В течение нескольких дней вся власть в Москве находилась фактически в руках восставших. Такого грозного размаха городское восстание достигло впервые. Однако правительству удалось привлечь на свою сторону стрельцов выдачей им повышенного жалованья. В руках правительства оказалась вооруженная сила, восстание было подавлено.
Вслед за Москвой поднялась целая волна городских восстаний, охвативших громадную территорию. Движение развернулось прежде всего в южных "украинных городах", в которых было много мелких служилых людей, разоренных от неуплаты жалованья и притеснений со стороны администрации. В ряде случаев в восстании приняли участие крестьяне.
Волнения произошли в Козлове, Владимире, Воронеже, Ельце, Болхове, Чугуеве. На другом конце страны, в Северном Поморье, также было неспокойно. Осенью слухи о московском восстании дошли до Чердыни и Соликамска, и там поднимался народ против зажиточных посадских людей. Начавшиеся еще в мае волнения в Нарыме вновь вспыхнули при известии о московском восстании. Всего за период с 1630 по 1650 г. восстания охватили до 30 городов, из них 21 произошло в 1648 — 1650 гг.Поводом к восстанию в Пскове, начавшемуся весной 1650 г., была передача хлебных запасов Швеции в счет погашения долгов русского правительства. Представители "молодших людей", посадских низов Пскова, обратились к архиепископу с просьбой уговорить воеводу не отдавать хлеб шведам, так как город испытывал в нем нужду. В связи с отказом воеводы задержать хлеб 28 февраля в Пскове вспыхнуло восстание. Восставшие задержали шведского правительственного агента, выбрали своими руководителями площадного подьячего Томила Васильева и стрельцов Порфирия Козу и Иова Копыто. Было решено хлеб шведам не отдавать и отправить специальных челобитчиков к царю.
Через несколько дней, в середине марта, началось восстание в Новгороде, куда проникли слухи об отправке хлеба за рубеж. Восставшие разорили дворы богатой новгородской знати. 16 марта им удалось захватить власть в городе. Во главе новгородского правительства встали освобожденный восставшими из-под ареста митрополичий приказной Иван Жеглов, посадские люди Елисей Лисица и другие, а также один представитель стрельцов.
Это придавало большую силу восстаниям. Характерной особенностью восстания 1650 г. было заметное участие крестьянства и отказ дворян от поддержки восстания, что свидетельствует об изменениях в расстановке клас-совых сил после Уложения 1649 г. К Новгороду было направлено царское войско под предводительством князя Хованского. Измена "лучших людей" — городской верхушки — предрешила участь восставших. Город был сдан Хованскому в середине апреля, начались розыски виновных. Из Москвы пришел указ казнить Жеглова, остальных руководителей восстания бить кнутом и сослать в Астрахань, на Терек и в другие отдаленные районы.
В Пскове восставшие силой взяли у воеводы оружие, боеприпасы и ключи от города. Прибывшего из Москвы для подавления мятежа князя Волконского восставшие арестовали, отобрали хлеб у богачей и роздали его посадским людям и стрельцам. В течение июня и июля продолжались бои под Псковом. Однако и в Пскове "лучшие люди" схватили руководителей восстания и выдали их царским властям.
Восстания 1648—1650 гг. отразили появление новых черт в антифеодальной борьбе, связанных со спецификой жизни и требований городских ремесленников и мелких торговцев.
2.3 Социальный протест в старообрядческом движении. Восстание в Соловецком монастыре
Официальные историки русской церкви пытались представить Соловецкое восстание 1668 - 1676 годов как восстание невежественных сторонников старой веры против прогрессивных реформ Никона. Прогрессивность никоновских реформ весьма относительна, как и невежественность староверов в XVII веке. К оппозиции официальной церкви примкнули демократические и эксплуатируемые слои русского общества. Соловецкое восстание вспыхнуло на гребне народных восстаний XVII века. Летом 1648 года произошло восстание в Москве, затем в Сольвычегодске, Великом Устюге, Козлове, Воронеже, Курске. В 1650 году поднялись восстания в Пскове и Новгороде. В начале 60-х годов происходили волнения из-за новых медных денег. Волнения Эти получили название "медных бунтов". Соловецкое восстание 1668 - 1676 годов явилось завершением всех этих волнений и Крестьянской войны во главе со Степаном Разиным, но недовольство в монастыре проявилось значительно раньше. По-видимому, уже в 1646 году в монастыре и его владениях чувствовалось недовольство правительством. 16 июня 1646 года игумен Илья писал, чтобы привести к крестному целованию мирских людей разных чинов, стрельцов и крестьян в монастырских вотчинах. Из Москвы была вскоре прислана форма присяги. Постепенно накапливавшееся недовольство патриархом Никоном вылилось в 1657 году в решительный отказ монастыря во главе с его тогдашним архимандритом Ильей принять новопечатные богослужебные книги. Неподчинение монастыря приобретало различные формы в последующие годы и в значительной мере определялось давлением снизу живших в монастыре мирян (в первую очередь трудников) и рядовых монахов. Последующие годы заполнены многочисленными событиями, во время которых монастырь, раздираемый внутренними противоречиями, в целом все же отказывался подчиниться не только церковной власти патриарха, но и светской власти царя.
