Смекни!
smekni.com

Иран в конце ХІХ – нач. ХХ в. (стр. 2 из 5)

В начале XX в. иранское правительство подписало с Англией и царской Россией новые соглашения о кабальных займах, оно отменило или значительно снизило пошлины на русские и, английские товары. Английские и русские капиталисты получили новые концессии. В 1901 г. англичане вынудили шаха предоставить английскому подданному, австралийскому финансисту д'Арси концессию на монопольную эксплуатацию нефтеносных районов всей страны, за исключением пяти северных провинций. На ее основе позднее была организована Англо-персидская (затем Англо-иранская) нефтяная компания, ставшая главным орудием колониального порабощения Ирана английским империализмом. В начале XX в. сложилась реальная угроза раздела Ирана между Англией и царской Россией, превращения его из полуколонии в колонию.

В связи со строительством Багдадской дороги повышенный интерес к Ирану стал проявлять германский империализм. В городах открывались немецкие торговые фирмы. Германские монополии стремились потеснить Англию и Россию, утвердиться в Иране.

Империалистический гнет мешал развитию производительных сил Ира Над Другим фактором, задерживавшим развитие страны, был феодальный гнет, произвол абсолютистской каджарской монархии. Без свержения империалистического и феодального гнета невозможны были не только возрождение экономики и культуры Ирана, подъем его производительных сил, но и сохранение политической самостоятельности и целостности государства.

К началу XX в. в Иране уже складывались общественные силы, поднимавшиеся на борьбу против колонизаторов и феодального гнета. Большинство населения страны составляло крестьянство, лишенное земли, жестоко эксплуатируемое помещиками и иностранным капиталом. В его среде нарастало недовольство произволом помещиков и шахских чиновников

Иранский пролетариат, представленный главным образом рабочими мелких полукустарных предприятий, был сравнительно малочислен и плохо организован. В исторических условиях того времени руководителем назревавшей буржуазной революции могла быть лишь национальная буржуазия, заинтересованная в ликвидации империалистического гнета и феодальных порядков, в создании благоприятных условий для развития национального капитализма. Иранская буржуазия была представлена купечеством, многочисленными мелкими и средними торговцами, владельцами небольших мастерских и кустарных предприятий. Крупная промышленная буржуазия почти отсутствовала.

Политические устремления буржуазии выражали~представи-тели сравнительно немногочисленной интеллигенции, .получившей европейское образование. За границей иранскими эмигрантами издавалось несколько оппозиционных газет, тайно распространяемых на родине. В начале XX в. в стране возникают небольшие организации и группы, ставившие своей целью борьбу против шахского правительства. В Тегеране сторонники реформ основали Национальную библиотеку, которая вскоре превратилась в центр, где собиралась патриотически настроенная интеллигенция. Но слабость иранской национальной буржуазии сказывалась на деятельности этих групп. Накануне революции в Иране еще не было политических партий или сколько-нибудь влиятельных политических организаций, подобных существовавшим к тому времени в Индии, Китае, Турции.

Обострение политического и экономического кризиса способствовало вызреванию революционной ситуации. С каждым годом усиливались нужда и бедствия, переживаемые народными массами. Голод становился постоянным явлением в городе и деревне. В 1900 г. в Тегеране и других городах происходили волнения, вызванные дороговизной хлеба. Они усилились после получения известий о народном восстании в Китае. «Базары полны разговорами о Китае», — писал английский посланник.

В 1901 и 1903 гг. голодные бунты приняли еще большие размеры. В 1904 и 1905 гг. происходили новые народные выступления.

Появились и явные признаки «кризиса верхов». В лагере господствующего класса не было единства. Часть помещиков, сумевших приспособить свое хозяйство к потребностям рынка, выступала за реформы. В связи с попыткой провести судебную реформу, ограничивающую власть духовных судов, возник острый конфликт между шиитским духовенством и шахом.

Духовенство активно участвовало в политических событиях последующих лет. Многие его представители выступали вместе с либеральными помещиками и либеральной буржуазией. Такая позиция части иранского духовенства объясняется рядом причин. Высшее духовенство стремилось сохранить и расширить свои позиции в управлении страной, довольно многочисленные слои духовенства были тесно связаны с купечеством, а иной раз я сами имели непосредственное отношение к торговле. Что касается низшего духовенства, то оно находилось в тяжелом материальном положении, а его отдельные представители нередко отражали настроения крестьянства и городского населения.

Русская революция 1905 г. ускорила начало революционного взрыва в Иране. Ни в одной стране зарубежного Востока русский царизм не имел таких сильных экономических и политических позиций, как в Иране. Поэтому здесь раньше и полнее сказалось ослабление царизма под ударами революции.

