«Это уже не война между Россией и Турцией и ее союзниками,— писал в 1855 г. Н. Г. Чернышевский,— какою представлялась она полтора года тому назад, а война между Россией и двумя западными державами, которые оттеснили Турцию на второй план и на военном и на дипломатическом поприще. Если можно было сомневаться — по совету или против совета Англии и Франции начала войну Турция в 1853 году, то для каждого теперь ясно, что в настоящую минуту Турция продолжает ее против собственной воли, по приказанию своих союзников, которые из союзников сделались властелинами слабой державы». В связи с этим Н. Г. Чернышевский привел древнюю басню: лошадь вела борьбу с каким-то врагом и обратилась за помощью к человеку. Тот сел на спину лошади и повел ее в свою конюшню. Таким же образом поступили Англия и Франция со своим союзником — Турцией.
Хотя Турция входила в коалицию, одержавшую в Крымской войне победу над царской Россией, Парижский мирный договор, подписанный 30 марта 1856 г., усилил ее зависимость от Англии и Франции. Согласно Парижскому трактату Россия потеряла устье Дуная, была лишена права содержать военный флот и иметь укрепления на Черном море. Но это отнюдь не укрепляло самостоятельности Турции. В Черном море на Турцию были возложены такие же унизительные ограничения, как и на Россию. Парижский договор, провозгласивший ответственность европейских держав за «целостность и независимость Османской империи», означал установление совместной опеки держав над Турцией, позволял легко находить поводы для вмешательства в ее внутренние дела, для навязывания ей чужой воли.
В феврале 1856 г., накануне открытия Парижского конгресса, султан опубликовал новый манифест о реформах, который объявлял о возобновлении выполнения программы реформ, обнародованной в 1839 г. Однако манифест 1856 г. в отличие от рескрипта 1839 г. был разработан в значительной мере под давлением англо-французской дипломатии, стремившейся помешать России вынести на обсуждение Парижского конгресса вопрос о положении угнетенных народностей Османской империи, и санкционировал иностранную опеку над Турцией. Упоминание о манифесте 1856 г. в дальнейшем было включено в Парижский трактат.
Манифест 1856 г. подтвердил провозглашенное в 1839 г. равенство в правах мусульман и немусульман. Он расширял права связанной с западноевропейским капиталом компрадорской буржуазии нетурецкой национальности. Иностранцы получили право приобретать землю и недвижимость. Характерно, что Решид-паша считал манифест 1856 г. разрушительным для Турции. В манифесте, однако, были такие пункты, как обещание постепенно отменить откупную систему сбора налогов, вести строительство дорог и т. п.
В 1858 г. был принят земельный закон, закреплявший земельные отношения, сложившиеся после отмены ленной системы. Подавляющая часть земель принадлежала государству или являлась вакуфной. Она сдавалась в аренду. Эти арендованные земли нельзя было продавать, закладывать, дарить. Наследование таких земель также было ограничено. Все же это не могло остановить обезземеливания крестьянства и перехода земли в руки помещиков.
В 60-х годах были отменены цеховые регламентации, осуществлены административные реформы. Продолжалось начатое в 40-х годах открытие светских школ — начальных, средних и высших. Для руководства светскими школами было создано министерство просвещения. В середине 60-х годов в светских начальных школах насчитывалось 660 тыс. учеников. Средних же школ было только несколько десятков. При этом сохранились все школы при мечетях, а в светских начальных школах половина учебного времени отводилась религии. Фактический контроль над школами по-прежнему оставался у духовенства. В 1869 г. был принят закон, предусматривавший введение в турецких школах трех-четырехлетнего всеобщего образования.
Реформы второго периода танзимата (1856—1870) не смогли существенно изменить положение в Османской империи. В целом политика танзимата потерпела неудачу. Танзимат не создал предпосылок для промышленного развития страны, а некоторое усиление позиций компрадорской буржуазии отражало усилившуюся политическую и экономическую зависимость Османской империи от капиталистических держав Запада.
4 Рост недовольства. «Кулелийский инцидент»
Война с Россией, усилившаяся зависимость от Англии и Франции принесли новые бедствия населению Османской империи. Непосильные налоги вызывали крестьянские волнения. Нарастала борьба угнетенных народов.
