Смекни!
smekni.com

Российское оппозиционное движение декабристов (стр. 1 из 3)

Содержание

1. Формирование декабристской идеологии. Союз спасения и Союз благоденствия

2. Декабристские организации в 1821 – 1825

3. Восстание декабристов

Список литературы


1. Формирование декабристской идеологии. Союз спасения и Союз благоденствия

Созданию тайного общества декабристов предшествовало образование тесных товарищеских групп, в которых можно было постоянно обмениваться мыслями, обсуждать волнующие вопросы. Всё громче заявляет о себе политическое течение, пусть очень незначительное по своей численности, в сравнении с основной массой помещиков-крепостников, но вполне определённое по своей политической направленности, - течение, представители которого начали осознавать, что без уничтожения крепостничества во всех его проявлениях невозможно дальнейшее развитие страны.

А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, русские просветители рубежа XVIII – XIX вв., декабристы, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский – вот самые видные представители начального этапа освободительного движения. Это были люди высокой нравственности, которая заставила их подняться выше своих сословных привилегий и пожертвовать всем ради освобождения России от крепостничества и деспотизма самодержавной власти.

Огромное влияние на формирование освободительных идей оказала война 1812г. Она явилась катализатором, ускорившим общественную реакцию. Не случайно декабристы называли себя «детьми 1812 года».

Первому тайному обществу декабристов предшествовало создание нескольких более ранних организаций. Все они послужили школой будущего движения, его предпосылкой. Поначалу офицеры собирались в гвардейских казармах в так называемые артели. Но эти встречи отличались от прежних офицерских сборищ уже хотя бы тем, что носили ярко выраженный идейный характер. Молодые люди горячо обсуждали текущие события, читали газеты. Некоторые вскоре пришли к мысли о необходимости активно действовать в целях переустройства России. Повсюду в Европе рушились старые порядки, всё новое властно вторгалось в жизнь общества. Теперь, казалось, наступило время России. Император, правительство действовали нерешительно. Надо было брать инициативу на себя [3; 710].

Итак. После войны 1812г. возникают четыре преддекабристские организации: две офицерские артели – одна в Семёновском полку, другая среди офицеров Главного штаба («Священная артель»), Каменец-Подольский кружок Владимира Раевского, и «Орден русских рыцарей» Михаила Орлова и Матвея Дмитриева-Мамонова.

О Семёновской артели свидетельствует декабрист И.Д. Якушкин, один из её основателей. Она сложилась в гвардейском Семёновском полку вскоре после окончания войны, по-видимому, в1814г., когда гвардия из Парижа вернулась в Петербург. В артель входило по его воспоминаниям человек 15 или 20 семёновских офицеров. Якушкин пишет: «В 1811г., когда я вступил в Семёновский полк, офицеры, сходившись между собою, или играли в карты, без зазрения совести надувая друг друга, или пили и кутили напропалую». Теперь же всё стало иначе – культурным и осмысленным: «После обеда одни играли в шахматы, другие читали громко иностранные газеты и следили за происшествиями в Европе, - такое времяпровождение было решительно нововведение» [4; 22].

«Священную артель» основал офицер генерального штаба Александр Муравьёв, будущий основатель тайного общества декабристов. Членом этой артели был друг А.С. Пушкина лицеист Иван Пущин.

Орден русских рыцарей основан в 1814г. по замыслу молодого генерал-майора Михаила Орлова. К нему были причастны племянник молодого русского просветителя И. Новикова – Михаил Новиков, партизан Денис Давыдов, Будущий партизан Николай Тургенев. Набросанные рукой Михаила Орлова «Пункты преподаваемого во внутреннем Ордене учения» содержат конституционный проект довольно аристократического содержания. Правда, Денис Давыдов, хорошо осведомлённый о политических замыслах Орлова писал: «Как он ни дюж, а ни ему, ни бешеному Мамонову не стряхнуть абсолютизма в России» [4; 23].

В 1816г. возникло первое тайное общество в России. Заговорщики назвали его «Союз спасения». Его организатором стал полковник Гвардейского Генерального штаба Александр Муравьёв. В шестёрку основателей союза вошли также князь Сергей Трубецкой, братья Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Никита Муравьёв и Иван Якушкин. Позднее в общество вошли гвардейские офицеры – поручик кавалергардского полка Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин. Всего в составе «Союза спасения» числилось 30 офицеров. Почти все они принадлежали к титулованным дворянским семьям, Трубецкой и Оболенский были даже Рюриковичами. Все они имели блестящее образование, владели несколькими языками.

