслед за сенаторами. В основном всадничество представляло собой коммерческие круги, занимавшиеся финансовой деятельностью, в значительной степени – откупным операциями в провинциях. Таким образом, социальное происхождение Цицерона не позволяет причислить его к столичной знати. Цицерон сам не раз заявлял, что его род не следует путать со знатными патрицианским родом Туллиев3. В этом и состояла двусмысленность положения Цицерона, который, являясь защитником сенатской республики, вместе с тем никогда не был для представителей высшего сословия своим, поскольку они считали его выскочкой4.