Но в то же время рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт: рабы могли вступать в брак со свободными женщинами, сохранявшими при этом свои гражданские и имущественные права, их дети считались свободными. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число своих наследников.
Рабами владели храмы, частные лица, а также царь. В храмовых хозяйствах работали сотни рабов, состоятельные граждане владели тремя – пятью рабами. Крупные деловые дома владели десятками, а иногда даже сотнями рабов. Однако в количественном отношении рабов было меньше, чем юридически свободных. Когда хозяева не могли использовать труд рабов в своем хозяйстве или считали невыгодным, рабы нередко получали некоторое имущество (пекулий) с уплатой определенного оброка своему хозяину. Пекулий состоял из движимого (деньги, скот и т.д.) и недвижимого (поля, дома) имущества, собственником которого был хозяин раба. Этим имуществом раб должен был воспользоваться, прежде всего, в интересах своего господина. Величина оброка раба господину колебалась в зависимости от имущества раба, но в среднем в денежном исчислении он составлял 12 сиклей (85 г.) серебра. Для сравнения можно отметить, что такую же сумму составляла средняя годовая плата взрослого наемного работника, независимо от того, был ли он свободным или нет. Сам раб стоил около 60 – 90 сиклей серебра.
Длительное развитие классового общества в Месопотамии привело к существованию сложных и внешне противоречивых форм общественной жизни. Так, в I тысячелетии до н.э. в Вавилонии было немало рабов, имевших семьи, владевших домами и значительным имуществом, которым они могли распоряжаться, например, закладывать, сдавать в аренду или продавать. Рабы могли также иметь свои печати, выступать свидетелями при заключении различных деловых сделок. Кроме того, они могли судиться со свободными, разумеется за исключением своих хозяев. Неудивительно, что такие рабы покупали для работы в своих хозяйствах других рабов, а также нанимали других рабов и свободных. Однако, эти богатые рабы не могли выкупиться из рабства, так как право отпуска раба на свободу во всех случаях принадлежало исключительно хозяину. И чем богаче был раб, тем невыгоднее было хозяину отпускать его на свободу.
Естественно, в таком относительно привилегированном положении находилось меньшинство рабов, а большая их часть работала под присмотром своих хозяев и не владела никаким имуществом. Наиболее непокорных рабов, неоднократно совершавших побеги, держали под особым надзором в специальных работных домах, где был установлен тюремный режим.
Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от «строптивого» раба. Закон всячески защищал интересы рабовладельца, имевшего право обратиться к властям, с просьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора. Если убегал нанятый раб, то материальная ответственность возлагалась на его временного хозяина. Тех свободных граждан, кто помогал беглым рабам скрыть рабские знаки или укрывал их в своем доме, ждала суровая кара: от отсечения руки до смертной казни. За поимку беглого раба полагалось вознаграждение.
В Древнем Вавилоне существовало несколько источников пополнения рабской силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее значимыми были внутренние источники. Свободный человек мог быть обращен в рабство за ряд преступлений, например, за нарушение правил содержания системы ирригации. Не исключалась и самопродажа в рабство. Следует заметить, что превращение в рабов свободных граждан противоречило интересам самого государства. Этот процесс приводил к уменьшению численности налогоплательщиков и, что, по-видимому, самое важное, к сокращению количества свободных землевладельцев, из которых формировалось ополчение. Наряду с регулярной армией, ополчение являлось одним из существенных факторов, определявших мощь государства.
Несмотря на исключительно подневольное положение, рабам представлялась трудноосуществимая возможность изменить свой социальный статус. Раб в судебном порядке имел право оспаривать свое рабское положение. Правда, прежде чем решиться на такой шаг человеку следовало серьезно подумать о последствиях: в случае проигрыша зазнавшегося раба ожидали большие неприятности.
Существование института рабства накладывало глубокий отпечаток на социальные отношения, идеологию, право и психологию общества.
Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Обширным был фонд царских земель. Они либо сдавались в аренду, либо обрабатывались «ишшаккумами» – работниками подневольного труда, которые не владели средствами производства, получали зерновое довольствие, жили с семьями на царской земле и не имели права ее покинуть.
Сформировалось судебное ведомство – царский суд, выполняющий все судебные функции и заменивший собой храмовый суд, суд общины или суд квартала в городе, но все же некоторые права решать семейные и уголовные дела, совершенные на их территории, они сохранили. Судьи объединялись в коллегии, им подчинялись глашатаи, гонцы, писцы, составляющие судейский персонал.
Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром, натурой с урожая, скота, продуктов ремесла.
Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов – редум и баирум. Их права и обязанности были определены в 16 статьях Законов Хаммурапи. Как уже было сказано, воины получали от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп их из плена, обеспечение семьи воина. Воин же был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.
Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго контролировалась царем, выполнял все его распоряжения. При этом представители царской администрации «шакканакку» имели тесный контакт с представителями власти на местах: общинными советами и старостами общин – «рабианум». Сурово боролись в административном аппарате со взяточничеством, подкупом, недисциплинированностью, леностью.
Создание централизованного вавилонского государства и возвышение Вавилона нашли в дальнейшем свое отражение и в религиозном культе: во главе пантеона был поставлен местный бог, покровитель города Вавилона Мардук, некогда бывший одним из младших богов. Мифы приписывали этому богу функции демиурга – творца вселенной и людей, царя богов.
Древнейшие в истории человечества правовые памятники сохранили для нас первые и, подчеркнем, самые трудные шаги юриспруденции. В этом – их непреходящая ценность. Один из таких памятников и, пожалуй, самый известный – Законы Хаммурапи.
Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т.п. Текст Законов Хаммурапи носил «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Законы Хаммурапи уделяли много внимания наказаниям за различные проступки и преступления – от нарушения обязанностей, связанных со службой, до посягательств на имущество и преступлений против личности. Для Законов Хаммурапи характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений – от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые особо тяжкие, с точки зрения законодателя, преступления Законы Хаммурапи назначали квалифицированные виды смертной казни: сожжение за инцест с матерью, сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа. В остальных случаях Законы устанавливали либо наказание по принципу талиона («зеркального», т.е. наказание равным за равное, или «символического», когда, например, отсекают «согрешившую» руку), либо денежную компенсацию.
На имя царя приходило большое количество самых разнообразных жалоб. Однако сам царь не принимал решения, а направлял дело на рассмотрение в соответствующий орган.
От царского имени, хотя и автоматически, объявлялось помилование пойманному любовнику, при условии, что муж виновной прощал измену. Как свидетельствуют документы, царь собственноручно решал некоторые вопросы, связанные, в частности, с функционированием ирригационной системы.
Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна было доказывать свои убеждения. Протоколы процессов не велись, хотя некоторые наиболее важные моменты могли фиксироваться письменно. Решения и приговоры тоже, как правило, были устными. Основными доказательствами были свидетельские показания и документы. В некоторых случаях при отсутствии иных способов установления истины прибегали к «божьему суду». «Божий суд» мог иметь две формы: 1) водная ордалия и 2) клятва во имя богов. Водная ордалия осуществлялась путем погружения подозреваемого в воду Реки, и если он тонул, считалось, что Река (т.е. бог реки) покарала виновного. Если ему удавалось выйти из воды благополучно, он считался оправданным. Клятва богам, по тогдашним представлениям, неминуемо привлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основание для оправдания, а отказ принести клятву – доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.
История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом история Древнего Востока – это история формирования и развития древнейших в мире цивилизаций.