Чего же хотели эти молодые дворяне? Названо общество «Союзом спасения» потому, что его члены считали, что Россия стоит на краю пропасти и её нужно спасать. Когда общество оформилось и разработало свой устав (Пестель), оно получило название «Общества истинных и верных сынов Отечества». В этом названии мы видим желание отгородиться от других организаций, в том числе и патриотических, от «неверных». Эти молодые люди выступали за введение в России конституции, ограничение самодержавной власти императора и провозглашение гражданских свобод. Они также требовали ликвидации военных поселений и освобождение крестьян от крепостной зависимости. Но, однако же, никто из них не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России.

В этой организации, хотя и была определена основная цель – введение конституции и уничтожение крепостного права, ещё оставались неясными средства достижения этой цели, отсутствовала программа политических преобразований. Предполагалось в перспективе «исторгнуть» её у правительства путём открытого выступления тайного общества в момент смены царей на престоле – не присягать новому царю, если он не провозгласит конституционное правление. Сохранялась и надежда, что Александр, продолжая свою реформаторскую деятельность, может по своей инициативе даровать конституцию, и предполагалось в таком случае всемерно поддержать его: «Ежели сам государь подарит отечество твёрдыми законами и постоянным порядком дел, то мы будем его вернейшими приверженцами и оберегателями» (из показаний Пестеля) [2; 458].

В стране сложилась довольно странная ситуация: сторонники перемен активно скрывали свои стремления друг от друга. Правительство, намекая на возможность конкретных реформ, держало в тайне все свои шаги в этом направлении. Дворянство, видя в реальной жизни лишь продолжение прежней политики, вынуждено было создавать тайные общества.

В обществе, таким образом, бродило множество слухов. Так, под воздействием известий о намерении Александра I присоединить к Царству Польскому западные русские земли среди членов «Союза спасения» осенью 1817г. в Москве возникла идея убить императора. Однако вскоре от этой мысли они отказались. Причины тому – как недостаток средств, так и нежелание действовать такими радикальными методами. Однако, даже если бы удалось совершить цареубийство, заговорщики не в силах были бы осуществить переворот. В итоге решено было распустить «Союз спасения» и приступить к созданию другой, более сильной организации.

Так, в январе 1818г. такая организация была создана в Москве и получила название «Союз благоденствия». Он ставил своей целью «распространение между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она своим Творцом предназначена» [5; 318].

От «Союза спасения» «Союз благоденствия» отличался более многочисленным составом - в нём насчитывалось уже до 200 членов. У них был и свой устав – «Зелёная книга». Составители его использовали устав тайного прусского общества Тугенбунда (Союза добродетели), созданного в 1808г. с целью патриотического воспитания народа, когда разгромленная Наполеоном Пруссия оказалась под его игом. По ней каждый из участников общества обязан был избрать для своей практической деятельности одну из четырёх возможных отраслей: 1) «человеколюбие» (имелось в виду участие в деятельности различных благотворительных обществ, облегчение участи крепостных крестьян – словом, работа везде, «где страдает человечество»), 2) образование, 3) правосудие и 4) общественное хозяйство [1; 276].

Одной из основных задач «Союза благоденствия» стала борьба за завоевание общественного мнения – силы, которая, по их мнению, правила миром. Такая теория была выдвинута ещё в XVIII в. французскими просветителями, и была широко распространена в европейском освободительном движении конца XVIII – начала XIX в. Решающее значение в историческом процессе придавал М.М. Сперанский в своих проектах государственного преобразования. Декабристы были убеждены, что достаточно создать соответствующее общественное мнение в стране, как возникнут необходимые условия для политического переворота, причём не обязательно насильственным путём. Таким образом, деятельность «Союза благоденствия» приняла преимущественно пропагандистско-просветительский характер.

Однако, в последующем отчётливо видна утопичность этого замысла. В начале 20-х годов правительство решительно отказывается от своих реформаторских замыслов и переходит во внутренней, да и во внешней политике к открытой реакции. Теперь необходимо было бы не поддерживать либеральные стремления верховной власти, не давить на неё, подталкивая к преобразованиям, а искать новые способы борьбы за осуществление своих идеалов.

Весной 1821 г. в Москве прошёл съезд «Союза благоденствия», который стал важной страницей в истории движения декабристов. На нём были разработаны программа, тактика и формы всей последующей борьбы. Была выработана тактика военной революции. Утверждались представления о революционном перевороте как высшем выражении суверенных прав всего народа. В результате возникших внутри «Союза благоденствия» программных разногласий в 1821г. он был распущен. Однако его члены стали организовывать новые союзы.