О силе недовольства в стране свидетельствовал раскрытый в 1859 г. заговор с целью свержения султана, в котором участвовали ученики медресе (духовные школы), мелкие чиновники и офицеры. Историки располагают лишь самыми смутными сведениями о характере и целях этого движения. Судя по некоторым свидетельствам, его участники стремились «разрушить порядки и законы путем смены правительства, подняв народ и войска против „высокого султана". Однако заговорщики не имели опоры в массах. Они были арестованы и содержались в Кулелийских казармах в Стамбуле. Отсюда принятое в литературе название «Кулелийский инцидент».
Феодально-абсолютистский гнет, усилившееся проникновение иностранного капитала препятствовали формированию и развитию турецкой буржуазии. Тем не менее хотя и медленно, но неуклонно увеличивалось число турок — купцов и владельцев мелких мастерских. Эти слои были разочарованы итогами танзимата. Они искали новых путей. К тому времени зачатки светского образования, возникшие благодаря реформам, позволили некоторым представителям турецкой молодежи познакомиться с жизнью буржуазной Европы. Появилась немногочисленная интеллигенция, феодально-чиновничья по происхождению, но усвоившая буржуазную идеологию. Из ее среды вышли писатели и публицисты Ибрагим Шинаси, Намык Кемаль и другие деятели, ставшие зачинателями просветительского и либерально-конституционного движения. Созданные ими «Османское общество просвещения» и «Книжное общество» развернули просветительскую деятельность, которая охватывала, однако, сравнительно узкий круг людей, главным образом из интеллигенции и учащейся молодежи. Выдающийся турецкий писатель и драматург Намык Кемаль явился одним из основоположников новой турецкой литературы. Намык Кемаль и его единомышленники стремились сделать турецкий литературный язык более доступным для народа.
По своим политическим взглядам Ибрагим Шинаси, Намык Кемаль и другие просветители были сторонниками превращения Турции в конституционную монархию. В 1865 г. в Стамбуле была создана тайная политическая организация «Новые османы». Наряду с Намыком Кемалем и его друзьями в ней участвовали представители купечества, некоторые крупные военные и гражданские чиновники. Главной целью организации было добиться введения в Турции конституционного строя. «Новые османы» были оторванной от народа заговорщической организацией. Они надеялись путем заговора заставить султана Абдул-Азиза (1861—1876) даровать конституцию. Но в 1866 г. организация была раскрыта. Многие участники были арестованы. Намык Кемаль и некоторые другие бежали за гра-ниоу, где продолжали свою деятельность, издавая эмигрантские газеты.
Развитие Османской империи в первый период новой истории, когда в передовых странах Европы победил и утвердился промышленный капитализм, определялось прогрессирующим и все углубляющимся кризисом феодальных отношений, освободительной борьбой угнетенных народов за создание своих национальных государств и агрессивной колонизаторской политикой европейских держав по отношению к народам империи. Политика капиталистических держав Запада поддерживала и консервировала феодальные порядки, помогала искусственному сохранению быстро слабеющей лоскутной империи. А это, в свою очередь, способствовало осуществлению их колонизаторских планов.
Часть территорий, входивших ранее в Османскую империю, была уже захвачена колонизаторами. Англичане захватили важные районы Южной Аравии, французы — Алжир. Фактически контролировался английскими и французскими колонизаторами Египет. Политика сохранения статус-кво сопровождалась растущим закабалением формально еще независимой империи. К концу 60-х годов колонизаторы располагали ключевыми экономическими и политическими позициями в Турции. Она была опутана режимом капитуляций и неравноправных торговых договоров. В период Восточной войны началось ее финансовое закабаление. В 1854 г. Турции был предоставлен первый кабальный заем в 75 млн. фр., а в 1876 г. ее задолженность европейским банкирам составляла уже около 2,4 млрд. фр. Османский имперский банк, созданный вскоре после Восточной войны, полностью принадлежал английским и французским капиталистам. Иностранному капиталу был предоставлен ряд концессий на строительство железных дорог.
Парижский трактат свидетельствовал об усилении политической зависимости Турции от Англии и Франции. Теперь султанская власть и другие элементы политической надстройки все более становились орудием колонизаторской политики европейских капиталистов. Таким образом, процесс превращения Турции в полуколонию зашел достаточно далеко еще в период промышленного капитализма.