Смекни!
smekni.com

Анализ процесса создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь (стр. 2 из 7)

Параллельно этому происходили изменения в составе культивировавшихся растений. В большинстве центральных районов с началом Чжаньго посевы обыкновенного проса начали сокращаться, и место ведущих культур заняли бобовые и чумиза. Распространение бобовых было связано с появлением в древнем Китае первых ростков плодосменной системы земледелия. В условиях характерного для того времени роста народонаселения в центрально-китайских царствах земледельцам приходилось отказываться от паровой системы и искать методы более рационального использования земельных угодий. Для восстановления плодородия почвы они начинают прибегать к определенному чередованию культур, в состав которых входили и бобовые. Это было связано также с улучшением обработки земли и применением удобрений. Рост агротехнического мастерства привел к тому, что в некоторых районах земледельцы стали многократно собирать урожай в течение одного сельскохозяйственного года. В это время значительно шире, чем в предыдущий период, начинает возделываться рис [6, 208].

На начало второй половины I тысячелетия до н.э. падает активная деятельность по созданию системных гидротехнических сооружений в бассейнах Хуанхэ и верховьев Янцзы. С ирригацией повсюду был связан переход к интенсивной системе земледелия. После осуществления царством Цинь в конце IV - середине III в. до х.э. водохозяйственных мероприятий в бассейнах рек Вэйхэ (притока Хуанхэ) и Миньцзян (притока Янцзы) орошаемое земледелие становится основой экономики циньского государства и залогом его хозяйственного подъема [20, 302]. Большие ирригационные работы производились в этот период и в других сильнейших царствах, расширивших свои территории до пределов речных долин.

Однако не согласованные между собой локальные гидротехнические предприятия отдельных царств часто были чреваты губительными последствиями. Так, возведение береговых дамб на Хуанхэ царством Ци привело к страшным наводнениям в царстве Вэй, расположенном выше по течению реки. Тем не менее, достигнутые в этот период успехи в борьбе с разливами Хуанхэ в нижнем и среднем ее течении привели к быстрому росту населения в этих регионах. Проведение комплекса необходимых ирригационно-мелиоративных работ и строительство многопрофильных оросительных систем наряду с усовершенствованием сельскохозяйственной технологии (введение пахоты на волах, более эффективных методов удобрения, изобретение водоподъемных механизмов) позволило значительно повысить общую продуктивность земледельческого производства, что отвечало насущным потребностям древнекитайской экономики. Именно с этого времени развитие культуры поливного земледелия становится важнейшим фактором прогресса китайской цивилизации [12, 284].

Расширение и интенсификация сельскохозяйственного производства, строительство обширных ирригационных систем намного, по сравнению с предыдущим периодом, увеличили потребности сельского населения и администрации царств в ремесленной продукции. Земледелие и царские работы во всевозрастающих количествах поглощали железные орудия труда новых и усовершенствованных форм, изготовление которых требовало высокой степени дифференциации металлургического и кузнечного ремесел. Только достаточно развитое городское специализированное производство могло в больших масштабах удовлетворять эти требования [17, 116].

Действительно, из сообщений источников и результатов археологических раскопок известно, что в период Чжаньго города переживали период расцвета, выражавшегося в увеличении их числа, их размеров, в стремительном росте городского населения. В «Планах Сражающихся царств» сказано, что в древние времена «число жителей даже больших городов не превышало трех тысяч семей», а в V-III вв. до н.э. «города с десятью тысячами семей стали столь многочисленны, что смотрели друг на друга» [9, 205].

В период Восточного Чжоу царства Ли и Ци славились своим ремеслом. В период Чжаньго во всех царствах, расположенных к востоку от гор Тайхан, наблюдался дальнейший подъем ремесла. Мастера по дереву делились на семь категорий, мастера по металлу – на шесть, кожевники и рисовальщики – на пять, шлифовальщики и ювелиры – на пять, гончары – на две категории [6, 220]. Эти сведения позволяют говорить о дифференциации ремесла. Все ремесла были казенными.

Войны, происходившие в период Чжаньго, достигали колоссальных размеров, в отдельных войнах с обеих сторон участвовало до миллиона солдат. Для производства оружия и военных припасов требовалось большое количество рабочих рук (рабов-ремесленников). Поэтому казна была вынуждена разрешить простым ремесленникам из народа свободно производить и обменивать изделия широкого потребления. Уже в конце периода Восточного Чжоу существовали ремесленники из народа, которых называли «сто ремесленников, живущих в рядах» или «люди ремесленных рядов». К периоду Чжаньго их становилось все больше и больше. Земледельцы и ремесленники ведут оживленный обмен. Все это привело к расцвету частной торговли. Во всех городах среднего размера имелись рынки, и поэтому эти города назывались «поселениями с рынками» [14, 202].