Тесные экономические и культурные связи между двумя странами способствовали установлению непосредственных контактов иранских патриотов с русским революционным движением. Десятки тысяч иранских крестьян-бедняков и рабочих-отходников ежегодно уходили на заработки в Закавказье и Закаспийскую область. В Баку работало несколько тысяч иранских рабочих. Под руководством большевиков они вместе с рабочими других национальностей участвовали в революционной борьбе, приобретали революционный опыт и закалку. Большую пропагандистскую работу среди выходцев из Ирана вела созданная Бакинским комитетом партии большевиков организация «Гуммет» («Энергия»). Сильное влияние на Иран оказывала прогрессивная, демократическая литература Азербайджана. Широкой популярностью у иранской интеллигенции пользовались, в частности, произведения крупнейшего азербайджанского просветителя и демократа Фатали Ахундова, в которых бичевались произвол и феодальные порядки, царившие в Иране.

Вскоре после начала русской революции среди иранских отходников, рабочих нефтепромыслов в Баку, возникла социал-демократическая группа. Одновременно организовал политический кружок социал-демократов в Тегеране Хайдар Амуоглы (Таривердиев) — инженер, получивший образование в России и примкнувший там к революционной социал-демократии. Осенью 1905 г. бакинские власти в связи с развернувшимися революционными событиями стали возвращать иранских отходников на родину. Это способствовало распространению сведений о русской революции.

12 декабря 1905 г. в Тегеране были арестованы и избиты несколько купцов, выражавших недовольство существующими порядками. Одновременно в столице стало известно о расправе, учиненной местным губернатором над населением Кермана. Все это вызвало общее возмущение жителей столицы. 13 декабря в Тегеране закрылись все базары, лавки, ремесленные мастерские. В мечети состоялся митинг, участники которого требовали отставки губернатора и создания комиссии для разбора жалоб на злоупотребления властей. Митинг был разогнан, но антиправительственные выступления продолжались.

На другой день группа высших духовных лиц покинула столицу, направившись в известную мечеть, расположенную в нескольких десятках километров от города. Их отъезд был воспринят населением как антиправительственная демонстрация. За ними последовали многие муллы, купцы, ремесленники. Вскоре собралось около 2 тыс. человек, начавших бест * в знак протеста против действий властей. Участники беста направили своих посланцев в другие города. Бесты и демонстрации начались в Ширазе и Мешхеде.

Вест — использование основанного на старинном обычае права неприкосновенности убежища (мечеть, посольство и т. д.). Власти не могли арестовать или применить силу против людей, которым удалось укрыться в таком убежище (сесть в бест).

Участники бестов требовали отставки премьер-министра, ареста наиболее ненавистных чиновников, открытия «Дома справедливости» для разбора жалоб населения на основе справедливого и равного для всех закона, удаления с поста министра таможен бельгийца. Недовольство охватило и воинские части тегеранского гарнизона.

Испугавшись народного движения, Мозаффер-эд-дин-шах вынужден был пойти на уступки. Он сместил губернаторов Тегерана и Кермана, издал указ о предстоящем создании «Дома справедливости». В начале января 1906 г. участники беста, покинувшие столицу, вернулись в Тегеран.

Но шах всячески затягивал выполнение своих обещаний. Это вызвало новую вспышку недовольства. Весной 1906 г. во многих городах начался бойкот английского Шахиншахского банка, в некоторых городах были разгромлены его отделения.

На следующий день закрылись все базары, лавки, мастерские. Демонстранты вместо знамени несли на шесте одежду убитого сеида. Во время демонстраций, продолжавшихся 12 июля, войска стреляли в народ. Политическая обстановка достигла крайнего напряжения. 15 июля 200 представителей высшего духовенства демонстративно выехали из Тегерана в Кум. 16 июля группа видных тегеранских купцов села в бест в саду английской миссии. Через несколько дней число участников беста достигло 13 тыс. человек. Они раскинули большие шатры, задымили костры. Почти непрерывно происходили митинги. Севшие в бест выделили руководящую комиссию, которая сносилась с духовенством, ушедшим в Кум, с другими провинциями и городами. Она предъявляла шаху свои требования, которые наряду с выдвинутыми раньше пунктами о смещении премьер-министра включали и новые — о введении конституции и созыве меджлиса (парламента).

О событиях в Тегеране стало известно в других городах. Там развернулось движение солидарности. Духовенство, находившееся в Куме, заявило, что, если требования, выдвинутые участниками тегеранского беста, не будут выполнены, оно покинет