В 1993 г. вступили в силу соглашение об ассоциировании Болгарии в Европейский союз, обеспечившее условия для развития политического диалога, и временный договор о торговле, предусматривавший создание зоны свободной торговли между Болгарией и ЕС.
В декабре 1995 г. болгарское правительство приняло решение официально подать заявление о полноправном членстве в ЕС (при голосовании в парламенте оно было поддержано 212 голосами при 1 "против").
Поскольку в 1997 г. Болгария в качестве страны-кандидата получила оценку как недостаточно подготовленной к началу переговоров о присоединении, было решено приступить только к их подготовке. Переговоры Болгарии с ЕС о присоединении начались в феврале 2000 г.
В опубликованном в 2002 г. годовом докладе Европейская Комиссия констатировала, что в Болгарии налицо "функционирующая рыночная экономика" и что Комиссия поддерживает желание страны присоединиться к ЕС в 2007 г.
В соответствии с данным выводом и решением Совета Европы, Еврокомиссия в 2002 г. разработала и приняла документ, названный "дорожной картой", на период до 2007 г. В феврале 2005 г. Болгарии был вручен проект договора о присоединении. В апреле 2005 г. Европарламент поддержал Болгарию в вопросе ее присоединения к ЕС ("за" высказалось 522 депутата, 70 проголосовали "против", а 69 – "воздержались").
После этого, 25 апреля 2005 г. президент Болгарии Г. Пырванов и премьер-министр Симеон Сакскобургготский подписали договор о присоединении Болгарии к ЕС. Он предусматривает, что если страна окажется неподготовленной к полноправному членству в ЕС к 1 января 2007 г., то ЕС может отложить присоединение на один год.
В связи с рядом объективных обстоятельств, а также вследсвие восприятия России болгарским политическим классом как силы, находящейся в оппозиции НАТО и ЕС, в болгаро-российских отношениях имел место достаточно продолжительный период взаимного отчуждения. Для преодоления предубеждения в отношении РФ потребовалось время. Немало усилий для налаживания добрососедских, взаимовыгодных отношений между двумя странами приложили президент Болгарии Г. Пырванов и премьер-министр Симеон Сакскобургготский. Главным итогом этой деятельности стали "Совместная декларация Президента Российской Федерации и Президента Болгарии о дальнейшем углублении дружественных отношений и партнерства между Российской Федерацией и Республикой Болгарией" и 10 двусторонних документов, которые были подписаны во время визита в Болгарию в марте 2003 г. российского президента В. В. Путина.
Доминирующими в болгаро-российских отношениях являются торгово-экономические связи. Прежде всего, это сотрудничество в области энергетики. Так, в 2003 г. стороны договорились продлить действующий до 2010 г. контракт о транзите российского газа в Грецию, Македонию, Сербию, Черногорию и Турцию на 10-15 лет, а также увеличить объем поставок голубого топлива в Болгарию. Российский партнер выразил готовность принять участие в развитии трубопроводного транспорта и газификации территории Болгарии. Согласно заявлению В. В. Путина во время посещения Болгарии в марте 2003 г., правительство Российской Федерации приняло решение выделить кредит в размере 150 млн долларов на сотрудничество с Болгарией в газовой сфере.
Ведущим российским инвестором в болгарскую экономику является компания "Лукойл", ее капиталовложения только в 1999—2002 гг. составили 340 млн долларов (болгарские инвестиции в России в виде оборудования, технологий и материалов в совместных предприятиях, преимущественно в табачной и пищевой промышленности, исчисляются в размере 70 млн долларов). Сохраняется сотрудничество в области атомной энергетики.
В 2003 г. наметились сдвиги в области военно-технического сотрудничества. Была достигнута договоренность, что свои долговые обязательства российское министерство обороны будет погашать за счет ремонта некоторых судов на болгарских предприятиях. В числе нерешенных остается вопрос об использовании Болгарией более чем 670 лицензий на производство систем вооружения, переданных ей Советским Союзом.
Еще одним болезненным вопросом является дисбаланс в двусторонней торговле. Так, в 2002 г. отрицательное для Болгарии сальдо торгового баланса с Россией достигло 1,2 млрд. долларов. Причем проблемы в торговле носят структурный, а не только конъюнктурный характер. Российская сторона обеспокоена, что около 80—90% ее экспорта приходится на энергоносители, сырье и полуфабрикаты, тогда как доля машин и оборудования неуклонно сокращается. Причиной последнего является, с одной стороны, недостаточная конкурентоспособность российской продукции, а с другой, – высокие ставки болгарских таможенных пошлин. Например, в 2002 г. ставки таможенных пошлин при импорте тракторов из России составляли 7,5 и 11,3%, легковых автомобилей — 10 и 11,5%, грузовиков — 10 и 17,5%, а из ЕС — 0%. Дело в том, что в результате либерализации торговых отношений Болгарии с ЕС и членами ЦЕССТ с промышленных товаров этих стран таможенные пошлины не взимаются. Сходные двусторонние соглашения были заключены Болгарией с Турцией, Македонией, Албанией, Сербией и Черногорией. Решения же о мерах по либерализации взаимной болгаро-российской торговли, принятые в 1997 г., практически не реализуются, хотя в марте 1999 г. Болгария была включена в национальную схему преференций России и пошлины на товары традиционного болгарского экспорта были снижены на 25%. Существуют и другие причины, сдерживающие развитие двусторонней торговли.
4. Культура Болгарии
В современной Болгарии. Наиболее зримые изменения в постсоциалистической Болгарии наблюдались в системе высшего образования. В 90-е гг. XX в. они были связаны, главным образом, с количественным ростом частных высших школ. В 2002/2003 учебном году их число составило 14 (7 университетов и специализированных высших школ, и столько же независимых колледжей).
Кроме того, в 1996 г. был совершен переход к новой нормативной системе: бакалавр, магистр, доктор. Что же касается качества образования, то проблемы не только остались, но и усугубились.
В сфере науки шло сокращение научно-исследовательских институтов, главным образом отраслевых, а также численности занятых в ней сотрудников. За десять лет, начиная с 1991 г., количество научно-исследовательских институтов уменьшилось в 6 раз, а число сотрудников—почти в 4 раза.
К 2000 г. по уровню финансирования науки Болгария занимала одно из последних мест в Европе (в 2000 г. — 0,30% ВВП, тогда как на модернизацию армии выделялось 2,5-3% ВВП). Единственным эффективным источником финансирования являлись международные программы и гранты. В 1991—1998 гг. болгарские ученые были задействованы в 250 научных проектах ЕС. По уровню своей активности они занимали четвертое место среди стран Центральной и Юго-Восточной Европы, пропустив вперед только коллег из Польши, Чехии и Венгрии. Участие в совместных прикладных исследованиях за данный период увеличилось приблизительно в три раза. Этим были созданы предпосылки для развития в Болгарии индустрии высоких технологий.