В 1668 году началась вооруженная борьба монастыря с царскими войсками. Монастырь подвергся осаде и находился в этой осаде восемь лет. В монастыре находилось до семисот - семисот пятидесяти его защитников.
Запасов монастыря хватило бы и на значительно больший срок, но измена монаха Феоктиста, выдавшего царскому воеводе Мещеринову потайной ход через сушило, положила конец вооруженной борьбе. Расправа с восставшими была чрезвычайно суровой. По-видимому, в последний год осады в монастыре осталось не менее четырехсот человек. В живых было оставлено только четырнадцать.
Как не стремились официальные историки монастыря представить дело так, что Соловки после подавления восстания не утратили своего морального авторитета на Севере, дело было не так. Роль Соловков в культурной жизни Севера резко пала. Соловки оказались окруженными старообрядческими поселениями, для которых монастырь остался только святым воспоминанием.
Вместе с тем Соловецкое восстание имело огромное значение - в укреплении старообрядчества на севере России. Несмотря на то, что восстание было жестоко подавлено, а может быть, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди окружающего населения, привыкшего видеть в Соловецком монастыре одну из главных святынь православия. Попытки использовать после подавления восстания былой авторитет Соловецкого монастыря в борьбе со старообрядчеством не привели ни к чему. Восстание показало, что в идейном и социальном отношении монастырь не представлял собой сплоченного коллектива. Монастырь жил не замедленной и ленивой жизнью, как это представлялось многим, а переживал бурные события, активно вмешивался в государственную жизнь и социальные процессы русского Севера. Сопротивление реформам Никона было только поводом к восстанию, за которым стояли более сложные причины.
2.4 Крестьянская война под предводительством С. Разина
В 1667г. начались события, которые получили названиекрестьянской войны под предводительством Степана Разина. Он былказаком станицы Зимовейской, знал калмыцкий и татарский языки и выступал в роли переводчика. Разин участвовал в походах против Крыма. Русское правительство не желало в условиях войны с Речью Посполитой (1654-1667) развязать и военные действия с Крымом, запретило казакам воевать с ним. Самое благодатное направление грабежа и разбоя было закрыто для казаков, те устремились к Каспиюи Закавказью. В 1667г. Разин начал свой знаменитый поход за"зипунами" (очевидно, это ковры). Собрав 1тыс. казаков, он захватил Астрахань, дошёл до Персии, захватил Дербент, Баку. Этот поход закончился в 1669г. Таким образом, 1667-1669гг. - первый этап выступлений Разина завершился. Это был просто грабительский поход, назвать его крестьянской войной нельзя. Второй этап 1670-1671гг. дал основания историкам назвать походы Разина крестьянской войной. В 1670г. Степан Разин решил выступить против бояр-изменников. Он стал рассылать в различные районы страны т.н. "прелестные письма", в которых говорил, что выступает за царя против бояр-угнетателей. В 1670г. он решил идти в новый поход по Волге, но только не к Каспию, а вверх по течению -на север. Отряд Степана Тимофеевича численностью 7тыс. человек подошёл к Царицыну. Жители города добровольно впустили Разина с отрядом, он в свою очередь ввёл казачье устройство в Царицыне (всех жителей распределили по десяткам и сотням, вместо воеводы назначил городового атамана). Из Астрахани против Степана Разина был направлен отряд стрельцов, однако "астраханские ратные люди великому государю изменили и сами пристали к нему (Стеньке Разину),с ним бою не учинили". Так Степан Разин беспрепятственно подошёл к Астрахани, жители сами отдали город в распоряжение казакам. Затем Разин двинулся вверх по Волге, на его сторону добровольно перешли Саратов и Самара. Ряды восставших множились, к Разину примыкали беглые крестьяне, холопы, другие казачьи отряды. На подавление восстания было направлено 60тыс. стрельцов и служилых людей. В то время как повстанцев насчитывалось 20тыс. человек. Потерпев поражение, Разин бежал на Дон. Его выдали царским войскам свои, не так давно преданные казаки во главе с Корнеем Яковлевым. Летом 1671г. Разина четвертовали на Красной площади. Правительство торжествовало победу. Участники восстания подверглись жестоким преследованиям. В одном только Арзамасе в течение трёх месяцев было казнено свыше 11тыс. человек. Причинами поражения были стихийность, неорганизованность, социальная ограниченность восставших. В советской историографии восстание Разина назвали крестьянской войной, но, во-первых, крестьянство в восстании почти не участвовало, во-вторых, антифеодальные лозунги появились лишь на втором этапе и то, как вынужденная мера. В последнее время восстание Разина все чаще характеризуется только как "восстание". Крестьянской войной его можно назвать в том смысле, что в целом оно было направлено против существующей системы, а главным угнетаемым классом было крестьянство. В ходе кровавого мятежа Разина казачество попыталось низвергнуть установившийся в России государственный порядок и утвердить своё правление. Но и в случае своей победы, перебив бояр, воевод, помещиков и приказных, восставшие не смогли бы создать новое справедливое общество. Неизбежно, раньше или позже, из самой казачьей среды должны были появиться новые землевладельцы, приказные. Но прежде чем жизнь России вошла бы в обычную колею, она была бы залита кровью, отброшена далеко назад в своём развитии.