К периоду Чжаньго относятся первые упоминания торгового обмена, происходившего между Китаем и «варварской» периферией, который приносил китайским торговцам огромную прибыль и обогащал пограничные царства Цинь, Чжао, Янь и Чу.

Подъем производства, развитие частного ремесла и торговля привели к усовершенствованию древнекитайской денежной системы. В обращение было пущено несколько стабильных типов бронзовых монет. В центральных владениях Хань, Чжао и Вэй отливали лопатовидные монеты, в Ци и Янь – ножевидные, а в Цинь – круглые. Каждый их типов характеризовался определенным весом и достоинством. На юге, в царстве Чу, где добывали золото, имели хождение золотые монеты в форме небольших пластинок [6, 223]. Существует мнение, что в то время торговцам разрешалось самим чеканить деньги и, получив право на чеканку монет, торговцы открыли себе еще более широкую дорогу к богатству.

В период Чжаньго эволюция городского ремесла и торговли происходила в условиях возникновения больших государств, разрушения экономической изоляции отдельных районов и уничтожения разного рода внутренних барьеров. По сравнению с предыдущим временем районы сбыта ремесленной продукции необычайно расширились. Сложились новые условия для дальнейшей специализации и разделения труда в сфере торгово-ремесленной продукции. Это определило рост значения денежного хозяйства в период Чжаньго. К началу Чжаньго здесь завершилось превращение крестьянского надела в индивидуально-семейное владение, передававшееся по наследству, а так же сложилась всеобщая военно-податная система [7, 398].

BV-III вв. до н.э. в Китае господствующий класс представляли: наследственная аристократия («линчжу»), землевладельцы-помещики («дичжу»), и ученые-чиновники («ши») и крупные торговцы. К периоду Чжаньго наследственная аристократия лишилась своих особых политических прав. В то же время в каждом из царств крупные официальные посты занимали как пришлые наемные сановники из других родовых фамилий, так и местная родовая аристократия. При решении серьезных государственных дел ван советовался со своими сановниками из родственной ему местной аристократии. Они имели право низложить вана. Однако в шести восточных царствах аристократия еще сохраняла свою мощь. Поэтому в политическом и экономическом отношениях они отставали от Цинь.

В класс землевладельцев входили военачальники, министры и чиновники, которые имели земли и усадьбы. В период Чжаньго основным способом приобретения собственности на землю стала купля-продажа земли, и «человек, имевший деньги, мог наслаждаться всеми радостями жизни» [6, 224].

Некоторые помещики занимались одновременно и торговлей. Так, существовали нетитулованные богачи-землевладельцы, которые имели по тысяче финиковых пальм, тысяче каштановых деревьев и т.д. Были помещики, вышедшие из крестьян. При дворе класс землевладельцев имел право участвовать в решении политических вопросов. Общий подъем класса землевладельцев нанес сильный удар власти наследственной аристократии. Вместе с тем в процессе скупки помещиками земель крестьяне теряли все больше и больше обрабатываемых ими земель [7, 399].

К V-III вв. до н.э. ученый-сановник превратился в самого активного члена общества. Подавляющее большинство ученых-чиновников являлось представителями класса землевладельцев, принимавших участие в политической деятельности. После краха системы сильных родов влияние ванов и аристократии было ослаблено. Они нуждались в защитниках, поэтому им пришлось обратиться за помощью к ученым-чиновникам из класса землевладельцев. Группу «ши» можно в основном разделить на четыре категории: в первую категорию входили ученые – проповедники конфуцианства, моизма, даосизма, номинализма, легизма и т.д. Представители этой категории пользовались большой известностью и уважением. Ко второй категории относились политические деятели. Хорошо зная политические теории, обладая большими способностями и красноречием, они добивались крупных чиновничьих постов, богатств и знатности. К третьей категории относились специалисты в области астрономии, географии, медицины и т.д., а так же бродячие ученые, которые добывали себе пропитание и одежду за счет предсказаний, гаданий и т.п. Наконец, четвертой категорией были различные нахлебники и приживальщики. С помощью аристократов, военачальников и министров они жили за счет народа [6, 225].

Хотя эти четыре категории «ши» по своему составу и общественному положению были различны, у них была общая цель – укрепить положение господствующего класса.