Общество Южного Двуречья, пережив жесточайший социально-экономический и политический кризис, вновь набирало силы. Наметился новый подъем ирригационного земледелия, оживилась торговля и городская жизнь. Этим тенденциям препятствовали политическая раздробленность и междоусобные войны. На повестке дня снова встал вопрос о создании единого централизованного государства.
В ХХ – ХIХ вв. до н.э. государства Месопотамии, такие как Мари, Эшнунна и Ашшур, вели изнурительные междоусобные войны. Постепенно в ходе этой борьбы приобретает независимость и возвышается город Вавилон («Баб-Илу» – «Врата бога»), где воцарилась I Вавилонская династия, время правления которой называют Старовавилонским периодом (1894–1595 гг. до н.э.).
Вавилон – крупнейший город средней Месопотамии, столица Вавилонского царства в ХIХ – VI вв. до н.э., важнейший торговый и культурный центр Передней Азии.
Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города – Баб-Илу – говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от царей соседних государств.
Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья – шумерские города Ур, Урук, Эриду и другие были примерно на тысячу лет старше.
Город располагался в очень удобном месте – там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было благоприятным для занятия торговлей. В нем было множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника.
К 1800 г. до н.э. Междуречье превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.
Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами – Ларсой, Исином, Мари – и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал. Пока к власти не пришел Хаммурапи.
Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии – Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором.
Важнейшим деянием царствования Хаммурапи было составление свода Законов. Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря этому сохранившемуся сборнику Законов царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам.
Издание Законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной державы. Сборник Законов разделяется на 3 части: введение (пролог), текст самих законов (разбивка текста на 282 отдельных параграфа) и заключение (эпилог). Он является важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой половины XVIII в. до н.э.
В тексте Законов можно выделить следующие разделы: 1. основные принципы правосудия (§ 1 – 5); 2. охрана собственности царя, храмов, общинников и царских людей (§ 6 – 25); 3. нормы, касающиеся служебного имущества (§ 26 – 41); 4. операции с недвижимостью, связанные с нею деликты (§ 42 – 88); 5. торговые и коммерческие операции (§ 89 – 126); 6. семейное право (§ 127 – 195); 7. телесные повреждения (§ 196 – 214); 8. операции с движимым имуществом и личный наем (§ 215 – 282). Далее следует эпилог, содержащий проклятия тем, кто отступит от установлений, содержащихся в Законах. «Пролог» и «Эпилог» написаны торжественным и архаичным языком и во многих отношениях напоминают литературные произведения, сами же узаконения изложены сухим и ясным, деловым языком.
В 1901–1902 гг. Французские археологи раскапывали развалины города Сузы, столицы государства Элам, восточного соседа древней Вавилонии. Вдруг лопата одного из работавших ударилась о какой-то камень. Очень осторожно, чтобы не подпортить интересный предмет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а впоследствии второй и третий куски каменного столба. Учёным сразу врезались в глаза надписи и изображения, вырезанные на гладко вышлифованной поверхности чёрного камня искусным резчиком. Пришлось приложить огромные усилия для того, чтобы почти полностью, за исключением нескольких трещин и выбоин, составить и тщательно склеить драгоценные для науки обломки – закруглённый базальтовый столб, высотой в 2 м.
На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с внушительными окладистыми бородами и в длинных одеждах, ниспадающих до самых пят. Один из этих старцев восседал на троне. Его голова была увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперёд руке он держал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в подчинительной позе. Под изображением шла огромная надпись причудливыми клинообразными знаками.
Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Лувра. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба сначала были переведены на французский язык, а затем последовали переводы на другие языки, в том числе и на русский.
Оказалось, что на столбе записаны те самые «Законы царя Хаммурапи». Фигуры, выгравированные на столбе, изображали самого царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царём, и разрешал ему от имени богов творить суд и расправу над всеми своими подданными. К сожаленью, из 282 его законов к настоящему времени сохранилось только 247. При вступлении законов в силу, Хаммурапи заявил: «…Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей…».
Законы Хаммурапи считались образцом законодательства на протяжении всей дальнейшей истории «клинописной культуры» Месопотамии.
Необходимо отметить, что мнения специалистов о месопотамских Законах значительно расходятся. Некоторые считают, что перед нами не законы в собственном смысле слова, а самовосхваление царей, долженствующие показать их мудрость и справедливость, либо некие теоретические упражнения месопотамских ученых, не имевшие практического значения. В науке же утвердилась точка зрения, согласно которой эти тексты являются настоящими законами, хотя и весьма архаичными, и распространяются на все население царства; однако они не дублируют обычного права там, где оно, с точки зрения законодателя, достаточно обеспечивало интересы правосудия и не нуждалось в замене новыми нормами; кроме того, несомненно, что эти законы, естественно, уделяют особое внимание интересам царского хозяйства и царских людей, особенно там, где царские интересы могли сталкиваться с интересами частных лиц.
Экономика Вавилонского государства времен Хаммурапи базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли.
Основной отраслью производства в Вавилонии было сельское хозяйство. Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой пальмы), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных культур. Значительная часть обработанной земли принадлежала храмам, членам царской семьи, крупным торговцам, чиновникам царской и храмовой администрации. Мелкие землевладельцы обычно владели небольшими участками земли от 1/3 до небольших гектаров. Земледелие базировалось на искусственном орошении.
Основой сельского хозяйства был труд свободных земледельцев и арендаторов, в ремесле также доминировал труд свободных ремесленников, занятие которых обычно наследовалось в семье.
Основным продуктом питания горожан, как и сельских жителей, был хлеб. Поля, по выражению, употребленному в одном из писем того времени, были «душой страны». От их урожайности зависело снабжение городов зерном, и, в конечном счете – благосостояние всех граждан. Жизнь городов во многом была подчинена ритму сельскохозяйственных работ.
Сельское хозяйство было основой жизни в Месопотамии, неудивительно поэтому, что в Законах Хаммурапи уделяют ему очень большое внимание.
Наличие богатых пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. Среди домашних животных наряду с ослами, ишаками, мулами начинает появляться лошадь. Неоднократно в Законах Хаммурапи упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, ослы, для пастьбы которых нанимались пастухи. Часто скот отдавался в наем для тяжелой работы на поле, гумне, перевозки тяжестей.
Картина хозяйственной жизни Вавилона будет не полной, если не
вспомнить про лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий. Отдельные «лесные участки» находились в ведении его подчиненных, которые отвечали за сохранность лесов – источника очень ценных строительных материалов.
Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосударственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и свободных общинников.