Смекни!
smekni.com

История России от Средневековья до наших дней (стр. 3 из 3)

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) – исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм – ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т.д.

4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Вече (общеславянское; от старославянского «вет» – совет) – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» – главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

Оброк – ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян. Продуктовый оброк отменен в 1861 г., денежный сохранился (для временно обязанных крестьян) до 1883 г. Слово «оброк» употреблялось также в значении налога. В Московском государстве XVI–XVII вв., когда заменяли несколько разнообразных государственных повинностей, лежавших на тяглом населении данной территории, одним налогом, он получил название оброк.

Боярин (ж.р. боярыня, мн.ч. бояре) – в узком смысле высший слой феодального общества в X – XVII веках в Киевской Руси, Московском княжестве, Болгарии, Молдавском княжестве, Валахии, с XIV века в Румынии.

Происхождение слова «боярин» до конца не выяснено. По одной версии оно происходит от славянских слов «бой» – воитель, или «болий» – большой, по другой – от тюркского слово «баяр» – вельможа, богатый муж, господин, по третьей – от исландского «боеармен» – знатный человек. В более широком смысле в XVII веке боярами называли всех помещиков зависимые от них крестьяне, отсюда происхождение слова «барин».

Поместье – разновидность земельного владения в России в конце XV – начале XVIII веков. Предоставлялось на условиях военной или какой-либо другой государственной службы первоначально в пожизненное владение; это участок казенной или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, т. е. как вознаграждение за службу и вместе как средство для службы. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца.

Министерства, высшие центральные государственные установления, которые ведают отдельные отрасли администрации на пространстве целого государства. Возникновение центральных установлений обусловливается сравнительно высоким уровнем развития государственной жизни, когда возникают и обособляются отдельные отрасли управления. Все министерства являются учреждениями бюрократическими; вся власть в них вверена одному начальнику – министру, и все прочие лица и учреждения министерств не пользуются решающим голосом.

Капитализм, общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму – первой фазе коммунизма. Основные признаки капитализма: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами. Целью капиталистического производства является присвоение создаваемой трудом наёмных рабочих прибавочной стоимости.

Революция, (франц., истор.), коренной и быстрый переворот в государственном и общественном строе страны, обыкновенно сопровождаемый вооруженной борьбой; последняя не признается необходимой. В специальном смысле, революция предполагает, во-первых, участие в перевороте широких масс народа; во-вторых, задачей революции является переустройство государственного управления на более демократических и прогрессивных началах. Государственный переворот, имеющий целью захват власти одним или несколькими лицами и направленный против участия народных масс в управлении государством, называют дворцовыми революциями, контрреволюциями и проч.


Список литературы

1. Бляхман Л., Кротов М. Глобализационное измерение реформы и задачи промышленной политики. – Российский экономический журнал, 2001. № 3.

2. Букреев В., Рудык Э. Труд и власть на предприятиях в России // Москва. 2004. № 6.

3. Дудин А.П. Сопоставление масштабов государственной деятельности Сталина и Петра I и их значения для судьбы России // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.10793, 04.11.2003.

4. Исаев И. А. История государства и права России. // М.: Юрист, 1999.

5. Олейник А. Введение к статье В. Андреффа «Постсоветская приватизация и свете теоремы Коуза (трансакционные издержки и управленческие затраты)». – Вопросы экономики, 2003, № 12

6. Основы экономики. Учебник. Под ред. Райзберга Б. А.. М.: Инфра-М, 2002.

7. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Борисова Е. Ф. М.: Юрайт-М, 2000.